Урок музыки "Сочини мелодию". 1-й класс

Разделы: Музыка, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18 МБ)


Урок с использованием технологий здоровьясбережения.

Цель и задачи:

  • Развивать у детей умение анализировать и сравнивать свои эмоциональные состояния, возникающие под воздействием природы и музыки.
  • Обобщить музыкально-жизненный опыт детей.
  • Воспитывать эстетический вкус учащихся посредством музыки и живописи.

Музыкальный материал: П.И. Чайковский, слова А. Плещеева “Осень”, П.И. Чайковский фортепианный цикл “Времена года” “Осенняя песнь. Октябрь”, В. Николаев, слова И. Сусидко “Песенка об осеннем солнышке”, Е. Поплянова, слова Н. Пикулевой “Эхо”, Звуки природы – шум дождя.

Дополнительный материал: Д. Мамин-Сибиряк “Серая шейка” (фрагмент), И. Левитан “Золотая осень. Слободка”, И. Левитан “Буря. Дождь”, И. Левитан “Хмурый день”, И. Левитан “Осенний день”, И. Левитан “Золотая осень”, И. Грабарь “Рябинка”, В. Поленов “Золотая осень” репродукции.

Ход урока

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Добрый день, дорогие ребята! Напомните мне, пожалуйста, кто такой композитор?

- Это человек, который сочиняет музыку.

Молодцы, правильно! Я вам прочитала стихотворение А.С. Пушкина.

Скажите, о каком времени года говорит поэт?

- Осень.

Какая осень бывает?

- Золотая, ранняя, поздняя, дождливая, грустная, урожайная.

Сегодня мы отправимся в осенний лес. Давайте на мгновение закроем глазки и представим, что за окном ясная погода, светит солнышко, которое греет нас последним своим теплом. Хоть за окном и нет дождика, но на прогулку мы возьмём с собой зонтик, вдруг дождик пойдёт.

Левитан “Золотая осень. Слободка”

Итак, вы готовы идти в поход?

- Да.

В дороге наш помощник песня поможет скоротать путь.

Разучивание песни В. Николаева “Песенка об осеннем солнышке”. (10 мин)

Вы внимательно послушаете “Песенку об осеннем солнышке”, которую я вам спою, и постараетесь услышать ответ на мой вопрос: Изменяется ли настроение в песенке или нет?

Изменяется ли настроение в песенке или нет? Какое настроение в запеве? А в припеве? Почему, как вы думаете? (Отработать трёхдольность в упражнении: сильная доля – хлопок в ладоши, две слабые – удары по коленям).

Какой изображена осень в песне?

Наконец мы пришли в осенний лес.

На фоне звучания романса П.И. Чайковского, на слова А. Плещеева “Осень” (показ В. Поленов “Золотая осень”, И. Грабарь “Рябинка”, И. Левитан “Осенний день”, И. Левитан “Золотая осень”, И. Левитан “Буря.Дождь”, И. Левитан “Хмурый день”)

Какой изображена осень П.И. Чайковским?

“...от инея пожелтели берёзки и покраснели осины. Вода в реке потемнела, и река казалась больше, потому что берега оголели, - береговая поросль быстро теряла листву. Холодный осенний ветер обрывал засыхавшие листья и уносил их. Небо часто покрывалось тяжёлыми осенними облаками, ронявшими мелкий осенний дождь...”

Изменилось ваше настроение? Почему? Каким оно стало?

- Грусть об уходящем лете, музыка следует за словами.

Вот и в нашем лесу начал накрапывать грустный осенний дождик. Давайте вспомним, какие дожди и дождички существуют в природе.

- Сильные, весёлые (грибные), ливни, сердитые (грозовые).

Физкультминутка. Упражнение “Грибной дождь”.

Дети встают, лёгким потряхиванием плеч и рук освобождают их от напряжения, слегка закидывают назад голову, подставляя лицо под “моросящий тёплый дождь”, и слушают запись шума дождя. Мышцы лица расслабляются, легонько улыбаются губы, полуприкрыты глаза. Нет никакого напряжения. Дождик тёплый и приятный. Лицо выражает удовольствие и наслаждение...

У каждого на парте лежат листочки, нам нужно их “оживить”, сделать осенними. А чтобы работать было легче, вам поможет музыка П.И. Чайковского “Осенняя песнь”, она подскажет краски осени. Пока звучит музыка, вы должны разукрасить каждый свой листочек.

На фоне звучания фортепианного цикла П.И. Чайковского “Времена года” “Осенняя песнь. Октябрь” дети рисуют осень на заготовках.

Поднимите вверх все свои осенние листочки и посмотрите, какой красивый лес у нас получилась. Скажите, какие цвета преобладают в нашем лесу? Получился у нас осенний лес? Кто желает рассказать какую осень он изобразил и почему?

Пока мы с вами рисовали осенний лес, закончился дождик, небо просветлело. Солнышко выглянуло, позолотило верхушки деревьев. Всё в лесу заиграло, повеселело. Даже листья под ногами веселее зашуршали. А ваше настроение каким стало? Пора возвращаться домой. По дороге подразним эхо.

Как отвечает эхо на вопросы? Повтором?

Давай те попробуем. Допустим, я спрошу “Сколько времени сейчас?” Что ответит мне эхо?

- “Час! Час!”

Вот вы и стали эхом.

Игра-импровизация “Эхо”.Отвечайте эхом (повтором) на мои вопросы. А чтобы играть было веселее, будем свои ответы сопровождать так: двумя хлопками в ладоши, по коленям, по плечам, двумя притопами.

Замечательно. Эхо у вас отличное получилось.

Часто ли у вас на уроке менялось настроение? Почему?

- Музыка разная была.

Оказывается, музыка может изменять наше настроение. Как же можно услышать музыку?

- Внимательно слушать, не разговаривать.

Скажите, так кто же такой композитор?

- Это человек, который сочиняет музыку.

А художник это кто?

- Тот, кто рисует картины.

Правильно, и осень мы тоже можем назвать художницей, т.к. она разрисовала листочки на деревьях.

С какой песней мы сегодня познакомились?

- “Песенка об осеннем солнышке”.

Давайте её повторим.

Пение: “Песенка об осеннем солнышке”

Молодцы, очень хорошо.

Итог урока:

Мы услышали, что душой музыки является мелодия, музыка живёт внутри человека.

Домашнее задание.

Вспомнить, какие песни про осень вам известны.

Вы сегодня хорошо работали, активно!

Спасибо за урок! До свидания!

Источники информации:

  1. http://сезоныгода.рф/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%
    D0%B8%D0%BD%D1%8B%20%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8.html
  2. http://www.o-prirode.com/photo/51
  3. http://muzofon.com/search/%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA%
    D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%
    B4%D1%8B%20%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C
  4. http://didaktor.ru/ispolzovanie-shablona-s-makrosom-drag-and-drop/