Проектная деятельность в ГБОУ Гимназия №1590 имени Героя Советского Союза В.В.Колесника г.Москвы

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность".
Бернард Шоу.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить цели, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, проанализировать, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.

Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе.

Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

Проектный метод обучения получил в настоящее время очень широкое распространение в образовании. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся среднего и старшего звена.

Большую роль метод проектов играет и в процессе формирования профессионального самовоспитания школьников.

Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса. Методом обучения является сложное, многомерное образование.

Учащиеся гимназии приняли участие в Московской научно-практической конференции “Технопарк”, которая проводится ежегодно в ГБОУ ЦО №1679 Северного окружного управления образования г. Москвы при участии высших учебных заведений, научных и научно-производственных организаций, Московского центра педагогического мастерства г. Москвы.

В конференции приняли участие воспитанники дошкольных учреждений, обучающиеся начальной, основной и старшей школы, проявляющие интерес к научно-исследовательской деятельности. Все участники конференции прошли предварительный отбор проектных работ в своих общеобразовательных учреждениях.

В конференции участвовали победители и призеры 3-11 классов первого-школьного тура Московского конкурса проектных и исследовательских работ, зарегистрированные в системе СтатГрад из школ межрайона:Коптево, Левобережный, Войковский, Молжаниновский, Головинский, Ховрино.

Тематические направления (секции) на конференции "ТЕХНОПАРК" были такие:

1. “Спорт и здоровье” (экология, биология, медицина, здоровьесбережение)

2. “Экономика, география”

3. “Языкознание, лингвистика”

4. “Человек и общество” (психология, человек и общество)

5. “Машиностроение”

6. “Астрономия и космонавтика”

7. “Приборостроение, робототехника”

8. “Современные технологии в машиностроении и производстве” (физика)

9. “Числа, фигуры, алгоритмы” (математика)

10. “Информатика, компьютерное моделирование”

11. “Хочу все знать!” (химия)

12. “Этот многогранный мир” (МХК, искусство, литература.)

13. “История и современность”

(история, обществознание)

14. “Проектирование и дизайн городской среды”

15. “Мыслю, творю, действую” (начальная школа и детский сад)

Все 14 проектов, которые были заявлены от гимназии стали призёрами и победителями!

Это две работы номинации “Числа, фигуры, алгоритмы” (математика) учителя Пичугиной Ирины Анатольевны и учащихся 7 класса, Галицыной Валерии и Фисенко Кристины.

Проект “Геометрия домов будущего”, где основополагающими и проблемными были вопросы:

1. Почему мы часто болеем, чувствуем себя плохо?

2. Отсутствие комфорта в современных домах. (Какова связь между чувством комфортности и формой жилища?)

3. Должен ли человек терять связь с окружающим миром?

Проектно-исследовательская работа ребят была направлена на поиск наиболее удобной формы для дома будущего. (От формы домов, как оказывается, во многом зависит наше с вами здоровье).

Проект “Кабинет математики как комфортная рабочая среда”

Рогожкина Артема, Бекмурзаевой Карины, Фанштейн Анастасии, где основополагающими и проблемными были вопросы:

1. Почему у учащихся не всегда тот рабочий и тонкий эмоциональный настрой, при котором все слова учителя моментально могут быть подхвачены учениками?

2. Что может являться в кабинете не только фоном, красивым дополнением, но и инструментом, который мощно стимулирует ученика и становится помощником учителя?

3. Может ли кабинет являться одной из важных составляющих образовательного процесса?

В номинации “Хочу все знать!” (химия) от нашей гимназии было представлено 7 проектных работ:

1. Козодаева Вита (8 класс) “Изучение влияния стимуляторов на рост и развитие качественной рассады”

2. Калинина Анастасия (8 класс) “Разработка платформы для стартапа косметической линии”

3. Ермолаев Максим, Кузоватова Елизавета (8 класс) “Создание комфортной экологической среды в гимназии 1590”

4. Байрамкулов Денис (8 класс) “Получение алкалоидов и изучение их влияния на жизнедеятельность плесневых и дрожжевых грибов”

5. Сергеева Ольга (9 класс) “Эффективная очистка почвы от нефтепродуктов

(Изучение фильтрационных свойств почвы и поиск эффективного способа ее очистки при загрязнениях нефтью и нефтепродуктами).

6. Сивец Александр (10 класс) “Генератор водорода”

7. Кудрявцева Алена (10 класс) “Исследование процесса создания ароматических композиций на основе этанола и сложных эфиров”.

В каждой из названных работ присутствует эксперимент или практическая компонент, направленный на создание определенного продукта в соответствии с поставленными целями. Так, Калинина Анастасия, используя только натуральные ингредиенты, создала крем для рук и мыло. А это уже косметическая линия, для которой был придуман бренд и создана оригинальная упаковка. Также проведены экономические выкладки, с помощью которых рассчитана себестоимость продукции.

Отдельной номинацией “За творческое воплощение замысла” жюри отметило проект Шустровой Дарьи, ученицы 6 “В” класса (научный руководитель учитель русского языка и литературы Петрова Татьяна Сергеевна). Данный проект был направлен на выявление актуальности театрального искусства в современном обществе; на примере спектакля по сценарию учеников 6 класса необходимо было доказать перспективу дальнейшего развития и популярности театра; создание видеоролика по спектаклю.

В ходе проекта были выполнены следующие этапы:

1. Проанализирована история развития театрального искусства.

2. Исследовано влияние данного вида искусства на сознание людей различных эпох.

3. Исследовали, насколько популярен театр в современном обществе.

4. Учениками 6 класса создан сценарий “Зимней сказки”.

5. Постановка спектакля на школьной сцене.

6. Создан видеоролик по спектаклю.

В результате работы над данным проектом получен вывод: у театра есть будущее, так как у него есть не только будущий зритель, но и будущие сценаристы, режиссеры, декораторы, операторы и актеры, в роли которых выступили сами ребята.

Все работы учащихся гимназии были отмечены жюри как глубоко проработанные и интересные.