Сценарий классного часа, посвященного взаимоотношениям детей и родителей, "Почитай родителей своих". 8-й класс

Разделы: Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


К родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе.
Исократ

Цель: способствовать воспитанию уважения к представителям старшего поколения, родителям.

Задачи:

  • побуждать к анализу своей деятельности ( своего поведения);
  • способствовать осознанию значения семьи в жизни человека;
  • подвести к выводу о необходимости уважительного отношения к старшим.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа:

  • распределить роли: папа, мама, бабушка, дочка (для участия в воспитательных ситуациях).
  • предложить детям подготовить короткие рассказы на тему “Стержень моей семьи” (об авторитетных, уважаемых членах семьи, которыми гордится весь род).
  • три экземпляра детской Библии (вложить закладки в нужных местах).
  • реквизит для инсценировки (ноутбук, газета, фартук, спицы с вязанием).
  • листочки с качествами (3 шт).
  • разбить ребят на 3 группы.

Оформление: можно заготовить бумажные таблички с пословицами, афоризмами о родителях и детях и повесить эти таблички в классе; мультимедийная презентация.

План классного часа.

  1. Интерактивная беседа.
  2. Информационный блок “Отцы и дети”.
  3. Проблемный афоризм.
  4. Рассказы детей по теме “Стержень моей семьи”.
  5. Воспитывающие ситуации.
  6. Заключительное слово.
  7. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

1. Интерактивная беседа

Классный руководитель. Ребята, наш сегодняшний классный час я хочу начать с притчи. Называется она “Воробей”.

Просмотр видео.

Как вы думаете, о чём эта притча, в чём её смысл? Что автор пытался до нас донести?

Ответы ребят:

К родителям надо относиться с уважением, терпением, почитанием.

Попробуйте сформулировать тему нашего классного часа.

Ответы ребят.

А можно вот так?: “Почитай родителей своих”

Что вы ждёте от нашего классного часа? Что для этого надо сделать?

Ответы ребят.

А эпиграфом к нашему разговору будут слова Исократа: К родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе.

Ребята, поднимите руки, у кого были конфликты с родителями. (Дети поднимают руки.)

Вспомните, из-за чего происходили ссоры?

(Поздно пришел, курю, долго говорю по телефону, сижу за компьютером, включаю музыку на полную громкость, не помогаю по дому и т. п.)

Исследования ученых говорят, что три четверти современных детей постоянно конфликтуют с родителями, некоторые дети даже убегают из дому. В России сейчас 1 млн беспризорных детей. И у многих из них - нормальные семьи, мама и папа. Почему дети конфликтуют с родителями, почему уходят даже из дома? Как вы думаете?

Примерные ответы детей:

  • Родители не дают свободы.
  • Родители ругают, бьют, достают своими поучениями.
  • Родители ненавидят своих детей.
  • Родители все время работают, не занимаются с детьми.
  • Родители жадничают, не дают денег.

Классный руководитель. Получается, что во всем виноваты родители, но неужели сами дети ни в чем не виноваты?

Примерные ответы детей:

  • Дети не уважают родителей, не хотят их слушать.
  • Дети презирают родителей за то, что они не могут заработать на достойную жизнь.
  • Дети ленивые, не хотят учиться, помогать по дому.
  • Дети не верят в Бога. И т. п.

Классный руководитель. Сегодня мы не будем осуждать родителей. Попробуем их понять.

2. Информационный блок “Отцы и дети”

Классный руководитель. Отцы и дети. Эта проблема стара как мир. Противоречия между двумя поколениями были и будут всегда. Но именно в наши дни эти противоречия стали принимать очень уродливые формы. Скажите, как вы называете родителей между собой? Может, слышали как другие называют своих родителей? Ответы детей.

А как вы думаете, если бы они случайно услышали это, им было бы приятно?

Ответы детей.

А вот в интернете я нашла такое: “шнурки”, “черепа”, “предки”, “родаки”, “папик” и “мамик” - такими оскорбительными кличками величают своих родителей современные дети.

А ведь вырастить и поднять на ноги детей в современной России - это почти подвиг.

Традиция уважать родителей и вообще всех старших есть у каждого народа. Без этого ни один народ не смог бы сохраниться, передать свой опыт следующим поколениям. Народы Кавказа, где эти традиции очень сильны, даже секрет своего долгожительства объясняют тем, что у них принято почитать и уважать старших. А живут там люди по сто и больше лет, сохраняя здравый ум и работоспособность.

Традиция почитать родителей и старших была всегда сильна и на Руси. Каждый христианин знал древнюю библейскую легенду о сыновьях Ноя.

Ной – это человек, который построил ковчег и спас свою семью и всякой живности по паре во время великого потопа. У него было три сына : Хам, Сим и Иафет. Один из сыновей Ноя, Хам, посмеялся над отцом. За это потомки Хама навечно стали рабами, а само имя Хам стало нарицательным - так называют грубого, наглого человека, который никого не уважает, считает себя выше других.

В Библии можно найти много заповедей о том, как воспитывать детей, как относиться к родителям.

Я предлагаю вам самим найти в тексте эти изречения.

Работа с текстом Библии 3 минуты ( на нужных страницах вложены закладки). Зачитывают найденные изречения.

Я совершенно с вами согласна. Я нашла вот такие (выводятся на экран):

  • “Чти отца и матерь, да благо тебе будет и долголетен будешь на земли”.
  • “Разоряющий отца и выгоняющий мать – сын срамный и бесчестный”
  • “Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей”

Хотя все они разные, но смысл у всех один. Какой?

(ответы детей).

В ветхозаветные времена с непокорными детьми поступали по всей строгости - могли и забить камнями до смерти. Страшное наказание ожидало тех, кто поднимал руку на родителей: “Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти”.

Библейские заповеди нашли отражение в пословицах нашего народа. О роли родителей для детей:

  • “Нет такого дружка, как Родная матушка”,
  • “Как Бог до людей, так отец до детей”,
  • “Птица радуйся, весне, а младенец матери”.
  • О том, что нужно строго относиться к детям:
  • “Наказуй детей в юности, упокоят тя на старости”.

О том, что нужно прислушиваться к советам родителей:

  • “Родительское слово на ветер не молвится”.

Я предлагаю вам поиграть: продолжить пословицы и поговорки.

+В семье разлад, так и дому не ...рад

+В семье согласно, так идет дело ...прекрасно

+При солнышке тепло, при матери ...добро

+Семьей дорожить — счастливым ...быть

+Согласную семью и горе не ...берёт

+Родителей чти — не собьешься с истинного ...пути.

В России тот, кто поднимал руку на своих родителей или оскорблял их, считался “поганым”, с ним не водились, не подавали руки, не принимали в приличном обществе. Советы и набавления родителей - драгоценнейшее наследство, которое могут получить от них дети.

Но далеко не все почитают своих родителей, которые не слушаются родителям, грубят, огрызаются в ответ на замечания, а повзрослев, не хотят ухаживать за престарелыми родителями, отправляют их в приюты. А потом плачут от собственных детей, обвиняя их в черствости и эгоизме.

Вообще, как говорилось в нашем эпиграфе, к родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе.

Физминутка.

3.Проблемный афоризм

Классный руководитель. Среди высказываний, посвященных семье, мне попался очень интересный афоризм.

{Читает. )“nервую половину жизни нам отравляют родители, а вторую - дети”

Как понять эти слова?

Примерные ответы детей:

  • В детстве нас достают родители, потом мы сами становимся родителями, и нас уже достают свои собственные дети.
  • Сначала мы не слушаемся родителей, а потом за это наши дети не будут слушаться нас.
  • В детстве нас раздражают родители своими поучениями, потом мы будем раздражать наших детей.

Классный руководитель. А может быть, не ко всем относится этот афоризм?

Примерные ответы детей:

Классный руководитель. Можете ли вы сказать, что родители отравляют вам жизнь?

(Дети отвечают.)

К счастью, есть еще семьи, в которых дети считают родителем друзьями, прислушиваются к их советам и замечаниям, гордятся ими.

4. Рассказы детей по теме “Стержень моей семьи”

Классный руководитель. Каждый человек ищет пример для подражания, и первый такой пример он может найти в кругу своей семьи. Отцы, деды, прадеды... Кто прославился мастерством, кто - боевыми заслугами, кто - добротой, мудростью, справедливость”. Они-то и составляют стержень семьи, красу и гордость всего рода. Расскажите о том, кто является стержнем вашей семьи, кто в семье является для вас авторитетом?

(Дети поднимают руки, коротко рассказывают о своих предках )

5. Воспитывающие ситуации

Классный руководитель. Все-таки немало есть ребят, у которых добрые и хорошие отношения с родителями. Как же удается им избегать вражды и конфликтов? Сейчас мы попробуем испытать себя в нескольких ситуациях. Для начала создадим привычную семейную обстановку. Приглашаю уважаемых членов семьи занять свои места.

(К доске выходит папа с газетой, мама в фартуке, сестра с книжкой и бабушка со спицами. Они занимают свои места: папа садится на стул и разворачивает газету, бабушка садится на стул, мама, и сестра становятся рядом.)

Итак, тихий вечер после рабочего дня. Папа расположился с газетой на диване, мама хлопочет на кухне, сестра делает домашнее задание. А вы играете в новую компьютерную игру. Вдруг мама заглядывает в вашу комнату и строгим голосом заявляет:

М а м а: У нас закончился сахар. Ну-ка, бросай своих монстров – и в магазин!

Сын в ответ: Можно без сахара обойтись. Я сахара не ем

Классный руководитель. А у тебя самый сложный уровень! Что ты ответишь?

Какой вариант ответа вам кажется самым лучшим, самым бесконфликтным ?

(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)

Уважаемая мама, тебе приятно было услышать тот ответ, который дал нам ваш сын? А какой ответ ты хотела бы услышать?

Еще одна ситуация. Сестра долго пыталась отогнать вас от компьютера, потом пожаловалась бабушке. Бабушка стала уговаривать.

Бабушка. Пожалуйста, уступи сестре компьютер, ты ведь уже три часа сидишь. А ей нужно срочно реферат по истории печатать.

В ответ: Может и от руки написать - подумаешь, реферат! Компьютер мне подарили, я и буду им распоряжаться.

Классный руководитель:

Какие еще варианты можно предложить? (Уступить компьютер сестре и найти себе другое занятие.)

Уважаемая бабушка, какой ответ ты бы хотела услышать?

И, наконец, третья ситуация. Пока вы штурмовали свой ypoвень, позвонила классная руководительница и поговорила с папой. После этого разговора у папы возникли вопросы.

П а п а. А почему это ты в школе сегодня отсутствовал?

Сын: Захотел - и прогулял! Мне уже 14 лет, и я не обязан перед вами отчитываться;

Классный руководитель. Можно предложить 1000 вариантов ответа. Но вы решили не врать.

Какой же вариант ответа покажет почтение к родителям?

(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)

Какие еще будут варианты - самые достойные? (Сказать, что больше такого не повторится.)

Ежедневно в семье возникают тысячи таких ситуаций. Реагируя на них, неплохо вспомнить древнюю восточную мудрость: “Вы можете однажды пожалеть о том, что смолчали, но о сказанном будете сожалеть долго”.

6. Заключительное слово

Классный руководитель. Давайте, ребята, подведём итог нашей сегодняшней беседы и выделим главные качества, которые необходимо стараться проявлять по отношению к нашим родителям.

(Ребята выбирают подходящие качества, из перечня на выданных листочках. Эти качества появляются на слайде.)

Понимание, любовь, честность, уважение, забота, благодарность, верность, терпение, доверие.

Всё, что вы сейчас назвали, является составляющими взаимоотношений с родителями. Это и есть почитание. (слово выделяется на слайде)

7. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель.

В начала классного часа я вас спросила: были ли у вас конфликты с родителями? Кто-то поднял руку, кто-то постеснялся. После нашего сегодняшнего разговора есть ли о чем подумать, над чем поразмыслить?

Задумались ли вы сегодня над тем, какие взаимоотношения между вами и вашими родителями? Всегда ли вы правильно ведёте себя по отношению к ним и как нужно поступить, чтобы избежать ненужных конфликтов?

Ответы ребят

Спасибо вам за откровенные ответы. Наш разговор на эту тему мы не заканчиваем, но ставим многоточие. А сегодняшний классный час я хочу закончить следующими словами:

Родители... Как много в этом слове.
Не стыдно встать пред ними на колени,
У Неба попросить для них здоровья,
А за обиды попросить прощенья.

(звучит песня Льва Лещенко “родительский дом”)