Технология "Портфель проектов" как ресурс повышения качества образования в условиях реализации ФГОС ДО

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: повышение качества образовательного процесса в дошкольной организации посредством использования (внедрения) инновационной управленческой технологии «Портфель проектов».

Задачи:

  • формирование портфеля проектов с учетом значимости и эффективности каждого из проектов;
  • модернизация предметно-пространственной развивающей среды для развития проектной деятельности;
  • активизация деятельности родителей в проектной деятельности;
  • повышение профессиональной компетенции педагогических кадров, овладение новыми педагогическими технологиями;
  • распространение продуктивного опыта педагогов в проектной деятельности, ориентированной на повышение качества образования.

Основные принципы реализации проекта

Принцип прогностичности – проект может быть определен как пошаговое осуществление потребного будущего.

Принцип пошаговости – предполагает постепенный переход от проектного замысла к формированию образа цели и образа действий, к программе действий и ее реализации. Причем каждое последующее действие основывается на результатах предыдущего.

Принцип нормирования требует обязательности прохождения всех этапов проекта.

Принцип обратной связи после осуществления каждого этапа проекта необходимо получать информацию о его результативности и соответствующим образом корректировать действия.

Особую роль в реализации проекта играет принцип сотрудничества и равной ответственности, предусматривающий объединение целей каждого участника проекта, определение меры ответственности .
Система показателей по достижению целей проекта

Цель

Показатели

Повышение качества образовательного процесса в дошкольной организации посредством использования (внедрения) инновационной управленческой технологии «Портфель проектов»

Наличие нормативной документации, обеспечивающей реализацию проекта.

Количество и качество проектов формирующих портфель.

Количество педагогов повысивших профессиональную компетентность в вопросах проектной деятельности

Количество педагогов, воспитанников, родителей, включенных в проектную деятельность

Количество инициатив педагогов, родителей по вопросам реализации проектов и оптимизации портфеля проектов.

Наличие системы мониторинга реализации портфеля проектов.

Наличие методических рекомендаций по внедрению проекта

Основные результаты проекта

Педагоги организации – развитие педагогическогопотенциала;возможность непосредственного управления образовательным процессом, новая система моральных и материальных стимулов для сохранения лучших педагогов.
Родители – качество предоставления услуг дошкольного образования, выбор образовательных проектов и модулей для детей;включение родителей в образовательный процесс.
Воспитанники – широкий спектр образовательных проектов, индивидуализация образования, развитие творческого и интеллектуального потенциала.
Социальные партнеры – активизация сотрудничества, включение в образовательный процесс.

Механизм формирования портфеля проектов

1. Фаза создания портфеля проектов.

Основной целью фазы создания портфеля проектов является формирование базы педагогических проектов, которые потенциально затем могут быть приняты к реализации в образовательном пространстве. На данной фазе осуществляется сбор проектных инициатив педагогов. На этом этапе проектные идеи прорабатываются. Цель этой проработки получение оценки того, насколько конкретный проект будет целесообразным и актуальным для портфеля проектов. После согласования и утверждения, данный проект попадает в базу проектов, потенциально интересных для реализации в составе портфеля проектов.

2. Фаза отбора портфеля проектов

На данной фазе из полученной базы потенциальных проектов создается тот портфель, который принимается к реализации, учитывая ограничения.

Приоритизация проектов:

– по стратегической значимости;
– по степени соответствия ожидаемых результатов проекта целям проекта;
– по финансовым параметрам;
– учет проектных взаимодействий;
– анализ соответствия пакета проектов стратегическим целям организации.

3. Фаза планирования портфеля проектов. На фазе планирования портфеля проектов осуществляются: запуск проектов (назначение руководителей проектов, определение сроков реализации, определение участников проекта),выделение ресурсов (подбор ресурсного обеспечения проекта, материалов для его реализации).

4. Фаза управления реализацией. На фазе управления реализацией выполняются следующие задачи: мониторинг выполнения проектов в портфеле, анализ отклонений при реализации проектов и их влияния на связанные проекты и портфель в целом; координация ресурсов.

Управление портфелем проектов – это гибкий механизм, предназначенный для трансляции стратегии в портфель проектов, состоящий из этапов создания, отбора, запуска, реализации инновационных проектов, анализа результатов с целью эффективного достижения стратегических целей образовательного учреждения.

В данном механизме мы видим ряд преимуществ. Участники проектов, взаимодействуя в рамках конкретных мероприятий, обеспечивают обмен опытом, соединяют свои новейшие разработки, что создает условия для формирования единого ресурсного центра. Совместное использование ресурсов – финансовых, материально-технических, кадровых, интеллектуальных, ведет к экономии затрат, исключает дублирование. За счет разделения работ согласно наилучшим успехам повышается качество реализации проектов. Согласование сроков исполнения отдельных проектов ведет к значительному выигрышу во времени.

Организационная схема управления Портфелем проектов

Центрч ответственности за портфель проектов

Руководитель портфеля: координатор и консультант центра ответственности за портфель проектов;

Команда портфеля проектов – это мобильная групповая структура, которая обладает высоким уровнем сплоченности, имеет общую цель, групповые нормы и традиции, разделяемые всеми ее членами. Команда – генератор проектных идей, создает портфель проектов, управляет запуском и реализацией ПП, обеспечивает взаимодействие с руководителями проектов, поддерживает необходимый процесс, контролирует деятельность творческих групп.

Центр ответственности за реализацию портфеля проектов

Руководитель проекта оперативно и эффективно решает задачи, создает творческую группу проекта, контролирует деятельность творческой группы, оценивает показатели мониторинга ожидаемых результатов.

Творческая группа проекта разрабатывает и реализует проект, обеспечивает достижение намеченных целей-результатов проекта в установленные сроки. Для эффективной работы творческих групп необходимы ясность цели, ориентация на выполнение задания, ответственность за результат собственных действий, высокая работоспособность, взаимопонимание, согласованность действий в команде.

Представленная организационная структура портфельного управления – простая, удобная, легко адаптируемая система, которая отличается мобильностью – увеличением скорости решения вопросов; оптимальным распределение ресурсов по проектам, синергетическим эффектом в ПП, творческой активностью.

Перспективы развития:

  • повышение управляемости и привлекательности проектов и портфеля в целом;
  • изменение параметров проектов, входящих в портфель;
  • развитие операционного управления для снижения возможных рисков, роста управляемости;
  • формирование нового портфеля проектов;

Внедрение в практику технологии «Портфель проектов» обеспечивает оптимальное достижение тактических и стратегических целей дошкольной организации создание современной образовательной модели соответствующей ФГОС ДО.