Способы задания множеств (урок-сообщение нового знания)

Разделы: Начальная школа


Тип урока: сообщение нового знания.

Цель: создать условия для формирования  представления о способах задания множеств.

Задачи:

  • Закреплять представления о понятиях «множества» и «элемент множества».
  • Познакомиться со способами задания множества: перечислением и общим свойством.
  • Заниматься систематическим повторением и закреплением ранее изученного.
  • Развивать уметь решать занимательные и стохастические задачи.

Этап урока

Ход урока

I этап. Самоопределение
к  учебной деятельности;
эмоциональный настрой

«Вместе весело шагать!»
– Ребята, сейчас у нас урок математики
– Сегодня у нас присутствуют гости, давайте вместе их поприветствуем
– Спасибо, садитесь
– Наш урок начался с песни
– Вам понравилась она?
– Как вы думаете, о чём она?
– Мы тоже собрались вместе на уроке математики
– Каким вы хотите видеть наш урок математики?
- А себя в нём?
– А меня, свою учительницу?
– Что нам для этого надо? Какие качества понадобятся?
– Вы, ребята, правы! На уроке математики тоже важно, чтобы было интересно и весело, и чтобы мы всё время шагали вперёд к новым испытаниям и свершениям;
– Я предлагаю нам вместе выбрать слова из песни, которые станут девизом нашего урока
«вместе весело шагать!»
– Какое слово, в этом девизе, самое главное, ключевое? (вместе)
Сегодня мы продолжим с вами разговор о значении слова «вместе» в математике
– Я желаю вам успеха!
– И вы повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь и пожелайте удачи на урок!
– Откройте тетради, запишите число.


II этап. Актуализация знаний; мотивация;
Создание проблемной ситуации

– Вспомним то, что необходимо для урока
– Поиграем в игру «назови одним словом»

  • Как назвать людей, которые объединились, чтобы петь? (хор)
  • Как назвать людей, которые объединились, чтобы танцевать? (ансамбль)
  • Играть в футбол? (команда)
  • Работать? (бригада)
  • Как назвать собранные вместе книги? (библиотека)
  • Марки? (коллекция)
  • Цветы? (букет)

– Молодцы! Чему учились при выполнении данного задания? (учились называть предметы одним словом)
– В математике существует термин, общее слово, универсальное, которым можно заменить любое из слов ваших ответов
– Вам предстоит сейчас его отгадать, расшифровать, но для этого сначала нужно найти значение выражений
– Работать будете в парах. Возьмите лист №1. Договоритесь, кто из вас будет расшифровывать красные буквы, а кто зелёные. На выполнение задания у вас есть 1 минута.
– Подайте сигнал готовности!
– Время вышло!
– Какое слово вы расшифровали?
(множество)
– Поднимите руку у кого так же?
– Молодцы!
– Что интересного заметили в примерах каждого столбца? (одинаковые части и целое)
– Прочитайте ответы первой строки! (15, 30, 60, 120)
– Установите закономерность! ( числа увеличиваются в 2 раза)
– Какое число в этой строчке лишнее? (15 – нечётное, 120 – трёхзначное)
– Докажите!
– Прочитайте ответы второй строки! (7, 14, 21,28)
– Какую закономерность заметили? (числа увеличиваются на 7, кратные 7)
– На какие группы и по какому признаку можно разделить данные числа? ( однозначные–двузначные, четные–нечетные)
– Докажите, объясните!
– Чему учились при выполнении данного задания?
– Итак, какой раздел мы начали с вами изучать? (группу предметов, живых существ, собранных вместе)
– Что называется элементами множества? ( предметы или живые существа, из которых состоит множество)
– Какие бывают множества? (конечные, бесконечные, пустые)
– Приведите примеры!
– Рассмотрим понятие «множество» и объясним на примерах
Работа на интерактивной доске.
№1 Подбери элементы множества:
№2 Подбери название к каждому множеству:
Продолжим работу и вместе шагаем дальше
М.Д. – Вычислите устно, записывая только полученные результаты
– Работаем в тетради:

  • Делимое 56, делитель 7. Найдите частное
  • Уменьшите 160 в 10 раз
  • Найдите произведение чисел 6 и 4
  • Насколько 8 меньше 40
  • Я задумала число, уменьшила его в 2 раза, получила 20. Какое число я задумала?

– Проверяем! Поменяйтесь тетрадками, возьмите простой карандаш
– Найдите ошибки и исправьте
– Найдите закономерность в данном ряду чисел: 8, 16, 24, 32, 40 и продолжите ряд (числа увеличиваются на 8 – 40, 48, 56, 64, 72, 80)
– Дайте название множеству! (множество чисел кратных 8)
– Есть ли у данного множества крайнее число? ( нет, 8 можно прибавлять сколько угодно раз)
– Как называется такое множество? (бесконечное)
– А можно ли отнести к этому множеству число 17? (нет, оно не делится на 8)
– А число 88? (да, оно делится на 8)
– Мотоцикл? (нет, это вообще не число)

III этап. Постановка проблемы, учебной задачи, цели урока

Индивидуальное задание.
– Вы отлично справились с определением того, является ли предмет элементом множества или нет. – Теперь каждый попробует это сделать самостоятельно.
– Выполните задание: «Является ли число 98 элементом множества больших чисел?»
– У вас возникло затруднение?
– Поднимите руку те, кто ответил «да»
– Кто ответил «нет»?
– Кто ничего не написал?
– Каким способом докажете, кто из вас прав? (мы не знаем, нет такого способа)
– Стоп! Уточните ещё раз, на какой вопрос вам нужно ответить? (принадлежит ли число 98 множеству или нет?)
– Почему вы не смогли это определить? Ведь только что было такое же задание (там было дано свойство числа – кратные 8) – задано правильно
– В этом задании тоже сказано: множество больших чисел (но мы не знаем какие числа считать большими)
– Молодцы! Вы верно подметили разницу в этих заданиях (множество задано некорректно)
– В математике говорят, что множество задано, если про каждый элемент можно точно сказать, принадлежит он данному множеству или нет
– Как вы считаете, возможно уметь правильно задавать множества? (Да)
– Какую цель поставим на урок? (Цель: узнать о способах задания множеств)
– Сформулируйте тогда, какова тема нашего урока? (Тема: Способы задания множеств)
– Что мы будем делать, чтобы достичь цели урока? (спланируем задачи на урок)
– Поставьте задачи на урок:

  • Вспомнить, что такое множество
  • Будем учиться определять, принадлежит данный элемент данному множеству или нет
  • Учиться задавать множество разными способами
  • Научиться обозначать множество при письме и читать
  • Решать задачи, используя полученные знания.

– Назовите множество! (множество оранжевых предметов)
– Принадлежит ли ему элемент:

  • Ворона?
  • Огурец?
  • Апельсин?

– Как вы определили принадлежит или нет? Общее свойство? (по цвету – оранжевый цвет или нет)
– Про любой ли предмет мы можем сказать, принадлежит ли он данному множеству или нет?
– Значит данное множество задано правильно?
– Каким способом оно задано? (указано общее свойство – оранжевый цвет)
– Итак, множество можно задать общим свойством элементов. Это множество: {5, берёза, грузовик}?
– Докажите (перечислены элементы, в фигурных скобках)
– Принадлежит ли данному множеству:

  • Число 9?
  • Трамвай?
  • Берёза?

– Значит про любой предмет можно сказать принадлежит он множеству или нет?
– Значит множество задано верно?
– Есть ли у элементов этого множества общее свойство?
– а как же оно задано?
– Кто догадался каким способом задано множество? (элементы перечислены в фигурных скобках; перечислением элементов)

IV этап. Решение учебной здачи

Продолжим работу в группах
– Сейчас в группах обобщите новые знания, сделайте вывод и заполните схему.
– Давайте посмотрим. Что у вас получилось! По одному человеку от группы необходимо выйти и объяснить заполненную схему
– Молодцы! Вы справились, выполнили всё верно. Спасибо, присаживайтесь
– Как нам проверить правильно ли мы сделали вывод? (посмотреть в учебнике)
– Проверим свой вывод с текстом в учебнике на странице 44
– Молодцы!
Цель – зафиксировать в громкой речи способы задания множеств
Итак, открытые нами новые знания теперь что нужно сделать?
– Пришло время отдохнуть, отдыхать мы будем множествами заданными
– Выполните действие встать, но не все одновременно, а только..

  • Множество девочек (Каким способом заданно?) Спасибо, садитесь.
  • Множество учеников ряда у окна

– Следующее действие: поднять руки вверх:

  • Множество учеников ряда у стены
  • Множество учеников по имени {Маша, Саша, Дима} (Каким способом – перечислением)

Музыкальная физ. минутка

V этап. Обобщение усвоенного и включение его в систему знаний

Самостоятельная работа с проверкой по образцу.
Идем дальше.
На этом же листе задание №3. Что нужно сделать?
– Каким способом заданы множества?
(Общим свойством)
Запишите решение задачи в тетради.
Положите перед собой лист №3. Что вам предстоит выполнить?
– Вы видите 3 теста, вам нужно выбрать и выполнить только один, задания в них разного уровня сложности.
– С желтой полосой  – простое
– С зеленой полосой – усложненное
– С красной полосой – сложное
На выполнение теста вам дается 2 минуты, выберите каждый для себя необходимый уровень и выполните.
– Проверяем
– Поднимите руку, кто выбрал и выполнил уровень с желтой/зеленой/красной полоской
– Сверьте ответы теста со своими, исправьте ошибки.
– Кто выполнил верно – «5»
– Поднимите руку, кто допустил 1 ошибку – «4»
– Две и более – «3»
– Какие трудности испытывали при выполнении?
– Чему научились при выполнении данного задания?

  • Учились определять множества
  • Обозначать , записывать, задавать разными способами
  • Сравнивать, анализировать, выбирать правильные ответы

VI этап. Итог урока

Наш урок подходит к концу – подведем итоги.
– Вспомним, какая тема нашего урока? (Способы задания множеств)
– Какую цель мы ставили? (Узнать способы задания множеств)
– Цель урока достигнута?
– Докажите? (Мы узнали два способа задания множеств: перечислением и общим свойством)
– Задачи выполнили?
– Чему же мы научились?

VII этап. Рефлексия

– Оцените умения в таблице. (Самооценка)
Поставьте «+», если «Да, я умею»
Поставьте «–», если «Нет, не умею»
– Поднимите руку, у кого четыре/три/два/один «+»

  • Получился ли наш урок таким, каким мы его задумали?
  • Что получилось на уроке лучше всего?
  • Что было трудным и над чем бы вы хотели еще поработать?
  • Урок соответствовал девизу «Вместе весело шагать»?

Ребята, давайте составим синквейн на тему «Множества»

Посмотрите, как здорово мы потрудились и продукт нашего труда у нас  перед глазами, поаплодируйте себе!

VIII. Домашнее задание

Д/з по выбору, по желанию:

  • Придумать множество, которое можно задать двум разными способами и записать в тетрадь;
  • Взять лист №3 и выполнить оставшееся уровни теста.

Спасибо за урок!