Межпредметный проект "Спасем планету мы от бед! Старым батарейкам – нет!"

Разделы: Физика, Химия, Биология, Экология


Миссией современной школы, по мнению авторов стандартов, по которым мы сейчас работаем, должно стать формирование российской идентичности, т.е. формирование личности будущего россиянина, как важнейшее условие укрепления российской государственности.

Задуматься о сохранении природы своей Родины позволяет экологическое образование. В современном мире все более популярным становится стремление к жизни в стиле эко. Чтобы начать думать экологично и разумно можно раз в месяц делать один простой шаг навстречу природе.

В январе 2015 года мы нашли экокалендарь, где предлагалось каждый месяц совершать маленькие перемены в образе жизни, которые могут привести к впечатляющим результатам. Мы заинтересовались этим календарем (приложение 1). Школьный экологический клуб «Эко-Око» решил предложить учащимся школы изучить предложенные перемены и посмотреть результат в своей семье, в своей школе, в своем регионе.

В феврале 2015 года в нашей школе был осуществлен межпредметный проект «Спасем планету мы от бед! Старым батарейкам – нет!»

Авторы проекта: Резвова Наталья Григорьевна, Кундерева Елена Вячеславовна – учителя биологии, Заботин Владимир Александрович – учитель физики, Смирнова Елена Вадимовна – учитель химии.

Цель: создание условий, способствующие развитию гражданской идентичности учащихся.

Задачи:

  • Продолжить развитие бережного отношения к окружающей природе; готовности вести здоровый образ жизни.
  • Способствовать осознанию своей роли в обществе и принятию ценностных и мировоззренческих идеалов жизни в современной России.
  • Развивать готовность к диалогу и сотрудничеству.
  • Воспитывать объективное, действенно-критическое отношение к собственному поведению и совершаемым поступкам.

Инициаторами проекта стали учащиеся 8-ых классов и экологический клуб «Эко – Око». Основополагающий вопрос, на который необходимо было ответить в ходе осуществления проекта: «Какова цена изобретения через годы?». Определены проблемные вопросы:

  • Откуда берется энергия в гальваническом элементе?
  • Как батарейки может улучшить жизнь людей?
  • След батарейки в развитии мира

Начали свою работу с разработки рекламы проекта и предложили учащимся принять участие в работе творческих групп, определили проблемные вопросы для каждой группы, которые необходимо было решить. (Приложение 2, приложение 3).

Учебные вопросы для творческих групп:

  • Устройство и принцип действия сухого гальванического элемента
  • Что у батарейки внутри и как она работает?
  • Знаете ли вы, что не все вещества взаимодействующие между собой способны вырабатывать энергию?
  • Какова область применения низковольтных источников питания
  • В чем вред использования батарейки на живой организм?
  • Как защитить себя от вредного влияния разлагающейся батарейки?

Таким образом, сформировались четыре группы: группа биологов – экологов (руководитель учитель биологии Кундерева Е.В.), группа социологов (руководитель учитель биологии Резвова Н.Г.), группа физиков (руководитель учитель физики Заботин В.А.), группа химиков (руководитель учитель химии Смирнова Е.В.). Творческие группы работали в течение трех недель. Школьники собирали материал, исследовали свойства растворов, изучали области применения гальванических элементов, готовили вопросы для опроса друзей, соседей, анализировали собранный материал, постарались оценить свою работу (Приложение 4).

Деятельность групп.

Группа биологов – экологов анализировала исследования ученых о вредном влиянии отработанных батареек, провела исследование «Влияние использованных батареек на рост и развитие комнатных растений», итогом работы стала статья в школьную газету «Зеркало».

Группа физиков изучила области применения гальванических элементов, нашла познавательный мультфильм компании «Аэроплан» - «Батарейки» (Приложение 5), итогом работы стала презентация «Батарейка служит людям».

Группа химиков провела исследование свойств веществ, которые можно использовать в работе батарейки и приготовила видеорепортаж «Вещества электролиты и неэлектролиты».

Группа социологов провела опрос друзей, соседей о широте применения батареек и способах утилизации населением батареек, выпустила информационный бюллетень (Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8).

Программа деятельности

До работы над проектом Учащиеся работают над проектом и выполняют задания После завершения работы над проектом
Стартовая презентация учителя
План работы над проектом
Критерии разработки итогового продукта
Рекламные ролики
Анкетирование
Маршрутные листы
Критерии самооценки работы в группах
Неформальное общение учащихся во внеурочное время
Журнал наблюдений учителя
Критерии для оценки выступления групп приглашенными экспертами
Конференция «+» и «-» - батарейки»
Акция «ОУ-А- батарейка!»
Рефлексия «Дерево настроений»

Итогом работы стали:

  • Социальная акция по утилизации батарейки «ОУ-А-батарейка!»
  • Конференция «Плюсы и минусы батарейки»

Социальная акция по утилизации батареек была проведена в школе 11 марта. В этот день многие учащиеся приняли участие в акции, школьники приносили использованные батарейки. В акции участвовали 14 классов, 257 учащихся. Есть учащиеся, которые принесли более 30 батареек: Фролова Ангелина, Фролова Милана, Дерюга Егор и другие. Всего было собрано2169 батареек. Спасли 43 380 м2 земли от загрязнений, а значит спасли 4338 деревьев, более двух миллионов дождевых червей, 2169 ежей, 43338 кротов.

12 марта в школе прошла конференция «Плюсы и минусы батарейки», на которой группы представили отчет о своей работе, ответили на все учебные вопросы (Приложение 9).

Итоги работ групп были представлены выступлением групп и их презентациями (Физики – приложение 10, биологи – экологи – приложение 11, химики – приложение 12, социологи – приложение 13).

На конференции работала экспертная группа, которая дала оценку работе каждой группы и представлению отчета. (Приложение 14).

Итак, на конференции, подводя итог работе группам, каждый давал оценку изобретения «Гальваническая батарейка», её плюсы и минусы отмечая разновесом на весах.

Был сделан вывод, что изобретение имеет огромное значение, но необходимо правильно утилизировать батарейки.

Президент «Эколайфа» Петросян Рафаэль Давитович в своём выступлении подчеркнул значимость социальной акции «ОУ-А-батарейки» и рассказал о том, как будут утилизированы использованные батарейки. Собранные батарейки были переданы в «Эколайф» (Владимирская областная молодежная общественная экологическая организация).

Отчет о проекте «Спасем планету мы от бед! Старым батарейкам – нет!» был представлен в виде презентации (Приложение 15), который был представлен на сайт школы ekooko.1gb.ru/action

Работа закончилась, но по окончанию конференции у учащихся появилась идея нового проекта о веществах бытовой химии.

Приложения 1-15