Элективный курс по физике в профильной школе «Загадочный мир кристаллов»

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (18 МБ)

Загрузить презентацию (10 МБ)


“Познать сущее нельзя извне, можно только изнутри”.
Н.Бердяев.

Аннотация

Актуальность курса заключается в том, что в свете реформы общеобразовательной школы повышаются роль и значение межпредметных связей дисциплин. Каждому учителю физики необходимо постоянно развивать стремление учащихся выяснять причины явлений, с которыми они встречаются ежедневно. Тематическая направленность курса способствует приучению детей к самостоятельной творческой работе, развитию инициативы, вносят элементы исследования в их учебу, содействуют выбору будущей профессии

Цель: показать необходимость развития в процессе обучения физике способностей, позволяющих решать задачи и получать дополнительные сведения из смежных областей науки, показать единство законов природы.

Задачи:

  • показать возможности межпредметной интеграции предметов естественно- научного цикла;
  • сформировать у учащихся представление о механических свойствах твердых тел, кристаллах, аморфных телах;
  • повысить интерес учащихся к выбору профессии ювелира, геолога, минераловеда;
  • развивать познавательную и творческую активность учащихся;
  • закрепить и развивать умения учащихся решать исследовательские задачи.

Описание работы:

Элективный курс “Загадочный мир кристаллов” дополняет и развивает школьный курс физики раздел “Свойства твердых тел. Кристаллы. Аморфные тела”, а также является информационной поддержкой выбранного профиля дальнейшего образования и ориентирован на удовлетворение любознательности старших школьников, их аналитических и синтетических способностей. Курс рассчитан на 17 часов для учащихся 10-11 классов, выбравших естественно - научный профиль. Он основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики, химии, географии и других дисциплин в средней школе.

Результат, на достижение которого направлена работа:

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

  • наблюдать и описывать свойства кристаллов, аморфных тел;
  • выдвигать гипотезы;
  • выполнять измерения и делать расчеты и выводы;
  • интерпретировать результаты экспериментов;
  • работать с Интернет ресурсами и документами СМИ;
  • применять законы физики к живым организмам природы.

Сколько лет и кем апробирована работа:

Работа апробирована учителем физики школы, учителем географии этой же школы. Элективный курс вошел в банк лучших элективных курсов методического кабинета города Батайска и рекомендован учителям школ города. Курс прошел апробацию в течении 2-х учебных годов.

Пояснительная записка

В современном естествознании физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное влияние на различные отрасли наук, техники и производства. Элективный курс “Загадочный мир кристаллов” дополняет и развивает школьный курс физики раздел “Механические свойства твердых тел”, “Кристаллы”, “Аморфные тела”, а также является информационной поддержкой выбранного профиля дальнейшего образования и ориентирован на удовлетворение любознательности старших школьников, их аналитических и синтетических способностей. Курс рассчитан на 17 часов для учащихся 10-11 классов, выбравших естественно - научный профиль. Он основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики, биологии и других дисциплин в средней школе.

Объект исследования: процесс развития познавательного интереса при наблюдении выращивания кристаллов и их физическое объяснение.

Цель нашего исследования: выяснение причин роста различных видов кристаллов.

Предмет исследования: различные кристаллы и аморфные тела.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные Метапредметные Личностные
Знать: понятие кристалла, аморфного тела, виды кристаллов, жидкие кристаллы, понятие анизотропии кристалла, понятие науки минералогии

Уметь: выращивать кристаллы, проводить эксперименты с аморфными телами, проводить опыты по образцу

Сформировать у учащихся проектную, исследовательскую и коммуникативную культуру.

Проектная культура:

  • наличие проблемы
  • планирование действий
  • исследовательская работа
  • результат работы над проектом
  • презентация продукта

Исследовательская культура:

  • общеучебная культура
  • культура работы с информацией
  • культура проведения исследований

Коммуникативная культура:

  • адекватное использование речевых средств
  • опыт межкультурной лингвистической коммуникации
  • участие в коллективном обсуждении проблем
  • обсуждение различных точек зрения для выработки общей позиции
Выработать два основных подхода к классификации личностно значимых ситуаций:
  • по типу взаимодействия с различными сторонами образовательного процесса
  • по содержанию (личностному смыслу) внутреннего состояния

Методические рекомендации:

Активизация познавательной деятельности школьников осуществляется посредством разнообразия форм, средств, методов обучения. Необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, интересы и др.).

Для проведения занятий по данному курсу при изучении нового материала рекомендуется лекционно-семинарская форма. Лекция - наиболее экономичный способ передачи учебной информации, поскольку в ней материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме. Семинар ориентирует учащихся на проявление самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, предполагает работу с дополнительной литературой и средствами Интернет – ресурсов. Курс рассчитан на большую исследовательскую работу учащихся, домашние эксперименты и опыты.

Работы учащихся по теме “Кристаллы”, “Где используются аморфные тела?” можно оформить как проекты, предложив сравнить особенности различных видов кристаллов. Элективный курс предназначен для учителей физики, географии, химии, экологии, и может быть использован в средних школах, гимназиях, лицеях и колледжах естественнонаучного профиля. Этот курс может быть использован и преподавателями дополнительного образования.

Для реализации этой методики необходимы: компьютеры, мультимедийный проектор, Интерактивная доска (по возможности), средства Интернет – ресурсов, коллекция кристаллов и аморфных тел.

Тематическое планирование курса:

№п/п Кол-во часов Тема Характеристика основных видов деятельности обучающихся
1 2 Физические и химические свойства кристаллов Рассмотреть образцы различных кристаллов. Сделать сравнительный анализ их физических и химических свойств. Работа с Интернет ресурсами
2 2 Минералогия – наука о кристаллах. Экскурсия в городской краеведческий музей на выставку минералов и камней. Самостоятельная работа с электронными образовательными ресурсами. Просмотр и обсуждение презентаций, фотодокументов экскурсии
3 2 Аморфные тела Проведение исследовательского эксперимента. Анализ проблемной ситуации. Построение графиков плавления аморфных тел
4 2 Минералы - самоцветы Сравнить образцы различных минералов собственных коллекций, составить таблицу их сходства и различий, обсудить на семинаре
5 2 Технология выращивания кристаллов Выращивание кристаллов по алгоритму
6 2 Получение и применение жидких кристаллов Самостоятельная работа с Интернет- ресурсами, отбор материала для совместного обсуждения, составить таблицу применения жидких кристаллов в природе и технике.
7 2 Кристаллы Сваровски и другие украшения из кристаллов Просмотр и обсуждение фотоматериалов экскурсии, знакомство с биографией Д. Сваровски
8 2 Кристаллические узоры и грани в математике Проведение опытов “кристалл в кристалле”, обсуждение результатов
9 2 Конференция “Загадочный мир кристаллов” Просмотр и обсуждение проектов, презентаций, поделок

Формы проведения занятий:

1. Мини-лекции.

2. Семинары с элементами дискуссий.

3. Создание эвристических ситуаций.

4. Демонстрация опытов и их обсуждение.

5. Экскурсия в городской музей на выставку “Мир камней”

6. Выполнение школьником самостоятельного физического эксперимента по выращиванию кристаллов

7. Самостоятельное выполнение заданий, связанных с обработкой литературных источников, интернет-ресурсов.

8. Создание мини-проектов, проектов

Основополагающий вопрос:

  • Знаете ли вы как кристаллы манят своей непостижимой природной красотой, игрой граней и искрящимися в них лучиками света?

Содержание программы:

Тема №1: “Физические и химические свойства кристаллов”

  • Строение кристаллов. Разнообразные виды кристаллических решеток. Физические свойства кристаллов. Химические свойства кристаллов.

Тема №2 “Минералогия – наука о кристаллах”

  • Кристаллография, кристаллохимия, минералогия – геохимические науки. Диагностика минералов.

Тема №3 “Аморфные тела”

  • Внутреннее строение аморфных тел. Применение аморфных тел.

Тема №4 “Минералы – самоцветы”

  • Определение минерала. Классификация минералов. Структура и химический состав минералов. Свойства минералов. Применение минералов.

Тема №5 “Технология выращивания кристаллов”

  • Технология выращивания кристаллов.

Тема №6 “Получение и применение жидких кристаллов”

  • Кое-что о жидких кристаллах — это вещества, которые ведут себя одновременно как жидкости и как твёрдые тела.

Тема №7 “Кристаллы Сваровки и другие украшения из кристаллов”

  • О ювелире Сваровски, его кристаллах и украшениях.

Тема №8 “Кристаллические узоры”

  • Что такое изоморфные тела? Как вырастить кристалл в кристалле?

Тема №9 “Загадочный мир кристаллов”

  • Конференция с защитой проектов и демонстрацией выращенных кристаллов.

Приложение.

Список литературы

  1. Блинов Л.М., Пикин С.А. Жидкокристаллическое состояние вещества. - М.: Знание, 1986. - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. “Физика”; №6).
  2. Блинов Л.М., Береснев Л.А. Сегнетоэлектрические жидкие кристаллы. - Успехи физических наук, 1984, т.143, вып.3, стр.391.
  3. Веденов А.А. Физика растворов. М.: Наука, 1984.
  4. Е. В. Чернобай Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде М. “Просвещение” 2012г
  5. И.В. Гладкая Оценка образовательных ресурсов школьников С- П: “Каро”, 2008г