Урок окружающего мира "Солнечная семья"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. углубить знания учащихся о строении Солнечной системы;
  2. повторить понятия «тела живой природы», «тела неживой природы»;
  3. учить детей делать выводы, анализировать, наблюдать.

Оборудование: карточки-отгадки, карточки с текстом, карточки с изображением планет.

Ход урока

Организация класса. Настрой.

Окружающий нас мир
Интересно познавать!
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать!

Проверка домашнего задания. Игра «Живая – неживая природа».

Учитель называет тела живой природы, неживой природы, изделия. Если тело живой природы, то учащиеся ловят воображаемый мяч, если неживой природы, то показывают, как отталкивают воображаемый мяч. Если это изделие, то хлопают в ладоши. Кто ошибается, тот выходит в круг и в конце игры отгадывает загадки о живой и неживой природе.

«Верные – неверные» утверждения.

  1. Мы живем на планете Земля. (+)
  2. Солнце – ближайшая к Земле звезда. (+)
  3. Звезды бывают разные: гиганты и карлики. (+)
  4. Звезды бывают только белые. (-)
  5. Самые раскаленные звезды – белые, голубые. (+)
  6. Менее горячие звезды – зеленые. (-)

Работа над новой темой. Вызов.

1. Игра «Рассказ по ключевым словам». Учитель загадывает загадки, ученики отгадывают. Отгадки-карточки вывешиваются на доске. К ним добавляются три карточки со словами: система, девять, вращаются.

А над нами, а над нами
Луг с волшебными цветами.
Золотистые цветы
Расцвели средь темноты… (звезды)

Ежегодно по утрам
Он в окошко входит к нам.
Если он уже вошёл,
Значит, день пришёл… (свет)

Выгляни в свое оконце – на небе сияет солнце.
… всему оно дает, свет,…, на землю льет. (жизнь, тепло)

2. Работая в группах, учащиеся составляют рассказ по ключевым словам. Составление кластера.

3. Воспользовавшись ключевыми словами, каждая группа учащихся рассказывает о своей планете.

4. Составление «живой» модели Солнечной системы. Ученик получает карточку с названием и изображением одной планеты. Учитель предлагает встать в том порядке, в каком располагаются планеты в Солнечной системе.

Осмысление.

1. Чтение стихотворения о планетах. Игра « Доскажи словечко».

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

2. Игра «Узнай меня». Ученики слушают краткое описание каждой планеты и угадывают ее название.

3. Чтение деловой статьи учебника (с.8-10)

Дополнение кластера (если необходимо).

4. Использование приема «Инсерт». Учащиеся выясняют, что они узнали нового («+»), что уже знали(«v»), что хотят выяснить(?).

5. Работа в тетради на печатной основе.

Рефлексия. «Толстые» и «тонкие» вопросы.

Работа в парах.

«Тонкие» вопросы:

  1. Верно ли, что в Солнечную систему входит 9 планет? (да)
  2. Верно ли, что Солнце-планета? (нет)
  3. Верно ли, что планеты имеют круглую форму? (да)

«Толстые» вопросы:

  1. Что объединяет Солнечная «семья»?
  2. Почему Солнце – это тело неживой природы?
  3. Почему Солнечную систему называют «семьей»?

Итог урока

Мы старались, мы устали
И решили отдохнуть.
Очень многое узнали,
Проложили к знаньям путь.
Пусть трудна у нас дорога,
Пусть ошибки ждут в пути,
Только верим мы, что много
Все ж успехов впереди.

Домашнее задание

  1. Запомнить порядок расположения планет.
  2. Составить кроссворд на тему «Солнечная система».