Факультатив «Этимология» для начальной школы. 3–4-е классы

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Я предлагаю на конкурс материал для организации внеурочной деятельности: факультатив “Этимология” для начальной школы (3-4 классы).

Цели:

  • развитие орфографической зоркости на основе понимания истории происхождения слова и словообразования;
  • воспитание интереса и любви к родному языку;
  • формирование навыков грамотного письма.

Календарно-тематическое планирование

1. Организационное занятие.

2. Экскурсия в библиотеку.

3. Художественная литература и этимология.

4. Художественная литература и этимология.

5. Как появились сложные слова?

6. Загадки о сложных словах.

7. Загадки о сложных словах.

8-10) Работа с книгой В.В. Волиной “Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь”.

11) Слова с –оро-, -оло-.

12-13) Что в имени моём?

14) История твоей фамилии.

15-16) Автобусная экскурсия по городу “Их имена носят улицы нашего города”.

17) История слов-названий “Вязьма” и “Смоленск”.

18-21) История слов-названий “Вязьма” и “Смоленск”.

22) Итоговое занятие.

23-32) Резервные занятия (многие занятия носят исследовательский характер, поэтому на них требуется больше часов, чем запланировано).

Занятие 1

  1. Организационный момент.
  2. Формирование группы.
  3. Выборы старосты.
  4. Рассказ учителя.

Всему название дано — и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету...
Язык — и стар, и вечно нов! И это так прекрасно —
В огромном море — море слов купаться ежечасно!
(А.Шибаев.)

“Мы так привыкли к словам... Читаем, пишем, разговариваем, смеёмся, шутим, поём, а то и поругиваемся. Язык нам нужен, как воздух. Но как редко мы задумываемся о том, как появилось слово, каковы его история и происхождение. А ведь это целая наука, очень интересная и серьёзная, и имя ей — этимология, что в переводе с греческого означает “наука об истинном значении слов”. (В. Волина.)

На занятиях мы будем знакомиться с русским языком иначе, чем на уроках русского языка. Мы будем выяснять искать исторические корни, исследовать историю слова и делать свои маленькие открытия. А тут не обойтись без самой разнообразной литературы. Нужно будет заглянуть в словари и энциклопедии, открыть географический атлас, полистать книги по истории. Нужно будет рассуждать, сопоставлять, логически мыслить. И результат этого стоит. “Ведь этимология — это наука, полная неразгаданных тайн, уходящих в древнее прошлое, и упорного и любознательного обязательно ждут открытия.

В этимологии прекрасно уживаются логика и фантазия. Есть этимология научная, основанная на фактах и серьёзных гипотезах, а есть народная, допускающая самые невероятные с точки зрения науки предположения и ассоциации...

А как порой неожиданно складывается судьба слова! Иногда его значение меняется со временем до обратного. Это может зависеть и от поворотов истории, и от удачной шутки, автора которой никто уже не помнит... Меняется мир, меняется язык, появляется необходимость давать имена новым предметам и явлениям, и старые слова приобретают новый смысл. Например: конь и козёл — гимнастические снаряды, кошки у верхолазов—специальные крючья, с помощью которых можно подниматься на большую высоту, мышка — прибор, без которого не обойтись при работе на компьютере. Так слово всё дальше и дальше уходит от своего первоначального значения. Чем старше слово, тем сложнее разобраться в его этимологии. Порой научных толкований бывает несколько, не говоря уже о народных”. (В. Волина.)

Запись в тетради у обучающихся.

Этимология (от греч. “этимон” — истина, истинное значение слова и “логос” — слово) — раздел языкознания, изучающий происхождение слов и их первоначальное значение.

Занятие 2

Тема: Экскурсия в библиотеку.

Цель:

  • познакомить со словарями, справочниками и энциклопедиями по русскому языку;
  • познакомить с этимологическим словарём, его построением и содержанием;
  • дать понятие о словарной статье.

Занятие 3

Тема: Художественная литература и этимология.

Цель:

  • познакомиться с рассказами К.Паустовского “Родник в мелколесье” и С.Романовского “Русь” и обсудить их содержание с точки зрения этимологии слов Русь и родник;
  • оформить первую карточку со словами Русь и родник для этимологической картотеки.

Рассказ учителя.

В науке этимологии, которой мы с вами будем заниматься, ещё очень много белых пятен, то есть много неизвестного, неизведанного. В ней так много вопросов без ответов. А нужно ли доискиваться до этих ответов?

Конечно, можно спокойно жить и дальше, не зная, как появилось то или иное слово, ведь общаться это никому не мешает. Но нет! Великий учёный-исследователь Иван Павлов утверждал, что потребность дышать, двигаться. Не зря главными вопросами малышей являются “где?”, “что?”, “почему?”, “как?” и т.п. Они всё хотят узнать, пощупать, попробовать.

Народная мудрость гласит: “Если не знаешь имён, пропадёт и знание вещей”. А познакомившись со словом поближе, вы уже никогда не употребите его некстати, неточно, неуместно.

А речь очень ярко характеризует, она сразу выдаст человека, чья речь правильная, богата и разнообразна словами.

“А что значит — “знать слова”? Вряд ли найдётся человек, не слышавший имя А.С.Пушкина; уже в первом классе читают отрывки из его сказок, учат наизусть стихи. Но многие ли обогатили свою речь его словами и оборотами? Конечно, словарь Пушкина — это словарь гения, в нём более двадцати одной тысячи слов. Но даже если вы не чувствуете в себе литературного таланта, развивать свою речь необходимо.

Как этого добиться? Секрет прост: прислушивайтесь к слову, приглядитесь к нему, проникните в его тайну. “Слово всегда есть, да ум наш ленив”, — говорил Н.А. Некрасов.

А ведь как интересно проникать в удивительный и многоцветный мир слова, разбирать и изучать его по кирпичикам... Слово не только называет какой-либо предмет, признак, действие, явление. Оно может дать большую информацию, накопленную нашими предками. Вот её-то мы и будем искать на этом и последующих наших занятиях. Сегодня мы обратимся к художественной литературе для детей.

Практическая работа.

Чтение рассказа Р.Романовского “Русь” “цепочкой”.

Запись в тетради:

Русь — это страна, где много рек и озёр? Россия.

Русский — человек, живущий у воды? россияне.

Русь — светлое место, страна света.

Русый — светловолосый.

Русая рожь — спелая, светлая.

Чтение отрывков из рассказа К.Паустовского “Родник в мелколесье”.

Запись в тетради: “Родник родит реку, а река льётся-течёт через всю нашу матушку-землю, через всю родину, кормит народ”.

Родник—родина—народродня.
    |
вода зарождается

Занятие 4

Тема: Художественная литература и этимология.

Цель:

  • познакомиться с отрывком из романа С.Алексеева “Сокровища Валькирии” и обсудить его содержание с точки зрения этимологии слов;
  • проследить употребление слов “ра” (солнце), “ар” (земля), “га” (нога) в русском языке;
  • учить вслушиваться в слова.

Рассказ учителя.

“Слова, значения которых мы понимаем, делают нас обладателями громадной библиотеки нашей памяти, а значит, обогащают нас культурно, духовно. Как бы мы узнали о событиях дней минувших, если бы не сохранились названия того, что давно кануло в Лету, реку забвения?

Но никогда не умирает то, что навечно закреплено в слове, самом могущественном памятнике истории. У предков наших всегда было презрительное отношение к “Иванам, не помнящим родства”, живущими лишь сегодняшним днём”. (В. Волина)

Я очень хочу, чтобы наши занятия пробудили в вас интерес к истории слова, чтобы у вас почаще возникало непреодолимое желание заглядывать в словари.

Пока вы молоды и у вас больше свободного времени, изучайте и любите родное слово, нашу великую русскую речь.

Практическая работа.

2.1.Чтение отрывка о слове “га” из книги С.Алексеева “Сокровища Валькирии”, с.23.

“...в русских словах “га” означает движение—нога, телега, дорога, Волга, Онега, Ладога.

2.2.Запись в тетради:

Га (движение) — но-га, теле-га, доро-га, Вол-га, Оне-га, Ладо-га.

2.3.Чтение отрывка о словах “ра”, “ар” и др., с.27-28, с.30-31.

“Оказывается, и нужно-то было лишь слегка почистить слово, сдуть с него пыль веков, чужих наречий, неверного толкования, и оно начинает сиять, как жемчужина, освобожденная от серой, невзрачной раковины. Он нашел ключ—в основе огромной толщи слов, которые означали обрядовую суть человеческой жизни от рождения до смерти, было заключено всего три понятия: солнце—РА, земля—АР, и божество—РОД. Язык сразу засветился и как бы озарил сознание! Тысячи раз он говорил, например, слово “красота” и никогда не вдумывался, из чего оно состоит, почему и в чем смысл его глубокого корня, неизменного на протяжении многих тысячелетий. А всего-то навсего в этом слове изначально жило солнце, свет, потому что нет на земле ничего прекраснее. Благодаря этому ключу, Русинову стали открываться все слова; их можно было петь, можно было купаться в них, как в воде, дышать как воздухом: —Ра-дуга, п-ра-вда, д-ар, ве-ра, к-ра-й, ко-ра, род-ина, на-род, род-ник...

... лишь слепой не увидит выпирающих, кричащих о себе древних корней, которые словно корни старого дуба, оголились и выступали из земли.

Понятия “РА” и “АР” — солнце и земля — существовали неразрывно, что доказывало перевернутое звучание этих слов, и совокупно. И название горы АРАРАТ древние ... вложили смысл соединения земли и солнца. Свет и тепло как бы возжигали землю, делали ее подобной солнцу, пригодной для существования человека, ... — народы Ара считали себя в буквальном смысле детьми света солнца. Поэтому их возглас “Вар” означал тепло, земной огонь, зной, и синонимом его было слово “жар”. (Отсюда в русском языке возникли глаголы “варить”, “жарить”, название “жар-птица”.) Боевой клич ариев как бы прославлял этот земной огонь. А после победы они прославляли солнце криком—УРА! — который сохранился и поныне и означал торжество света — “у солнца!” — над тьмой. Антонимом—словом противоположного значения—был горький вздох, тоже существующий и поныне—УВЫ! — то есть буквально “у тьмы!”, ибо множественным числом—ВЫ—называлась тьма. Поэтому дерзкие князья, замышлявшие походы на врагов, говорили “Иду на вы!” вовсе не из-за уважения к противнику, а точно определяли цель предстоящего сражения — сражения с тьмой.

И оказывается, потому нельзя называть бога на “вы”...”

2.4.Запись в тетради:

Ра (солнце) — к-ра-сота, ра-дуга, п-ра-вда, ве-ра, к-ра-й, ко-ра, у-ра...

Ар (земля) — д-ар, гект-ар,...

Вар (тепло, земной огонь, зной, “жар”) — вар-ить, жар-ить, жар-птица, по-вар...

Увы (у тьмы) — “Иду на вы!” (сражение с тьмой).

2.5.Работа с учебником “Окружающий мир”, с.12.

См. учебник: Н.Ф.Виноградова, Г.С Калинова. Окружающий мир. 3 класс. — М: “Вентана-Граф”, 2001.

O “Выскажи предположение.

Согласишься ли ты с таким мнением: “Каждый человек смотрит на явление природы своими глазами”?

Прочитай два текста. Как ты думаешь, какой текст написал учёный, а какой—писатель?

1.Радуга—это природное явление, которое происходит во влажном воздухе. Солнечные лучи преломляются в мельчайших каплях пара и образуют разноцветную дугу. Радугу составляют семь цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

2.Приходилось ли тебе видеть радугу? Возможно, что слово радуга произошло от двух слов: радость и дуга. От первого слова взяли слог ра и прибавили к нему слово дуга. Получилось ра-дуга—радостная дуга! Согласись, что, когда смотришь на радугу, хочется улыбнуться. Так и кажется, что на каждой её дуге сидит весёлый гномик. Давай нарисуем радугу: сначала красную дугу, потом оранжевую, жёлтую, зелёную, голубую, синюю и фиолетовую. Какая весёлая радуга у нас получилась!”

Занятие 5

Тема: Как появились сложные слова?

Цель:

  • познакомить со сказочной версией происхождения сложных слов по сказке Е. Пермяка “Про дедушку Само”;
  • составить картотеку сложных слов с первым корнем – сам-;
  • закрепить правописание соединительной гласной –о- между двумя корнями.

Рассказ учителя.

В этимологии бесспорных истин меньше, чем в какой-либо другой области языкознания. “Этимологи неустанно работают над уточнением своих гипотез. Они выдвигают всё новые и новые предположения чуть ли не по каждому, даже уже давно объяснённому слову...

Было бы очень неверно в таких случаях считать, что “который-либо из учёных тут “напутал”, “допустил промах”. Нельзя возмущаться: “Как же так? Один — одно, другой — другое! А где же правда?”

Учёных много: “Сколько голов, столько умов”, но все умы идут разными путями к одной цели—объяснению слова.

Пока она не достигнута, мы всегда можем столкнуться не с одним, а с несколькими предположениями, со спорами и несогласиями. Давно известно: в спорах-то и рождается истина!” (Л.В. Успенский)

Вы уже знаете, что одни русские слова родились столетия назад, другие — совсем недавно. Язык создавал и создаёт слова из заготовок. Например, слова лётчик, паровоз или пароход. Все части, из которых они сконструированы, живут в отдельности очень давно. А вот в таком соединении — совсем недавно.

Слушание.

—Сегодня вы познакомитесь со сказкой Евгения Пермяка “Про дедушку Само”.

—Как вы думаете, почему мы прочитали эту сказку?

—Евгений Пермяк предложил свою, пусть и сказочную, версию происхождения сложных слов, но зато очень интересную и много объясняющую. Сегодня мы составим картотеку сложных слов, придуманных автором этой сказки, а потом картотеку современных сложных слов с корнем –сам-. А буква -о- на конце имени дедушки Само стала мостиком ко второму корню, то есть соединила два корня и сохранилась в правописании таких слов.

Практическая работа.

Выписывание слов с корнем сам- из сказки.

Самокопная (лопата), саморубный (топор), самоходная (телега), самосвальная (телега), саморезные (станки), самопильные (пилы), лодки-самоходки, печи-самоварки, самостирное (корыто), самосильные самоделы-самоходы, самопашные (плуги), самолёты, самоточный (станок), самоточка, самобеглая (коляска), самокат, самовязная (машина), самовязка, самосвальная (машина), самосвал, самовзлётный, самопосадный, самоуправляемый, самобурильный, самопогрузный, саморазгрузный, самовидящий, самослушающий, самоотвечающий (корабль).

Составление картотеки современных слов с корнем сам-.

Самолёт, самокат, самоделка, Самоделкин, самосвал, самописка, самоходка, самовар, самоуправление, саморезы, самородок,...

Занятие 6

Тема: Загадки о сложных словах.

Цель: самостоятельная работа в личной, школьной или городской детской библиотеке с книгами — поиск загадок, имеющих отгадками сложные слова.

Занятие 7

Тема: Загадки о сложных словах.

Цель:

  • загадывание и разгадывание загадок о сложных словах, подобранных обучающимися;
  • объяснение, как образовалось каждое слово;
  • знакомство со сказкой Е.Пермяка “Как самовар запрягли”;
  • знакомство со сказкой А.Митяева “Мастер О”;
  • составление картотеки сложных слов, объяснение их значения, истории происхождения и правописания.

Проверка домашнего задания (загадывание и разгадывание загадок).

  • На реке домок, из трубы дымок. (Пароход.)
  • Лихо волны рассекает, реки, море проплывает,
    Дым над белою трубой, стая чаек за кормой. (Пароход.)
  • Стоит камень-утёс, сбоку кустик прирос:
    На камне он сидит, и камнем он сыт. (Камнеломка.)
  • Y Стоят в лесу пруточки, висят на них цветочки.
    Колокольчики-бубенчики, золотые венчики. (Первоцвет.)
  • Листочки — парные, цветки — янтарные,
    плоды коварные: и лечат, и калечат. (Зверобой.)
  • В столице стоит великанша одна,
    Зажгла голубые экраны она. (Телебашня.)
  • Что за птица — песен не поёт,
    Гнёзда не вьёт, людей и груз везёт. (Самолёт.)
  • Он в безбрежном океане туч касается крылом.
    Развернётся — под лучами отливает серебром. (Самолёт.)
  • Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полёт.
    Человек им управляет. Что такое? (Самолёт.)
  • Крыльями не машет, а летит.
    На керосин имеет аппетит. (Самолёт.)
  • Без разгона ввысь взлетаю, стрекозу напоминаю.
    Отправляется в полёт наш красавец... (вертолёт).
  • Есть у нас в квартире робот, у него огромный хобот.
    Любит хобот чистоту и гудит, как лайнер ТУ. (Пылесос.)
  • Наведём стеклянный глаз, щёлкнем раз — и помним вас. (Фотоаппарат.)
  • Ходит в поле коровушка — саженный язычок,
    Режет травушку коровушка под самый корешок. (Сенокосилка.)
  • Красно-белая панама манит всех издалека,
    Но красивая наружность не обманет грибника. (Мухомор.)
  • Красный зонтик на полянке — он родня поганке. (Мухомор.)
  • Плывёт корабль, ломая лёд, и караван судов ведёт. (Ледокол.)
  • На чайник смотрит свысока.
    Блещут медные бока:
    Три литра в чайнике? Смешно!
    Я умещу в себе ведро. (Самовар.)
  • Этот чайник на углях топят в русских деревнях. (Самовар.)
  • Был в почёте он когда-то, круглобокий и пузатый,
    Кипятил он к чаю воду, а теперь уже не в моде. (Самовар.)
  • Без запаха, без цвета газ.
    Не опасен он для нас. (Водород или кислород.)
  • Он по тротуару шагает и на шоссе не выбегает,
    Пока светофор не переключился и знак для него не появился. (Пешеход.)

Знакомство со сказкой Е.Пермяка “Как Самовар запрягли”.

Выписывание сложных слов из сказки.

Самовар, паровоз, пароход.

—Что общего у этих слов? (Сложные, вырабатывают пар...)

4. Продолжение составления картотеки сложных слов.

Лежебока, косолапый, листопад, снегопад, камнепад, ледоход, снегоход, снегокат, вездеход, тепловоз, паровоз, книголюб, земноводные, мухоловка, мухобойка, мухомор, носорог.

Занятие 8—10

Тема: Работа с книгой В.В. Волиной “Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь”.

Цель:

  • знакомство с аппаратом книги;
  • выписывание слов с непроверяемой орфограммой, связанной с
  • этимологией слова.

Вступительное слово учителя.

— Вспомните рассказ К.Паустовского “Родник в мелколесье”. В нём автор описал свою встречу с лесником, который любил искать словам объяснение и радовался своим находкам. “Найдёшь слову объяснение и радуешься”, — говорил он писателю.

Попробуем и мы сегодня научиться догадываться, почему отдельные растения, птицы и животные называются именно так...

Практическая работа с картинками.

КАРТИНКИ: малина, шиповник, рябина, гвоздика, колокольчик, синица, снегирь, медведь.

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ:

  • малина как бы состоит из малых частичек, ягодок
  • шиповник имеет шипы
  • от рябины рябит в глазах
  • гвоздика похожа на гвоздь
  • колокольчики как маленькие колокола
  • синица имеет синие пёрышки
  • снегирь прилетает со снегом
  • медведь любит мед и ведает, где он

Сравнение со словарными статьями из книги Волиной.

Малина—1. Ягодка малинка состоит из маленьких частей, как бы слепленных между собой. Слова малый, маленький определили название ягоды.

2. В этом случае прилагательное малиновый производное от малины, а не наоборот!

Рябина— кудрявые соцветия рябины выделяются из общей белизны своей пестротой: в прозрачных зонтиках переплетаются и светло-зелёные, и белые цветы; темнеют, просвечивают сквозь них и листья. И ветки, и воздух. “Рябые”, — говорили в народе. Итак, по образному выражению наших сородичей, “рябина от ряби пестра”.

Гвоздики — 1.Название цветку дано по сходству его семян с гвоздиками. А гвозди старинные — деревянные, ещё больше напоминают её семена.

2. Цветок назван гвоздикой за острый, резкий запах, похожий на запах всем известной пряности гвоздики.

Синица — 1. Существует вполне научная версия, которая в основу слова всё же ставит цвет! Явно синего у птицы нет, а вот отлив — синий и лапки голубые. И слова для анализа: сивый, синий, сиять!

2. Сторонники же звукоподражательной теории происхождения этого слова утверждают, что имя синичье родилось от её песенки — “зинь-зинь”. Когда-то звали синицу “зиницей”...

Снегирь — 1. СнИгирь (а именно так писалось раньше это слово) образовано от тюркского сниг, что значит “красногрудый”.

2. А потом оно изменилось на современное написание снЕгирь, так как птичка стала ассоциироваться в народе со снегом. Как только пойдёт первый снежок — жди снегиря.

Медведь—Казалось бы, ну что об этом слове говорить, и так всё ясно: медведь—ведающий, где мёд. Об этом знают даже маленькие дети. Но не “ведающий”, а “едящий” (корень –ед-, как в слове еда, утверждают некоторые учёные-лингвисты). / То есть медоед.

Шиповник — веточки покрыты острыми шипами, которые больно поцарапают каждого, кто захочет сорвать цветок или плод.

Составление ассоциативных цепочек.

малина—маленькая

рябина—рябчик, рябенькая

гвоздика—гвоздик, гвоздь

колокольчик—колокол, звон

синица — синяя, “синь-синь

снегирь—снег

медведь — ведает мёд

шиповник — шип

Коллективный поиск слов с непроверяемой орфограммой и их запись в тетрадь.

Животное—от слова живот, что значит “жизнь”.

Насекомое — их тело состоит как бы из отдельных члеников, оно резное, “насечённое” (насечка).

Лягушка—лягуша — “бедро” (“ляжка”).

Петух—За способ громко и звонко петь и прозвали его петухом.

Берёза — бер (“светлый”, “белый”, “блестящий”)

Ежевика — весь куст ежевики покрыт острыми шипами, иголками, как у ежа, потому и ежевика.

Капуста — образовано от слова капут (голова).

Лебеда — получила название по белому, а точнее, мучнисто-серебристому цвету её листьев.

Лопух, лопата — лоп- обозначал “плоскость”, “расширение”, “широкий лист”.

Смородина — смород — “вонь”, дурной запах.

Завтрак — от слова завтра. Чтобы приготовить еду, древним людям требовалось очень много времени: заранее обработать тушу убитого животного, разжечь огонь и довести еду до готовности. Еда готовилась на завтра, на другое утро, за утро, и называлось поэтому завтраком.

Платок — платъ, что означает “кусок материи”.

Пенал — от лат. пена — перо. А где хранили перья? В специальной коробочке, которую и назвали пенал.

Тетрадь — от греч. тетро — “сложенный вчетверо”. Раньше тетрадки имели всего четыре листа: один большой лист складывали пополам, потом ещё раз пополам, сшивали посередине — и тетрадь готова.

И т.д.

Составление ассоциативных цепочек.

животное — живот, жить, жизнь

насекомое — насечка

лягушка — ляжка

петух — петь, Петя

платок — плат

лопата — лоп, лопасть

пенал — перья...

И т.д.

Продолжение статьи.