Интерактивный тест-консультант по теме «Формулы и работа с ними» на уроке математики

Разделы: Математика, Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Важную роль в жизни общества играют информационно-коммуникативные технологии. На современном этапе общеобразовательная школа превращается в технологические организации, которые призваны сформировать у учащихся компетенции потребления и интерактивного использования информации. Для реализации этой цели можно предложить интерактивные тренажеры – это одна из оригинальных методик обучения, контроля и оценки знаний учащихся. Как правило, подобные тренажеры не только предлагают школьнику набор заданий на определенную тему, но и осуществляют контроль правильности их выполнения.

Данная методическая работа представляет собой тест-консультант по теме “Формулы”. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Цель теста - выявить уровень знаний и умений в работе с формулами, которые часто используются в математике и физике. Тест-консультант предназначен для учащихся основной школы, начиная с 7 класса. Целесообразно его использование на этапе закрепления знаний после прохождения тем “Алгебраические преобразования. Действия с многочленами. Решение линейных уравнений”. А также данный тест можно предложить 9-классникам для подготовки к экзамену.

Презентация представлена в форме интерактивного теста-консультанта. Тест-консультант содержит 10 заданий с четырьмя вариантами ответов. При ошибке на слайде появляется правильный ответ, “кликнув” на него, учащийся может увидеть причины ошибки (появится алгоритм выполнения задания и соответствующие правила). Время, которое отводится на эту работу, сугубо индивидуально и зависит от способностей ученика. Более успешному учащемуся может понадобиться приблизительно 20 минут, а некоторым не хватит и урока. Таким учащимся необходимо предложить поработать с данным тестом дома, в качестве домашнего задания.

Самой доступной для преподавателя и одной из самых удобных для подготовки и проведения урока является программа для создания компьютерных презентаций PowerPoint. Данный тест-консультант сделан с помощью средств Microsoft Office PowerPoint. Интерактивный тренажёр сочетает в себе динамику, а это тот фактор, который наиболее долго удерживает внимание учащегося, облегчает процесс восприятия и запоминания информации. Интерактивность достигается использованием механизмов навигации: гиперссылок и триггеров. Интерактивная презентация предполагает управленческую активность пользователя и его способность влиять на процесс презентации, а также использовать активные методы в обучении. Поэтому использовать данный тренажер лучше в режиме индивидуальной работы, в системе “один ученик – один компьютер”. В этом случае учащимся лучше работу предлагать в режиме показ слайдов (ПРЕЗЕНТАЦИЯ). Однако реальная ситуация в школе не всегда соответствует желаемому, поэтому можно организовать работу с тестом фронтально, но для этого необходим бумажный вариант теста (его можно найти в ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Мной была опробована следующая методика. В начале урока, приблизительно на 10-15 минут, учащимся предлагается выполнить тест (каждый получает бумажный вариант теста). Следующий этап урока – это интерактивная проверка. В роли руководителя выступает сам учитель, а роль помощников выполняют те ученики, которым удалось выполнить тест на компьютере, предварительно. Помощники осуществляют подсчет голосов при выборе вариантов ответов на каждый вопрос теста. Вариант, набравший наибольшее число голосов, сообщается учителю, который отображает его на интерактивной доске. В конце работы всему классу дается оценка по данной теме. Но наряду с этим, каждый ученик может подсчитать количество своих правильных ответов и сделать вывод об усвоении данной темы, а также о необходимости работы над ней.

Тренажер выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностирующую, обучающую и воспитательную.

Диагностическая функция выявляет уровень знаний, умений, навыков обучающего. Интерактивный тренажер помогает выявить и устранить пробелы в знаниях обучающегося. Выполнив все задания, у учащегося есть возможность сразу получить оценку своей работы (отлично, хорошо, удовлетворительно или неудовлетворительно).

Обучающая функция тренажера проявляется в активизации работы обучающегося по усвоению учебного материала. Так данный тренажер содержит дополнительную информацию о предлагаемых формулах, а после неправильного выполнения задания предоставляется ссылка на теоретический материал, который используют для правильного решения.

Воспитательная функция проявляется в дисциплинированности и самоорганизации деятельности учащихся; в формировании стремлений развить способности, инициативность, самостоятельность и ответственность. Дизайн, который выбран для презентации, призывает детей к здоровому образу жизни и пропагандирует здоровое питание.

Система гиперссылок и триггеров делает тест интерактивным: ученик получает оценку, рекомендации, повторяет правила. Перед тем как учитель предлагает тест, необходимо акцентировать внимание учащихся на внимательное прочтение инструкции.

После работы с тренажером целесообразно предложить учащимся проверочную работу “Выражение величины из формулы “арифметическим” способом.”(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Перечень используемых источников и литературы.

  1. Использование потенциала программы PowerPoint при организации деятельностного подхода в образовании www.husain-off.ru
  2. https://urok.1sept.ru/articles/656298/
  3. Я.Менцис Числовые столбцы (учебные задания по математике) Рига, 1995 г.
  4. http://www.photodom.com/photo/2734708
  5. http://artdosug.ru/xd/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B/page/145