«Герои отчизны моей». Интеллектуальная игра по истории России среди параллелей 10-х и 11-х классов

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Патриотическое воспитание


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


1. Цель игры:

Воспитание гражданственности и патриотизма у детей и молодежи, основанных на героической судьбе людей, навеки вписанных в книгу истории России.

Правила игры:

Каждая команда предварительно получает список выдающихся личностей России IХ - ХIХ вв.: ребятам предлагается повторить период российской истории с 9 по 19 века: значимые даты, представители правящей династии, известные высказывания, полководцы, литературные произведения и др.

Отдельное задание – изучить историю памятника “Тысячелетие России”, установленном в 1862 году в Великом Новгороде;

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Слайд №1

Учитель: Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас на уже ставшей традиционной исторической игре, которая проводится в нашей школе 3 год между старшеклассниками. И в этом году она посвящена героям нашего Отечества.

Слайд №2

В Российской Федерации учреждены государственные праздники, посвященные героям и защитникам отечества, как дань за мужество и героизм воинам, а также людям, которые имеют особые заслуги перед Отечеством в разных областях.

Слайд №3

Наш исторический конкурс посвящен героям, от которых нас отделяют не десятилетия – века: героям Руси и России с IХ по ХIХ век. Мы должны знать и помнить героическую судьбу людей, навеки вписанных в книгу истории России. Людей, которые достойны нашего преклонения перед ними, уважения и гордости за свое Отечество их породившее. Ведь, как сказал маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза К.К. Рокоссовский “Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим”.

Видеоклип на песню Николая Емелина “Русь”

Сегодня в игре участвуют две команды учащихся 10 и 11 классов: команды “Ратибор” и “Светозар”. Представление судей и летописцев.

Учитель: Но перед началом мероприятия просим провести жеребьевку.

Слайд №4

Во время жеребьевки команд звучит песня Mysterra “Заря”.

Слайд №5

1 ТУР “О КОМ ЭТИ СТРОКИ?”: 

2 балла.

Слайд №6

Его "не терпит" Александр,
"Лисой" зовёт Наполеон,
И имя Фабий получает,
За то, что "медлит" как бы он!

Вокруг него плетут интриги
При штабе "верные друзья",
Но он их всех переиграет,
Недаром прозвище "лиса"! 
(Михаил Илларионович Кутузов)

Слайд №7

Стратег и тактик он в военном деле,
Учил солдат “Науке побеждать”,
Взял Рымник, Измаил и, в русских веря,
Он говорил “Отчизна наша Мать!”
Ревнитель новизны в своём искусстве,
Осуществил Альпийский переход...
Великий полководец, князь, граф русский,
Удачливый в сраженьях патриот. 
(Александр Васильевич Суворов)

Слайд №8

На коне он с детских лет, и всю жизнь в походах,
Раз лишь поражение испытал в бою:
Утонул брат Ростислав в Стугны полых водах,
Да и он мог потерять в Стугне жизнь свою.

Бил он торков, вятичей, половцев и чехов,
Громкими победами славен он в веках.
Иль в Ростово-Суздале не снимал доспехов,
Или “Поучение” он держал в руках.
(Владимир Мономах)

Слайд №9

Государь прочитал и,
Спокоен и строг,
Повернулся к Ахматовым людям,
Бросил наземь ярлык
Под сафьянный caпог
И сказал: Дань платить мы не будем (Иван III)

Слайд №10

II ТУР: ЛОГИЧЕСКИЕ РЯДЫ

(3 балла)

Слайд №11

критерий: русские святые

  • Великая княгиня Ольга, во святом крещении Елена 
  • Ирина Киевская (Ингигерда)
  • Князь Владимир, в святом крещении князь Василий
  • Благоверные князья Борис и Глеб, в святом крещении Роман и Давид
  • Благоверный великий князь Александр Невский
  • Мученик Благоверный князь Михаил Тверской
  • Сергий Радонежский
  • Адмирал Федор Федорович Ушаков

Слайд №12

критерий: в их честь названы ордена

  • Апостол Андрей
  • Орден Святой Екатерины
  • Орден Святого Александра Невского
  • Орден Святого Владимира
  • Анна Петровна - старшая дочь Петра 1
  • Георгий Победоносец

Слайд №13

Критерий: Просветители и люди культуры (выдающиеся культурные деятели)

  • Нестор летописец
  • Андрей Рублев
  • Федор Ртищев
  • Федор Волков
  • Михаил Ломоносов
  • Николай Карамзин

Слайд №14

Критерий: Борцы с монголо – татарским игом

  • Даниил Галицкий
  • Воевода Дмитр
  • Михаил Тверской
  • Пересвет и Ослябля
  • Дмитрий Боброк – Волынец
  • Владимир Серпуховский
  • Иван III

Слайд №15

В честь тысячелетия истории Российского государства в Великом Новгороде был установлен памятник “Тысячелетие России” скульпторов Михаила Микешина, Ивана Шредера  и архитектора  Виктора Гартмана. На 3 ярусах памятника помещено 6 ключевых эпох России и 128 исторических деятелей, которые внесли выдающийся вклад в историю нашей страны на разных поприщах: в просвещении, государственном управлении, деле защиты страны, искусстве и культуре.

Слайд №16

III ТУР “ВСЕГДА ЛИ СПРАВЕДЛИВА ИСТОРИЯ?”

(6 баллов)

Как вы думаете, что объединяет всех этих людей?

Не помещенные на памятнике “Тысячелетие России”

  • Олег
  • Игорь
  • Иван Калита
  • Василий III
  • Иван IV Грозный
  • Ермак Тимофеевич
  • Елизавета Петровна
  • Андрей Рублев
  • Иван Федоров

ЗАДАНИЕ: Выберите одного героя, на ваш взгляд, несправедливо не изображенного на данном памятнике. В чем вы видите историческую несправедливость? Почему вы считаете, что его изображение заслужило чести находиться на памятнике “Тысячелетие России”

За то время, пока команды готовятся, проводится игра со зрителями.

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ “ИСТОРИЯ – ЭТО ИНТЕРЕСНО!”

  1. Князь Александр Меньшиков никогда не читал указов Петра I, и, тем не менее, выполнял их своевременно и, даже, опережая его волю. Почему князь Меньшиков не читал указов царя? (Он был неграмотным).
  2. Когда византийцы преподнесли этому русскому князю отравленную пищу, он догадался и отказался есть. После этого, в знак способности к предвидению, он получил свое прозвище. Какое? (Вещий Олег).
  3. Героя Отечественной войны 1812 года солдаты с восхищением называли ОН БОГ РАТИ. А какая фамилия была у этого полководца? (Багратион)
  4. Суздальский князь получил свое прозвище, потому что в ХII веке он боролся за власть далеко от Суздаля. Что же это за прозвище? (Юрий Долгорукий).
  5. Существует предание, что колокол в колокольни “Иван Великий” Наполеон хотел вывезти в Париж. Французские инженеры не справились с этой задачей, ссылаясь на необходимость строительства лесов. Нашелся русский мастер-самоучка, который достаточно быстро колокол снял. Как его наградил Наполеон? (Расстрелял, как изменника Отечеству).
  6. Первая была женой первого, вторая была женой третьего. О ком речь? (Екатерина I и Екатерина II).
  7. Отправлял перед битвой к врагу гонцов с письмом, в котором было написано только 3 слова. Какие слова? Кто их отправлял? (князь Святослав).
  8. Какого русского князя прозвали “денежный мешок”? (Ивана Даниловича Калиту)
  9. На стене какого города Ярославна плакала об Игоре? (Путивль).
  10. Жермена де Сталь, знаменитая французская писательница отмечала, что он владеет французским языком гораздо лучше Наполеона. О ком она говорила? (Михаил Илларионович Кутузов).
  11. Этот русский царь был настолько увлечен звёздным небом, что в начале 1670-х гг. он, через руководившего Посольским приказом А.С. Матвеева, попросил датского резидента достать ему телескоп (Алексей Михайлович).
  12. Эту женщину часто называют первой русской христианкой?

Выступление команд по заданиям III тура

Слайд №17 (6 баллов)

IV ТУР “ФРАГМЕНТЫ ИСТОРИИ” (6 баллов)

Задание: ребятам предлагается по отрывкам фильмов ответить на следующие вопросы:

  1. Век или дата события
  2. Герой видеоотрывка и правитель данной эпохи
  3. Событие, изображенное в отрывке
  4. По каким фрагментам вы это определили?

Отрывки из фильмов:

Отрывок из Мультфильма “Пересвет и Ослябля” (сражение Пересвета и Челубея)

“Ярослав Мудрый” (строительство Софийского собора в Киеве)

“Война и мир” (переправа через Березену)

“Александр” (“Ледовое побоище”)

Слайд №18

V ТУР “ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ” (5 б)

На экране для каждой команды возникает портрет выдающегося исторического деятеля. В случае, если команда сразу может назвать этого человека, она получает 5 баллов. При каждой последующей подсказке команда теряет 1 балл. В случае, если при 4 подсказках команда не сможет назвать исторического деятеля, выставляется 0 баллов. Право ответа передается другой команде. Всего – по 2 портрета для каждой команды.

Слайд №19

1. ЕВПАТИЙ КОЛОВРАТ

  1. Рязанский вельможа, воевода и богатырь ХIII века был послан в Чернигов просить подмогу для Рязанского княжества против монголов.
  2. Вернувшись в Рязань, застал город разоренным и бросился в погоню за захватчиками с отрядом в 1700 человек.
  3.  Напал на стан хана Батыя и привел захватчиков в замешательство, перебив многих “нарочитых” монгольских богатырей.
  4. Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый, сказав “Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца!”, отдал тело убитого оставшимся в живых русским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.

Слайд №20

2. ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПОТЕМКИН ТАВРИЧЕСКИЙ

  1. Принимал участие в перевороте 1762 года, в результате которого на российский трон взошла Екатерина II.
  2. Основал города Херсон, Николаев, Севастополь, Екатеринослав.
  3. После присоединения Крыма (Тавриды) играл главную роль в его освоении,  за что получил титул “Таврический”.
  4. Екатерина II говорила о нем: “Он был мой дражайший друг... человек гениальный. Мне некем его заменить!”.

Слайд №21

3. ПЕТР АЛЕКСАНДРОВИЧ РУМЯНЦЕВ ЗАДУНАЙСКИЙ

  1. Русский военный и государственный деятель при правлении Екатерины II, имел титул генерал-фельдмаршала.
  2. Ходили слухи, что он – незаконнорожденный сын Петра Великого.
  3. Во время русско-турецкой войны 1768–1774 года одержал победы над превосходящими силами турок при Ларге, при Кагуле, в результате чего сухопутные силы были уничтожены, а Османская империя пошла на заключение Кючук – Кайнарджийского мира.
  4. За победы получил почетную приставку к своей фамилии “Задунайский”.

Слайд №22

4. ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ НАХИМОВ

  1. Знаменитый русский флотоводец и адмирал.
  2. Во время Великой Отечественной войны были созданы военно-морские училища, названные его именем.
  3. Во время Крымской войны 1853 – 1856 годов, командовал эскадрой Черноморского флота.

Одержал блестящую победу над турецким флотом в последнем парусном сражении флотов в 1853 году в Синопской бухте.

Слайд №23

VI ТУР “ЧЕРНЫЙ ЯЩИК”

Пётр I гордился тем, что владел 12 профессиями. И был не только матросом и плотником, но и артиллеристом, капитаном, инженером-кораблестроителем – выше по техническому уровню в середине XVIII века не было. А ещё токарем, часовщиком, каменщиком, кузнецом, столяром, оружейником, печатником и даже врачом. Но был навык, освоить который Петр 1 не смог. В сердцах царь кричал: “Нет ремесла мудрее ......!”. В черном ящике лежит продукт этого ремесла. Что это? (Ответ: Лапоть)

После поражения под Нарвой от шведов в 1700 году император Петр I, чтобы восстановить русскую артиллерию, приказал переливать колокола в пушки. Его дочь, Елизавета Петровна в 1756 году издала приказ о переплавке старых артиллерийских орудий (в том числе изготовленных из колоколов). Что изготавливали из старых пушек? (Ответ: Монеты. Всего в монеты было переделано до 1000 орудий, из них получилось 644 285 руб. в монете (копеечной и пятикопеечной).

Слайд №24

Подведение итогов, награждение команд. Вручаются грамоты, медали, памятные подарки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. http://fishki.net/1262435-samye-krasivye-cerkvi-i-hramy-rossii.html

2. http://zanimatika.narod.ru/RF15.htm

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Тысячелетие_России

4. http://mapcy.narod.ru/novgorod_ru/pam_1000_txt.htm

5. http://muzey-factov.ru/tag/russia

6. http://muzey-factov.ru/tag/russia

7. http://muzey-factov.ru/tag/russia

8. http://www.stepandstep.ru/catalog/know/136762/interesnye-fakty-iz-zhizni-petra-i.html

9. http://place-fact.com/person/8253/fact/1

10. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/2383/Алексей

11. http://db.chgk.info

12. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ордена_России

13. https://yandex.ru/images/search