Урок развития речи по картине О.Д.Яновской "Ждут"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (23 МБ)


Цели урока:

  • Продолжать работу по развитию навыков устной и письменной речи, работы по формированию навыков описания произведения живописи.
  • Учить понимать роль художественных средств в раскрытии темы.
  • Развивать воображение.
  • Воспитывать интерес к произведениям искусства, творчеству художников, писателей, поэтов.

Задачи урока: 

  • Предупреждение речевых, грамматических, стилистических ошибок.
  • Анализ текстов-образцов и сочинений-миниатюр учащихся.
  • Лексико-семантическая работа.

Оборудование урока:

  • Выставка репродукций картин О. Яновской, А. Дайнеки, В. Ван Гога, И.К. Айвазовского.
  • “Толковый словарь русского языка” под редакцией С.И. Ожегова.
  • Раздаточный материал.
  • Мультимедийная презентация.
Содержание урока Слайд презентации
1 Слово учителя о художнице. Художник Яновская Ольга Дмитриевна талантливая художница.

Ольга Яновская училась в частной художественной студии в Киеве (1916). С 1922-го жила и работала в Москве, где посещала занятия студии Ильи Машкова (с 1923), центральной студии АХРР (1928-1929). Член АХРР с 1929-го. Участвовала в выставках Ассоциации с 1926-го.

Яновская Ольга Дмитриевна преподавала в Московском полиграфическом институте.

Имеются работы в Третьяковской галерее, Русском музее и некоторых региональных музеях.

Слайд 1
2 Постановка цели урока. Сегодня мы с вами не только опишем картину, но и попытаемся домыслить, что хотела рассказать художница, что мы можем представить себе из жизни героинь картины. Слайд
3 Беседа.

Мы знаем, что и литературные, и живописные произведения пишутся по законам композиции. Что включает в себя это понятие? (Приложение 3)

Безусловно, между композицией художественного произведения и живописного существует определенная разница: литературное произведение показывает нам героев, персонажей в развитии, нередко на протяжении нескольких лет, а жанровая картина – в какой-то один, но очень важный момент, который мы и видим.

Давайте поработаем с эпиграфами к уроку.

Как вы понимаете слова Игоря Эммануиловича Грабаря, известно вам художника? Что такое колорит?

При описании картины мы должны сказать, какие тона, цвета использует художница. Почему?

А еще мы должны решить, что главное в картине – портрет или пейзаж? На что мы должны обратить внимание? Сможем ли мы увидеть то, что увидела и показала нам художница, чему учит нас Паустовский?

На уроках искусства вы уже научились определять, что такое пейзаж, портрет. Определите жанр картины О. Яновской.

Да, это жанровая картина, в которой пейзаж (отражение состояния природы в искусстве) нераздельно связан с фигурами девочек, их портретом, расширяет значение их образов.

Что главное в данном пейзаже? Конечно, море: оно таит в себе тревог, и надежду, и тайну того, что случилось, а потому и мы поговорим о нем, посмотрим туда же, куда смотрят девочки

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

Слайд 4

 

Слайд 5

4 Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были подобрать слова одной тематической группы “Корабль и море” и записать с ними 10 словосочетаний. Давайте послушаем ваши варианты, обсудим их и запишем лучшие.

Выбранные словосочетания фиксируются на доске и в рабочих листах. (Приложение 4)

 
5 Словарная работа

А теперь давайте с помощью словаря выберем необходимое название морского судна, на котором ушли в море близкие нашим героиням люди.

Слайды 7 – 10
6 Лексико-семантическая работа.

Выбор слов из вариантов:

Предметы: нарисованы, написаны, показаны.

Смотрят: беспокойно, тревожно, взволнованно.

Яновская: художница, автор, живописец.

Синонимические ряды: рядом, вблизи, около, недалеко, вблизи, невдалеке.

Антонимы: далеко, близко, вдали, вблизи, невдалеке, поблизости.

Распределительный диктант (Приложение 4). Сочинение-миниатюра с последующим обсуждением.

 
7 Изложение нового материала.

Мы уже говорили, что важное место в композиции картины занимает море, на берегу которого ждут девочки. А каким оно бывает, море?

Давайте посмотрим на него у других художников, живших и в разные времена, и в разных странах. Но картины эти объединяет любовь к морю. Это картина русского художника Александра Дейнеки “Будущие летчики” и француза Винсента ван Гога “Вид на море в Сент-Мари”.

У ван Гога мы видим Средиземное море, залитое солнечным светом, с меняющейся окраской, простертое до самого горизонта. Мы словно слышим всплеск волн: вот они, голубые, синие, светло-зеленые, почти белые...

Картина Дейнеки заставляет улыбнуться, вспомнить о солнечном летнем дне, о чем-то хорошем. У моря, как и у неба, звонкая и веселая синева. И хотя герои картины сидят к нам спиной, мы чувствуем их заинтересованность летящим гидропланом.

Что объединяет эти картины? Конечно, настроение – летнее, светлое, праздничное.

Отличается ли картина “Ждут”? Конечно, здесь осень, море после шторма, цвет его холодный, чувствуется напряжение.

Слайд 11

 

 

Слайд 12

 

 

 

 

Слайд 13

8 Работа с раздаточным материалом.

Давайте сравним описание моря во фрагментах ил литературных произведений (Приложение 1). Давайте определим стилистическую принадлежность текстов. Их тип. Докажите. Что объединяет эти фрагменты? Что значит метафоричность? (Приложение 3). Можно ли внести метафоричность, образность в ваши работы? Давайте составим предложения, используя различные виды тропов (Приложение 4)

 
9 Восприятие и осознание нового материала.

А теперь нашего описания ждут девочки-сестренки. Почему вы решили, что они сестры? Как, по-вашему, они живут? Кого ждут? Ответы на эти вопросы и есть вымысел, сочинение, которое надо построить по схеме (Приложение 2).

Чтобы описание было интересным, вы можете представить себя экскурсоводом и рассказать младшим школьникам об этой картине так, чтобы и они захотели поделиться впечатлениями.

Слайд 14
10 Ну, а теперь приступайте к творчеству, используя все рабочие материалы. Удачи вам!  

Приложение 5