Учебно-образовательный проект «Использование кроссенсов в начальной школе»

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (31 МБ)


Цель – развитие всесторонне развитой личности и активного творческого потенциала учащихся игровыми средствами и методом проекта “Кроссенс”.

В XXI веке время диктует новые требования к процессу обучения школьников. Л.Н. Толстой говорил: “Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать...”.

Развивающий метод “кроссенс” способствует на основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся. Внедрение инновационных педагогических технологий позволяет решать проблемы развивающего, дифференцированного, личностно-ориентированного обучения. Школьники учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать её. Всё это помогает ученикам самоутвердиться, а значит быть более подготовленным к будущей жизни.

Слайд1  
Слайд2 У меня возникла проблема – как сделать так, чтобы образы, возникающие перед глазами учащихся вызывали определенные знания детей и помогали в учебе и жизни. Выдвинув гипотезу – “кроссенс в этом может мне помочь”, я приступила к проекту.
Слайд3 В XXI веке время диктует новые требования к процессу обучения школьников.
Развивающий метод “кроссенс” способствует на основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся.
Слайд4 Проект – это метод образования, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самими учащимися, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект даёт столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он необходим.
Вот почему в основе моей методической системы лежат проектные технологии. А согласно ФГОС одним из видов деятельности ученика является самостоятельный поиск решения поставленной цели.
Примером творческого проекта могут служить кроссенсы!
Слайд5 Предполагаемый результат

Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);

Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;

Способствует развитию познавательных и творческих способностей;

Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;

Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;

Формирование самосознания и адекватной самооценки;

Приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов

Слайд6 Название "кроссенс" означает "пересечение смыслов" и придумано по аналогии с словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов". Идея этого уникального задания принадлежит Сергею Федину и Владимиру Бусленко. Для разгадки кроссенса, составленного из девяти картинок, надо найти цепь ассоциаций между двумя соседними картинками. При этом можно искать не только по каким-либо "внутренним" свойствам объектов, но и порой и по "внешним" (скажем, по сходному звучанию слов).
Слайд7 Применение кроссенса на уроке

- при изучении нового материала:
- выведение темы урока;
- установка проблемной ситуации;
- при закреплении и обобщении изученного материала;
- творческое домашнее задание.
- способ организации групповой работы

Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. В первую очередь, как нетрадиционная форма проверки знаний по предмету. Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов. В этом случае правильный ответ один и тематика конкретна.

Слайд8 Алгоритм составления кроссенса:

1) определить тематику, общую идею;
2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;
4) найти связь между элементами, определить последовательность;
5) сконцентрировать смысл в одном элементе (центральный квадрат);
6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента, заменив прямые образы и ассоциации косвенными, символическими.
7)  построение ассоциативной связи между образами элементов.

Слайд9 3 этапа работы над проектом: подготовительный, основной, заключительный.
Слайд10 Подготовительный этап.

Ассоциативная цепочка: корень растения —> у моркови один корень —> один корень у слова —>  однокоренные слова

Слайд11 Подготовительный этап.

Ассоциативная цепочка: молотком забивают гвозди, ударяют по ним —> не дает ударить —> кричит от испуга, гласная “а” —> корень есть у растения —> корень есть у слова —>  безударная гласная в корне слова

Слайд12 Подготовительный этап.

Ассоциативная цепочка: число 6 —> 6 ног —> движение (ноги идут, самолет летит) —> у самолета иллюминаторы —> они похожи на круги —> 6 кругов + красный цвет —>  божья коровка

Слайд13 Основной этап. Пробуем разгадывать и составлять кроссенсы.

Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.

Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка, завернутая “улиткой”.

Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5.

Слайд14 Основной этап.

Ассоциативная цепочка: картофель-овощ —> репка тоже овощ —> есть народная сказка “Репка” —> есть авторские сказки —> автор А.С. Пушкин —> написал “У Лукоморья” —> место у моря —> в море рыба —> А.С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”

Слайд15 Основной этап.

Ассоциативная цепочка: золотая рыбка —> золотой петушок —> золотой петушок у царя Дадона, но есть царь Салтан —> он встречал корабельщиков —> корабельщики рассказывали о Царевне-Лебедь —> Шамаханская царица —> женщина —> Арина Родионовна —> рассказывала сказки при свечах —> А.С. Пушкин

Слайд16 Как работает кроссенс учителя

Применение кроссенса на уроке имеет множество вариантов. Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе: на стадии вызова для определения темы, для определения и постановки проблемы, на стадии закрепления материала, как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке, как творческое домашнее задание и так далее. В этом случае головоломка будет иметь конкретную методическую цель или даже несколько:

- проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);

- формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать);

- раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах);

- обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);

- организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);

- творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему, на произвольную тему, по исторической личности, литературным персонажам);

- построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине).

Слайд17 Как работает кроссенс ученика

Такой кроссенс ещё полезней, чем созданный учителем. В первую очередь он отражает глубину понимания учеником заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает способность самовыражения. Если не пожалеть на это времени, то организация групповой или парной работы с кроссенсами одноклассников поможет ребятам увидеть тему или проблему с другой стороны, с другой позиции. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции. Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность и развивают воображение.

Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал кроссенсов. Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела по созданию интеллектуальной игры, стенгазеты, открыток ко дню рождения одноклассников, оформлению портфолио. Работа с кроссенсами способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией. Стать творцом, умеющим создавать свои уникальные образные, наполненные смыслом миры – это блестящая победа ученика и учителя. Не в этом ли главная цель ОБРАЗования?... 

Слайд18 Основной этап. Кроссенс составленный учениками на уроке.

Детям предлагается расчертить лист на 9 частей и загадать главное слово (в центре). Затем на оставшихся местах подобрать ассоциативную цепочку.

Ассоциативная цепочка: космос —> планета Сатурн —> она похожа на летающую тарелку —> тарелка —> в тарелку можно положить огурец —> Огуречик, Огуречик... вот и вышел человечек —> человек —> космонавт летает в ракете —> инопланетянин

Слайд 19 Можно было бы не придумывать лишнего, просто дать один и тот же кроссенс учителям разных предметов, и они бы объяснили его с точки зрения физики, математики, литературы или биологии – и не надо притягивать метапредметность за уши. Но на самом деле речь о метапредметных понятиях. О тех универсальных смысловых единицах, которые могут быть раскрыты с разных сторон средствами различных предметов. Для подобных понятий кроссенсы – просто находка, поскольку они позволяют задействовать самые разнообразные образы, работающие на один центральный объект. Созданные однажды, такие кроссенсы могут быть применимы не раз в русле различных дисциплин с различными целями. И создавать их одно удовольствие, ведь любое метапредметное понятие словно клубок из сказки приводит в самые неожиданные места и раскрывает новые грани понимания привычных вещей.
Слайд 20 “Мудрость есть познание всеобщности вещей.”

Франческо Патрици

http://yandex.ru/images

http://www.ug.ru/method_article/214

http://www.myshared.ru/slide/765510

http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/03/26/krossens

Приложение.