Сравнение многозначных чисел

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений, навыков.

План урока:

1) Организационный этап. (2 мин.)

2) Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока. (5 мин.)

3) Актуализация и систематизация знаний. Закрепление материала. (15 мин.)

4) Применение знаний и умений в новой ситуации. (5 мин.)

5) Контроль и коррекция знаний. (10 мин.).

6) Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании (инструктаж по его выполнению). (4 мин.)

7) Рефлексия. (4 мин.)

Цели урока:

  • Предметные: обеспечить условия для систематизации знаний о правилах сравнения многозначных натуральных чисел; формирования навыка сравнения многозначных натуральных чисел.
  • Метапредметные: способствовать развитию умений учащихся обобщать и систематизировать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнение, делать необходимые выводы; обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли;
  • Личностные: обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся; способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности; создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работы с применением предписания; создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля; способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Формы и методы обучения: проблемное изложение.

Планируемые образовательные результаты:

  • Научатся: сравнивать многозначные натуральные числа;
  • Получат возможность научиться: извлекать информацию, представленную в виде блок-схемы.

Оборудование: доска, компьютер, проектор, экран, презентация.

Ход урока

I. Организационный этап.

Учитель приветствует учащихся, настраивает на урок (Слайд 2 <Презентация>)

- Доброе утро, ребята! Величайший математик Леонард Эйлер говорил: “...Математика является наукой, которая не только показывает в каждом случае соотношения, но и определяет причины, от которых они зависят по природе самих вещей...”. Давайте и мы сегодня поговорим о соотношениях среди натуральных чисел.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

Учитель организует проблемную ситуацию, демонстрируя наборы чисел (Слайд 3 <Презентация>). Предлагает определить, о чем пойдет речь на уроке.

- Для того, чтобы определить тему урока, попробуйте распределить следующие примеры на группы, выбрав основание для сравнения.

Ученики сравнивают примеры пар чисел, предлагают основания для сравнения, разбивают примеры на группы (устно).

Основание для сравнения: количество операций для сравнения пары чисел.

1 группа (одна) 2 группа (две) 3 группа (три) 4 группа (четыре) 5 группа (пять) 6 группа (шесть)
4) 4693723 и 993729; 1) 37297 и 59382; 2) 254673 и 235932; 3) 5674 и 5690; 7) 39108 и 39190; 9) 5973021 и 5973472;
6) 3972013 и 20001001; 5) 846372 и 923710; 10) 7098210 и 7396024. 8) 41360 и 41294;    

- Вы догадались, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Сможете сформулировать тему урока?

Ученики формулируют тему урока и фиксируют ее в тетради.

Учитель предлагает с помощью вспомогательных слов сформулировать цели урока (Слайд 4 <Презентация>).

- Ребята, давайте с помощью “слов-помощников” попробуем поставить перед собой цели, которые мы сегодня должны достигнуть к концу урока.

Ученики формулируют цели, пользуясь “словами-помощниками”.

Актуализация и систематизация знаний. Закрепление материала.

Учитель предлагает ученикам устно сформулировать правило сравнения двух многозначных чисел.

- Ребята, мы с вами знаем правило сравнения многозначных чисел, давайте повторим его устно. Посмотрите на примеры и объясните, как сравнивают многозначные числа.

Ученики проговаривают правило, опираясь на примеры (Слайд 5 <Презентация>) и расставляют знаки сравнения.

Правило:

  1. Проверяем количество разрядов в обоих числах; больше то число, в котором разрядов больше.
  2. Если разрядов в числах одинаковое количество, то сравниваем количество единиц поразрядно, процесс сравнения начинается со старшего разряда и продолжается до нахождения неравных значений разрядов. Больше будет то число, у которого значение соответствующего разряда больше.

Учитель

- Как можно компактно записать это правило? Какие виды записи правил вы знаете?

Ученики предлагают свои варианты записи данного правила: в виде текста, в виде списка команд (предписание), в виде схемы и т.п.

Учитель предлагает ученикам записать правило сравнения двух многозначных чисел в виде блок-схемы <Рисунок 1> (Слайд 6 <Презентация>); раздает карточки с каркасом схемы <Приложение 1>.

- Молодцы! Вы знаете много хороших способов записи правил, но сегодня я хочу предложить вам воспользоваться записью в виде блок-схемы. Посмотрите на слайд, часть схемы уже заполнена, а часть придется заполнить самостоятельно. Давайте начнем заполнять блок-схему вместе, а затем вы продолжите работать в парах.

 

Рисунок 1
Каркас блок-схемы "Сравнение многозначных чисел"

Учитель задает наводящие вопросы, помогает ученикам заполнить несколько блоков схемы (фронтально). Остальные блоки предлагает заполнить, работая в парах.

Ученики отвечают на вопросы, заполняют блоки схемы вместе с учителем, продолжают заполнять блок-схему в парах.

Учитель предлагает проверить результат заполнения блок-схемы (фронтально) <Рисунок 2>. (Слайд 6 <Презентация>).

- Ребята, давайте проверим, как вы заполнили блоки данной схемы. Посмотрите на слайд и на свою блок-схему, сравните. Кто нашел различия?

Рисунок 2
Блок-схема "Сравнение многозначных чисел"

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Учитель раздает ученикам карточки с заполненной блок-схемой <Приложение 2>. Предлагает, пользуясь блок-схемой выполнить задание №3: сравнить и расставить в порядке возрастания следующие числа: 11230079, 1109270, 21206772, 11231064, 11230078.

- Мы с вами заполнили блок-схему, которая поможет вам выполнить следующее задание. Работая в парах, сравните многозначные натуральные числа и запишите их в порядке возрастания (Слайд 7 <Презентация>). Все знают, что значит расставить числа в порядке возрастания? (Да, от меньшего к большему).

Ученики в парах проговаривают шаги сравнения чисел по схеме, записывают числа в тетрадь в порядке возрастания.

Учитель оценивает навыки работы в паре, дает советы, корректирует действия учащихся. Предлагает сравнить результаты.

- Давайте проверим и оценим результат вашей совместной работы. Сравните порядок чисел на слайде с записью в вашей тетради. Поднимите руки те пары, у которых числа записаны в том же порядке. Молодцы, вы справились с задачей.

Учитель выясняет, какие ошибки допустили остальные пары, корректирует знания учащихся.

Контроль и коррекция знаний.

Учитель предлагает решить задачи по теме урока.

- Давайте, пользуясь нашими знаниями, попробуем устно решить следующую задачу. (Фронтальная работа).

Задание №4 (учебник №155). (Слайд 8 <Презентация>).

В следующей таблице указан рост учащихся.

Фамилия Рост (см)
1 Антонов 124
2 Борисов 135
3 Воронина 127
4 Гришин 123
5 Демина 136
6 Ермилова 141

а) Назовите их фамилии в порядке возрастания их роста.

б) Назовите их фамилии в порядке убывания их роста.

- Что нужно сделать, чтобы выполнить требование задачи? (Сравнить рост учащихся).

- Сравните рост учащихся и назовите их фамилии в порядке возрастания роста, в порядке убывания их роста.

Ученики называют фамилии сначала в порядке возрастания роста, потом в порядке убывания.

а) Гришин, Антонов, Воронина, Борисов, Демина, Ермилова.

б) Ермилова, Демина, Борисов, Воронина, Антонов, Гришин.

- Как вы думаете, ребята, об учениках какого класса идет речь? Эти ребята старше или младше вас?

Ученики сравниваю свой рост с ростом ребят, указанным в таблице, и делают выводы.

- С первой задачей вы справились успешно! Молодцы! Давайте попробуем решить еще одну. (Индивидуальная работа).

Задание №5. (учебник №154). (Слайд 9 <Презентация>).

Я задумал число, оканчивающееся цифрой 5. Оно больше, чем 210 и меньше, чем 220. Какое это число?

- Прочитайте задачу и попробуйте решить ее самостоятельно. В тетради запишите число, которое у вас получилось.

Учитель просит нескольких учащихся сказать полученное число. (Фронтально).

- Какое число вы получили? (215).

- Кто-то получил другой ответ?

Учитель предлагает учащимся придумать задачу такого типа.

- Задача показалась вам сложной? (Нет).

- Смогли бы вы сами придумать похожую задачу? (Да).

- Тогда придумайте, запишите её в тетрадь и предложите своему соседу по парте решить её.

Ученики работают индивидуально, а затем в парах.

Учитель контролирует выполнение задания, консультирует учащихся, если требуется.

- Поднимите руки те, кто смог решить задачу соседа.

- Предложите родителям решить задачу, которую вы сегодня сочинили.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учитель предлагает учащимся записать домашнее задание и объясняет, как его выполнять (Слайд 10 <Презентация>).

№170, №171, №172, №173.

Дополнительное творческое задание: Запишите фамилии одноклассников в порядке возрастания их роста.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Учитель предлагает учащимся закончить предложения (фронтально) <Рисунок 3>. (Слайд 11 <Презентация>).

- Ребята, урок подходит к концу, давайте подведем итоги. Закончите предложения.

Рисунок 3
Задание по рефлексии

Список литературы.

  1. Боженкова Л.И. Формирование УУД в обучении математике: Типовые задания. Учебно-методическое пособие. – Эйдос, 2015.
  2. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика. 5 класс. Учебник для учащихся образовательных учреждений. – Мнемозина, 2011.