Методика преподавания тригонометрии в старших классах. Часть 4 "Тригонометрические функции и их графики"

Разделы: Математика


Урок № 29.   Функция

  1. Анализ контрольной работы.
  2. Функция  (Рис.13).

Обсудить: область определения, множество значений. Выбрать единичный отрезок на оси Х:  клеточкам, тогда 1 клеточка равно . По оси Y:  клеточкам. Составить таблицу и построить график по точкам. Здесь учителю необходимо "заглянуть" в каждую тетрадь и проконтролировать верное выполнение заданий.

Рис.13

Исследовать функцию на нули функции, промежутки монотонности. Ввести четность, нечетность, четкое определение периодичности, понятие основного периода

  1. Решение упражнений.
  2. , ,  продемонстрировать решение на графике.
  3. ,  продемонстрировать решение на графике.
  4. Функции  Определить множество значений, построить графики.
  5. Функции  Определить , построить графики.
  6. Функция . Что происходит: куда сдвигается график (или оси)?
  7. .

Д/з: 1) построить график ;

2) № 10.6, 10.7, 10.8 (в, е), 10.9 (а, в).

Урок № 30.    Функция

1. Проверка д/з. .

Оказывается график функции  уже построен в д/з. Проверить по таблице.

2. Исследовать функцию: построение урока аналогично уроку № 27.

3. С/р на 15 минут:

I

II

Построить график и исследовать функцию

Найти  функции

  1. Д/з; вариант соседа, № 10.15, 10.16, 10.17 (а, г), 10.18 (а, в).

Урок № 31.  Функции ,

  1. Анализ с/р.
  1.  область определения, множество значений. Построение графика по составленной таблице. (Рис.14)

Рис.14

Исследование функции, сравнение с функцией  (взаимно-обратные на промежутке ) (Рис.15)

3.  

Рис.15

Область определений, множество значений (аналогично пункту 2)

4. Решение упражнений.

5. С/р: построить графики и исследовать функции:

I-В: ,   

II-В:

Д/з:

1) вариант соседа;

2) показать на графике: № 7.77, 7.80, 7.86, 7.89.

Функции y= tgx и y = ctgx

Урок № 32. Функции , .

  1. Анализ с/р.
  2.  область определения:  или . Множество значений. Составить таблицу и построить график.
  3.  Область определения  или  Множество значений. Составить таблицу и построить график. Исследовать функцию.
  4. Решение упражнений. Построение графиков функций: сжатие, растяжение, сдвиг, модуль, графическое решение уравнений и неравенств.
  5. С/р: ,

Д/з:

Вариант соседа

10.23

10.31

10.24

10.32

10.25 (а, б)

10.33 (а, б)

Урок № 33. Функции , .

1. Анализ с/р.

2.  область определения, доказательство значений (Рис.16)

Рис.16

Построить график, исследовать функцию, сравнить с  (Рис.17)

Рис.17

3. Аналогично,  (Рис.18).

Рис.18

4. Решение упражнений;

Д/з:

1) построить ;

2) №8.41 показать на графике, № 8.34.

Уроки № 34, 35, 36  - резерв (решение задач).

Урок № 37. Контрольная работа

Предлагаемые варианты:

I вариант

II вариант

1) Найти область определения функции

2) Найти множество значений функции

3) Построить графики функций

Следует отметить, что данная подача материала очень плотная и насыщенная, практически не оставляет времени для опроса у доски. Устное общение учителя с учащимися должно осуществляться при обсуждении нового материала и разборе самостоятельных работ, которые выполняются практически на каждом уроке. Даже при такой форме работы мы с трудом вписываемся в отведенное планированием время. Но тем не менее, если в классе есть ребята, претендующие на высокие баллы при сдаче ЕГЭ, мы не имеем право упрощать программу.

Конечно, если результаты письменной работы неудовлетворительны у всего класса, следует "притормозить" и еще раз разобрать тему. Если же неудовлетворительные результаты у отдельных учеников, то им обязательно нужно предоставить возможность пересдать конкретную работу в течение 2–3 дней (не более, т.к. они не смогут усваивать следующие темы) и не выставлять в журнал плохую оценку. Если работа пересдана в оговоренные сроки, то оценку за нее без понижения и придирок следует выставить в журнал. Тогда у ребят появится дополнительный стимул к пересдаче.

Разумеется, может случиться так, что мы не уложимся в запланированное число уроков, даже при предусмотренном резерве. Сэкономить уроки можно в начале года, на теме "рациональные выражения, уравнения, неравенства", т.к. эта тема хорошо изучалась в курсе основной школы и на повторении в конце года. Злоупотреблять этим тоже не следует, но по паре уроков в начале и в конце года "отщипнуть" можно без фатальных потерь, тем более, что это единственная тема 10-го класса, где ребятам действительно непросто, остальные темы усваиваются ими намного легче и доставляют им большее удовольствие. Впрочем, если ученики усвоят тригонометрию хорошо, то решение тригонометрических задач будет доставлять им не меньше радости, чем решение задач по другим темам.