Игровое музыкальное занятие «Матрешка затейница» для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) с использованием цикла авторских музыкально-дидактических игр

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)

Загрузить презентацию (12 МБ)


Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Направление: матрешка в детской игровой деятельности.

Цель:

  • Приобщение детей к национальной культуре, через углубленное знакомство с традиционной русской народной игрушкой – матрешкой.
  • Пополнение предметно-развивающей музыкальной среды нравственно-патриотической направленности.

Программные задачи:

Образовательные

  • Расширять эстетический кругозор детей.
  • Способствовать овладению дошкольниками навыками музыкально-дидактических игр.
  • Формировать музыкально-ритмические, слуховые, коммуникативные навыки.

Развивающие

  • Развивать музыкальные способности и представления детей о средствах музыкальной выразительности через музыкально-дидактические игры и пособия.
  • Развивать навык восприятия как основу всех видов музыкальной деятельности детей.
  • Формировать эмоциональную отзывчивость дошкольников с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) через музыкально-дидактические игры.

Воспитательные

  • Формировать у детей чувство патриотизма через знакомство с национальной игрушкой.
  • Воспитывать чувство товарищества, партнерства.
  • Формировать духовные качества дошкольников средствами музыкального искусства.

Коррекционные

  • Оздоровление психики: воспитывать уверенность в своих силах, выдержку, волевые черты характера.
  • Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения.
  • Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развивать свободу движений, снимать излишнее мышечное напряжение, развивать мелкую моторику, улучшать ориентировку в пространстве, координацию движений.
  • Исправление ряда речевых недостатков: корректировать невнятное произношение, скороговорку, проглатывание окончания слова.

Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.

Предварительная работа: Беседа о матрешке - русской деревянной расписной игрушке, символе материнства и плодородия. Просмотр фильма “История русской матрешки”. Заучивание наизусть текста народной потешки “Походите, подходите! На товары поглядите...”. Разучивание частушек на слова В. Берестова “Матрешкины потешки”. Работа с ритмосхемами (Приложение 1) авторской музыкально-дидактической игры “Веселый оркестр Матрешка” (Презентация 2).

Демонстрационный материал: Корзинка. Деревянная разборная матрешка. Видео-презентация авторской музыкально-дидактической игры “Веселый оркестр Матрешка”.

Раздаточный материал: Корзинка с большими матрешками (папье-маше). Набор бутылочек из-под питьевого йогурта, оформленных термоэтикетками. Набор пластмассовых яиц от киндер-сюрпризов, украшенных термоэтикетками. Бутылочки (яйца) наполнены крупой трех видов (горох, пшено, рис). Набор детских музыкальных инструментов: ложки, барабаны, погремушки, бубны, румбы, тарелки.

Ход занятия

Музыкальный руководитель здоровается с детьми и показывает им корзинку. А что в ней находится, просит отгадать.

Читает стихотворение Владимира Моисеева “Матрешка”.

Музыкальный руководитель:

Какой русский сувенир
Покорил уже весь мир?
Балалайка? Нет! ..
Гармошка? Нет! ... То – русская ...

Дети: Матрешка!!!

Музыкальный руководитель:

Иностранцу нет желанней
Куклы в красном сарафане.
Детская игрушка эта,
Обошла уже пол света!
Так, немного и немало
Символом России стала.
Знают все её загадку...
В ней хранятся по порядку
Краснощёкие девчонки...
Её младшие сестрёнки.
Я секрет тот тоже знаю –
Разбираю, собираю,
Достаю их друг за другом,
Расставляю полукругом.
Одна матрёшка, две... и вот...
Матрёшек целый хоровод.

В конце стихотворения музыкальный руководитель выставляет на стол из корзинки всех матрешек и предлагает детям внимательно их рассмотреть. Обращает внимание на то, что при всей схожести, у матрешек есть некоторые отличия. Предлагает детям их найти.

Проводится игра “Матрешка – ПЕВИЦА” (цель: развитие у детей слухового восприятия)

Музыкальный руководитель:

Ах, матрешечка - матрешка.
Хороша, не рассказать!
Очень хочется с тобою
Нашим детям поиграть!

Музыкальный руководитель выбирает трех матрешек (бутылочки) и говорит, что у каждой из них свой голосок. Предлагает послушать (встряхивает матрешек) и сказать, чем отличаются голоса матрешек. Дети отвечают – силой, громкостью.

Музыкальный руководитель:

Я весёлая матрёшка,
Я матрешка просто крошка,
И для всех сейчас спою,
Песню лучшую свою!

Музыкальный руководитель берет матрешку с громким звучанием и встряхивает ее, демонстрируя детям ее громкий голосок.

Музыкальный руководитель:

У красавицы матрёшки,

Громкий голосок,

Ты найди мою сестрицу
Ну, смелей, дружок!

После этого двум -трем детям предлагается найти сестриц (еще двух матрешек) с такими же громкими голосами.

Аналогично выбираются остальные сестрицы. Только музыкальный руководитель меняет вторую строку в стихотворении: “средний голосок” и “тихий голосок”.

Далее музыкальный руководитель читает детям стихотворение “Матрешка”

(автор: olsun с сайта prazdnichek.info)

Музыкальный руководитель:

Я Матрёшечка – краса!
Очень длинная коса,
Ленту алую вплету,
Хороводы заведу.

Яркий сарафан на мне,
Вышитая блузка!
Как же он сейчас красив
Мой костюмчик русский!

У меня сестрёнки есть,
Что меня моложе,
Как две капельки воды
На меня похожи!

Вместе выйдем в хоровод.
Ножкой топнем – топ-топ-топ!
Будет петь и веселиться
Вместе с нами весь народ!

После прочтения стихотворения детям предлагается взять больших матрешек (папье-маше).

Проводится игра “Матрешка – плясунья” (цель: развитие у детей ритмического восприятия)

Музыкальный руководитель отстукивает ритмический рисунок матрешкой. Дети – повторяют. Усложнение: музыкальный руководитель может отстукивать ритм матрешкой с “голоском” (бутылочка). Если стучит матрешкой с громким голоском – то повторяют дети, у которых тоже матрешки с громкими голосами. Аналогично – для матрешек со средним и тихим голосом.

Музыкальный руководитель:

Поспела новая игра –
Нелегкое задание.
За дело взяться вам пора
И проявить внимание!

- А также ритмичность и ловкость. Вы готовы? (ответ детей)

Проводится подвижная игра “Матрешка – озорница” (цель: развитие у детей ловкости, внимания, ритмичности)

Музыкальный руководитель вносит большую матрешку (папье-маше), в которой спрятаны яйца – матрешки.

Музыкальный руководитель:

Давай-ка с тобой
Поиграем немножко:
В матрёшке большой
Есть поменьше матрёшки (Ю. Володина).

Игра проводится под любую веселую мелодию, имеющую двухчастную форму. Дети стоят в кругу, у каждого из них в руке – матрешка (яйцо). На I часть музыки – дети ритмично встряхивают матрешками.

Усложнение: Можно передавать соответствующий ритмический рисунок.

С окончанием I части – кладут матрешек перед собой на пол.

В это же время воспитатель убирает одну матрешку.

На II часть музыки – легко бегут по кругу и с окончанием звучания – берут любую ближайшую матрешку. Кому не досталось, тот выбывает из игры.

В конце всей игры, самый ловкий участник собирает матрешек обратно в большую матрешку со словами:  “поиграли, порезвились, и одна в одну сложились”.

Музыкальный руководитель:

Для вас – еще одна игра.
Поиграть хотите?

Дети: Да!

Проводится подвижная игра “Найди матрешку”

(цель: развитие слухового внимания, координации слова с движением, ловкости, тактильной чувствительности)

Дети с матрешками (бутылочками) в правой руке стоят в кругу. В центре круга – водящий-ребенок с завязанными глазами. Дети выполняют движения, одновременно проговаривая текст народной потешки.

Подходите, подходите! Дети идут в центр круга шагом с притопом.
На товары поглядите! Из круга, тем же шагом.
Привезли издалека Дети идут приставным шагом вправо по кругу,
Мы не ситцы, не шелка .встряхивая матрешкой на каждый шаг.
И не кольца, и не брошки, Кружатся вокруг себя на дробном шаге, быстро
А весёлые матрёшки. встряхивая “матрешкой” на каждый шаг.
Ну, скорее, не зевай! Грозят указательным пальцем левой руки.
Ты матрешек догоняй! и разбегаются, произнеся последние слова.

Дети ходят по залу и встряхивают матрешками. Водящий идет на звук и ловит детей. Кто попался – быстро прячет матрешку в своей одежде. Водящий на ощупь определяет, где спрятана матрешка.

Музыкальный руководитель:

Все матрешки петь хотят
И без музыки грустят.
Громче, музыка, играй
Эй, матрешки, запевай!

Дети исполняют частушки “Матрешкины потешки” [1] на выбор

Хлебом-солью всех встречаем,
Самовар на стол несем.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сем.

Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к вам пришли матрешки.
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные.

Как у нашей у Хохлатки
Нынче вывелись цыплятки,
А из одной скорлупочки
Матреша вышла в юбочке.

На заре трубит рожок,
Кличет стадо на лужок:
- Выходи, Буренушка!
- Выхожу, Матренушка!

Ходят куры в стороне,
Позабыли обо мне.
Принесла горошку -
Вспомнили матрешку.

Пряники печатные,
До того нарядные.
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим.

Любят маленькие детки
Всевозможные конфетки.
Кто грызет, а кто глотает,
Кто за щечкою катает.

Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам придем. 

Я цветочек вышила,
"Жу-жу-жу" услышала.
Села пчелка на цветок,
Мастерица - наутек.

Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрешки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поет.

Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.

Мышку встретили подружки
И попрятался друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.

Шла по ягоду Матрешка,
Позабыла взять лукошко.
"И куда ж такую сласть
Мне теперь, подружки, класть?"

Сели мы на карусели,
На качели пересели,
Сто знакомых встретили,
На поклон ответили.

У торговца, у торговки
Покупали мы обновки,
Щупали и меряли,
Глазам своим не верили.

Пыль клубится по дорожке -
Едут с ярмарки матрешки,
На баранах, на быках,
Все с баранками в руках.

Мы до полночи гостили,
Нас домой не отпустили,
Оставляют ночевать,
Завтра снова чаевать!

В завершении занятия музыкальный руководитель предлагает детям взять детские шумовые инструменты и сыграть в оркестр.

Проводится музыкально-дидактическая игра

“Веселый оркестр МАТРЕШКА” (Презентация 2)

Музыкальный руководитель:

Играть с матрёшкой любят дети
И открывать её секреты.
Таит она так много тайн
И их всегда раскроет нам.
Матрёшка-дивная игрушка.
Для взрослых и детей -
Забавная подружка!
Мы будем с ней всегда играть
И встречи с чудом снова ждать!

***

Использованная литература и интернет-ресурсы.

  1. Берестов, В.Д. Матрешкины потешки // Берестов, В.Д. Читалочка: стихи. - М.: Малыш, 1988.
  2. Детский сайт для родителей “Ну, мама”. Копилка детских стихов.
  3. www.prazdnichek.info. Новогодние поздравления и подарки детям.
  4. Стихи.ру – национальный сервер современной поэзии.

***

Все игровые пособия, используемые в занятии, представлены в Презентации 1.