Интегрированный урок (обществознание + математика + экономика) по теме "Банк как инструмент денежно-кредитной политики"

Разделы: Математика, История и обществознание, Экономика


Тип урока: комбинированный

Вид урока: интегрированный: обществознание, экономика, математика

Формы работы: индивидуальная,  групповая,  парная

Используемые методы:  коммуникативный, игровой,  проблемный,   дискуссии,  метод коллективного взаимодействия

Цели урока:  подведение учащихся к пониманию необходимости  умения использовать на практике знания  денежно–кредитной политики.

  • формировать информационную культуру и потребность приобретения новых знаний о закономерностях функционирования рыночных механизмов: денежно-кредитной политики,  банков, кредитов 
  • совершенствовать знания о процентах и учетной ставке  процента
  • содействовать взвешенному подходу  выпускников к экономическим действиям и формированию семейного бюджета
  • продолжить работу над развитием логического мышления, умени­я доказательно рассуждать, сопоставлять факты, мнения, делать обоб­щения и выводы, анализировать полученную информацию.
  • формировать у учащихся умения и навыки, способствующие самостоятельному открытию новых знаний, использованию новых способов поиска информации, развитию проблемного мышления.
  • повышать интерес к изучаемым предметам.

Оборудование:  проектор,  компьютер.

Дидактическое оснащение: учебная  и дополнительная литература, карточки-задания,  памятки, буклеты.
Эпиграф урока:
Всё человечество… делится на две категории: одни берут в долг, другие дают

Чарлз Лэм

ХОД УРОКА

 

I. Организационно-мотивационный этап (3 мин.)

1.Введение в тему и определение задач  урока

Вступительное слово  учителей: «Современная школа ставит перед учениками задачу:  овладеть не только  знаниями, но и  навыками  их практического  применения. Сегодня на уроке мы соединяем теорию  и  практику; знание банковской системы и  умение решать  экономические задачи.
Урок интегрированный,  поэтому система оценивания необычна. Работа на уроке оценивается баллами – жетонами. В самом конце урока мы подсчитаем полученные баллы, переведем их в оценки и выставим оценки в журнал.
 На 3 этапе урока  полученные в ходе работы  оценочные баллы будут индексированы в 100 раз. Это   первоначальный капитал для игры»

 

II. Операционно-познавательный этап

Обществознание

1. На этом этапе  (5-7 мин.) идет парная  работа.  На столах у учащихся лежат карточки – задания, на которых указана нужная  литература и страницы, знакомясь с которыми они методом «мозгового штурма»  определяют тему сегодняшнего урока: «Банк как инструмент денежно-кредитной политики».

2. Учащиеся выделяют  основные вопросы темы и ранжируют их в логическом порядке. Получившийся план записывают на доске. Оговариваем идею и форму записи интеллектуальной карты. В основу её ложатся тема и вопросы, которые будут  рассмотрены  на уроке.

План.

1. Основные понятия урока.
2. Причины появления банков.
3. История банков.
4. Структура  банковской системы.
5. Функции ЦБ и коммерческих банков.
6. Банковский кредит. Причины кредитования.
7. Активные и пассивные операции. Маржа.
8. Основные инструменты денежно-кредитной политики.
9. Меры стабилизации денежно- кредитной системы.

3. Каждая из групп работает в соответствии с полученными заданиями в течение 7-10 мин.

Цель работы – проанализировать предложенную учащимся информацию  о банках и кредитах. Выбрать информацию для составления интеллектуальной карты.
Завершив работу, представители каждой  группы  докладывают о ре­зультатах  (18 мин.).
Каждый ответ отмечается учителем  баллами – жетонами.
Итогом работы должно стать составление  на доске интеллектуальной карты, которая записывается в рабочие тетради.

4. В качестве закрепления и проверки уровня усвоения знаний учащи­мися можно предложить рассмотреть  таблицу –  отчет о деятельности банка следующего вида: 

Владелец счета

Сумма вклада
(тыс. руб.)

Получатель кредита

Сумма кредита (тыс. руб.)

Примечания

Николаев

1000

АО «Рос»

1000

Кредит не возвращен

Иванов

1000

ТОО «Заря»

1500

Кредит возвращен

Петров

1000

АОЗТ «Север»

500

Кредит возвращен

Вопрос к учащимся: значит ли это, что кто-то из владельцев сбережений потерял накопленную им сумму? Объясните почему?
Всем ученикам предлагается тест. Время 10-12 мин.  (Приложение 1)
В конце работы дети снова получают жетоны и их эквивалент в виде оценок, который выставляется на предмет обществознание.

5. Обращаем внимание учащихся на эпиграф   урока, предлагаем высказать свое мнение и экспериментальным путём установить достоинства и недостатки денежно-кредитной политики  банков.

Математика (Приложение 2)

1. Переходя к следующему этапу урока, учитель задает вопрос учащимся: «Какое математическое  понятие изучаемой темы  связывает  обществознание и математику?»
2. На рабочих столах учащиеся находят памятку работы с процентами, просматривая  которую, они систематизируют свои знания.
3. Для закрепления знаний учитель предлагает решить опорные задачи.

Задачи.

Два бывших одноклассника решили открыть совместное предприятие, вложив в него все имеющиеся у них  деньги. Взнос Иванова составил 2000000 рублей, а Петрова  – 3000000 рублей.

1.  Сколько процентов от общей суммы составил взнос Иванова?
2.  Сколько процентов от общей суммы составил взнос Петрова?
3.  Сколько процентов составил взнос Иванова от взноса Петрова?
4.  Сколько процентов составил взнос Петрова от взноса Иванова?
5.  Насколько процентов больше внес в совместное предприятие Петров, чем Иванов?
6.  Насколько процентов меньше внес в совместное предприятие Иванов, чем Петров?

4. На этом этапе учитель предлагает  решить  математические задачи и с их помощью выбрать  способ сбора  денежных средств на образование, который  является наиболее оптимальным:

– хранить свои сбережения дома;
– хранить в банке;
– взять кредит.

Задача 1

Выпускник школы мечтает поступить в престижный вуз. Для обучения на коммерческой основе ему необходимо ежегодно 250 000 рублей. Исходя из своих доходов,  он решает ежемесячно откладывать 15 000 рублей. Через сколько лет наш выпускник соберет себе необходимую сумму, если минимальный срок обучения  составляет 4 года?

Задача 2

Ответив на вопрос предыдущей задачи,  наш выпускник решил более рационально распорядиться своими накоплениями и отнес в банк сумму, которую он скопил за первый  год, под 11% годовых. Через сколько лет он накопит себе необходимую сумму?

Задача 3

Бывший одноклассник нашего выпускника решил опередить его и 20 августа  взял кредит  на необходимую сумму в банке по ставке 20% годовых сроком на три года. Схема выплаты кредита следующая: 20 августа каждого следующего года банк начисляет проценты на оставшуюся сумму долга (т .е. увеличивает долг на 20%), затем наш заемщик  переводит в банк Х рублей. Какой должна быть сумма Х, чтобы он выплатил долг в указанный срок?

5. Возвращая учащихся к эпиграфу урока, просим их высказать свое мнение о денежно-кредитной политике  банков.

III. Рефлексивно-оценочный этап

1. Игра

Цель игры: ознакомление учеников с механизмом функционирования Центрального банка (ЦБ) и коммерческих банков по привлечению свободных средств населения и  предоставлению кредитов.

Содержание игры: 1 этап: Правила игры: заработанные  на предыдущих уроках баллы-жетоны  индексируются в денежном эквиваленте (например, умножением на 100).  В зависимости от полученного капитала  класс делится на банкиров, образующих не менее 3-х банков, и клиентов. Банкиры дают название банку, руководят его деятельностью. Учителя выступают в роли ЦБ, выполняющего его функции: предоставляют  кредиты коммерческим банкам,  устанавливают  учётную ставку процента, размер резервов, которые должны хранить в ЦБ коммерческие банки.
Для получения  кредита в ЦБ представитель коммерческого банка должен решить предложенную задачу. То же правило для заемщиков  банка. Вклад осуществляется без решения задачи, а для того, чтобы его взять,  надо решить задачу. 
Банкиры организовывают три банка, дают им названия. Они определяют стратегию банка: % ставку  кредита и % вклада. Клиенты могут заработать дополнительные средства, решая задачи.
Клиент может взять кредит в любом  банке,  решив задачу, предоставленную учителем. Если клиенты  не совершают операций с коммерческими банками за определенный период, например, 5 минут, то их капитал сгорает. А это сказывается на итоговой оценке.

Ход игры

1. ЦБ предлагает учетную  ставку  в 10%. Резерв, который  должны отдать ЦБ на хранение,  100 000 руб. Сложность задачи определяет сумму, выдаваемую ЦБ коммерческим.
2. Коммерческие  банки устанавливают процентные   ставки вклада и кредита.  Клиенты начинают движение. Расплачиваются по кредитам решением задач.
Через 10 минут  ЦБ меняет условия. Организованные банки предлагают новые  проценты. Игра продолжается  на этих условиях.
3. Подведение итогов игры:

  • анализируется финансовое состояние банков и счетов клиентов;
  • обсуждается,  почему это произошло
  • с какими проблемами столкнулись «банкиры» и их клиенты в ходе игры

2. Подведение итогов урока

Домашнее задание: Написать рассуждение на тему: «Деньги, истраченные на образование, никогда даром не пропадают». Английская пословица

Словарь урока: Банки, кредиты, вклады, маржа, денежно-кредитная политика, проценты, депозиты

Литература и интернет-ресурсы:

1. Обществознание: учебник для общеобразовательных учреждений базовый уровень (Л.Н.Боголюбов и др.). М.: Просвещение, 2011с. 82-83, с 90-93
2. С.В.Автономов Введение в экономику: Учебник для 10-11 классов образовательных учреждений. – М: Вита-Пресс, 2005, с.100-107
3. П.А. Баранов, А.В.Воронцов, С.В. Шевченко Обществознание: полный справочник. м.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. Раздел экономика тема 12.
4. В.Д.Камаев Основы экономики: Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования. – М, Гуманист, издательский центр ВЛАДОС, 2003 г., с. 113- 120.
5. А.В. Клименко, В.В. Румынина Обществознание: учебное пособие для школьников старших классов, поступающих в вузы – М.: Дрофа, 2013 г, Раздел 5, т. 12
6. Е.В.Савицкая, С.Ф. Серегина Уроки экономики в школе: Пособие для учителя. М.: Вита-Прес 1999, с 309-348
7. И.В Липсиц Экономика: учебник для 10 класса. М: Вита-Пресс, 1998 г, Гл 9, словарь
8. http://infobank.ru
9. www.fipi.ru