Формирование коммуникативных учебных действий на уроках русского языка в условиях ФГОС НОО

Разделы: Общепедагогические технологии


Формирование у человека любых умений, в том числе и универсальных учебных действий, и умения учиться в целом возможно только в процессе деятельности. Деятельностный характер соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и др.), дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

Коммуникативные УУД  предполагают владение всеми видами речевой деятельности, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное, логичное и  выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции:

1. Речь и речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая (повествование, описание, рассуждение, сочетание видов монолога) и диалогическая.

2. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Понимание информации текста, передача содержания. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности.

3. Текст. Текст как речевое произведение. Тема, микротема. Виды переработки текста (план, конспект). Анализ текста.

4. Функциональные разновидности языка. Стили речи, сфера употребления, стилевые жанры.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью языкового образования в школе.

Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. "Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока. Именно применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необхо­димости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:

  • умений понять тему сообщения, логику развития мысли,
  • извлечь нужную информацию (полно или частично),
  • проникнуть в смысл высказывания — слушание;
  • навыков изучающего чтения;
  • умений ведения диалога и построения монологического высказывания — говорение;
  • умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания,
  • собирать и систематизировать материал,
  • составлять план, пользоваться различными типами речи,
  • строить высказывание в определенном стиле,
  • отбирать языковые средства,
  • совершенствовать высказывание — письмо, говорение,

Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли.
Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное вы­сказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него умений и навыков, формируются и умения, общие для всех видов деятельности.
Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом. Существует большое количество видов анализа текста на уроке русского языка: культурологический, литературоведческий, лингвистический, лингвосмысловой и комплексный.
Формы работы с текстом:

  • синтаксическая пятиминутка;
  • включи воображение;
  • напиши подобно;
  • через дополнительное задание к диктанту;
  • составление таблицы.

Необычайно важно первое впечатление от прочитанного: обсуждение первичного понимания, смыслов, рождённых сразу же после прочтения текста. Их можно зафиксировать, чтобы ученики могли в конце урока увидеть разницу между пониманием первым (чаще поверхностным), и пониманием, полученным в результате расшифровки, «разгадывания тайн» текста. Тайны, раскрытые в тексте, заставляют работать мышление и выходить на идею. В результате ученики начинают видеть и осознавать средства языка: единицы языка, единицы художественной речи, термины и т.п. Если ученики начнут понимать, как автор создаёт своё произведение,  будут учиться у писателей, анализируя их тексты, мастерству владения родным языком, то наши они станут следить и за своей собственной речью.

Процесс понимания текста «по шагам»:

  • эмоция «включает» интерес, который «запускает» любознательность. Значит, важен этап организации мотивации;
  • интерес включает внимание, которое формирует готовность к восприятию. Здесь необходим этап целеполагания;
  • формулируется цель. Методически целесообразна регулярно организуемая вопросно-ответная беседа.

Во время анализа текста развивается языковое чутьё и операционный аппарат мышления. Выводы, к которым приходят ученики в результате анализа и обсуждений заданий и отрывков текста, – это выводы о функции языковых средств и о способах их обнаружения. Анализ текста, проводимый регулярно, имеет большое значение для развития речи учащихся, формирования умения воспринимать речь других и создавать собственное высказывание.    

Текст, который используется в качестве дидактической единицы, должен быть тщательно отредактирован в соответствии с общедидактическими и методическими принципами, но в то же время  иметь следующие особенности:

  • В ходе анализа текста осуществляется взаимосвязь всех разделов курса русского языка.
  • В тексте представлены различные виды пунктограмм и орфограмм, изученных к моменту анализа текста.
  • Предложены различные виды разборов.
  • Тексты являются образцовыми в идейно-тематическом и языковом отношении, направлены на патриотическое воспитание учащихся, а также демонстрируют звучность, выразительность, богатство русского языка.
  • Тексты могут иметь  пропуски на месте орфограмм, знаки препинания не расставлены, так как это должны сделать школьники в процессе анализа текста.

Таким образом, полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся – за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных слов – и грамматический строй речи – при попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи. Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно–выразительные возможности языковых единиц. Все это, в свою очередь, способствует развитию коммуникативных возможностей самих учащихся, а также построению продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми.