Обрядовые куклы

Разделы: МХК и ИЗО


Введение

«Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека».

М. Е. Салтыков-Щедрин

У меня дома много кукол: Барби, Братц, различные русские и даже есть целая коллекция кукол «Дамы эпохи». Но я, очень редко в них играю. Мне не хочется их выбрасывать, и мы с мамой расставили, рассадили их по полочкам. В прошлом году нас с классом вывозили в историко-краеведческий музей Волжского района, находящийся в селе Дубовый Умет. Мы посетили интерактивное занятие «Мир забытых игрушек. Игрушка-оберег». Нам очень много рассказали об этих игрушках, и показали свою коллекцию. А еще мы делали куклы из ниток (мотанки-закрутки) своими руками. Вот такие игрушки мне пришлись по душе. Подумать только! Всё, абсолютно всё, каждая деталь, узелок или тряпочка в кукле имели раньше свое значение, объяснение и смысл. Я поняла, что это не просто игрушки, а древние народные обрядовые куклы, в которые верили древние люди. Мне очень захотелось узнать о них побольше. Так началось моё исследование.

Актуальность темы

В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде! Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы подсознательно тянутся к размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию. Бесценным источником ьзнаний о русской культуре является народное творчество. Одним из интереснейших фольклорных направлений, безусловно, является народная обрядовая кукла.

Гипотеза:

Древнее искусство создания традиционных народных обрядовых кукол актуально и востребовано в современном мире.

Цель: исследовать историю возникновения и актуальность традиционных народных обрядовых кукол.

Задачи:

  • Изучить историю возникновения обрядовых кукол.
  • Определить актуальность обрядовых кукол среди современных школьников
  • Исследовать на практике традиционные технологии изготовления кукол
  • Привлечь внимание современников к старинному искусству создания кукол

Методы исследования:

  • Анкетирование (2 классов школы №145)
  • Выборка и анализ информации из печатных и медийных источников
  • Интервью (работник ЦВР)
  • Определение технологии изготовления кукол

Объект исследования: рукотворные обрядовые куклы.

I. Анализ анкеты младших школьников

Для того, чтобы узнать насколько обрядовая кукла известна моим современникам, мы провели анкету (см. Приложение 1. Анкета). Всего отвечали: второклассников – 50 чел. (школа № 145)

1. Знание об обрядовых куклах.

Отвечая на вопрос «Знаете ли вы, что такое обрядовая кукла?», большинство учеников 2-х классов (70%) ответили, что знают. Из них14 % не смогли выбрать определение такой куклы, 1/4 часть думает, что обрядовая кукла – это современная популярная кукла. Половина опрошенных считает обрядовой куклу, сделанную своими руками, большинство ребят логично предположили, что она создаётся для праздников и обрядов. И только 28 % считают такую куклу древней и народной. У четвероклассников представление более чёткое: 65% опрошенных утверждают, что знают, что такое обрядовая кукла и выбирают определение – «кукла для проведения праздников и обрядов». 17% добавляют, что это древняя народная кукла, 18% – кукла, сделанная своими руками. (См. Приложение 1. Анкета; Приложение 2. Таблица ответов)

2. Изготовление обрядовой куклы.

Несмотря на предыдущие уверенные ответы, 64% опрошенных никогда не делали такие куклы и 18% из них и не хотят научиться их делать. Но подавляющее большинство опрошенных детей (88%) желают научиться древнему мастерству изготовления народных кукол.

Таким образом, гипотеза о том, что интерес к рукотворным традиционным куклам жив среди моих современников, подтвердилась. Также можно сделать вывод: знаний по этой теме и практики у ребят пока недостаточно.

II. История обрядовых кукол

Из нескольких источников мы нашли разные определения понятия «кукла».

КУКЛА:

  • сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного. (Словарь В.И. Даля)
  • детская игрушка в виде фигурки человека; в театральном представлении: фигура человека или животного; фигура, воспроизводящая человека в полный рост. (Словарь С.И. Ожегова)
  • бездушное, безжизненное существо. ( Словарь Д.Н. Ушакова.)
  • в греческом языке – koukla, в латинском – cuculla: "капюшон, куколь, чепец, кулек". (Этимологический словарь)

Связывает эти определения одно: кукла – это всегда отражение человека в культуре. Это выражение знаний человека о мире и миропорядке, о месте его в этом мире.
У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Куклы многих народов, несмотря на их различия, во многом сходны по конструкции, форме, украшению. Произошло это потому, что игрушки рождались в трудовой деятельности человека: и простой крестьянин, и признанный мастер учились у одного великого творца – природы.
Народная кукла экологична, проста по форме, в меру нарядна. В каждую куклу вложено тепло рук, каждая кукла несет в себе черты индивидуальности своего творца. Для изготовления кукол использовали разный материал – текстиль, шерсть, дерево, солому, лыко, бересту, камень, воск, глину и др.
Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась «Баба» – женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, верили в то, что на новом месте будет снова очаг, уют, дом.

III. Славянская обрядовая кукла

В славянских (русских, белорусских, украинских, польских и др.) крестьянских семьях самыми распространенными были тряпичные или текстильные куклы, которые можно разделить на две группы:

  • свернутые (скрутки), т.е. сделанные без шитья иголкой,
  • шитые.

Куклы по своему назначению довольно четко разделялись на:

  • игровые,
  • обереговые,
  • обрядовые.

Обрядовые текстильные куклы также имеют свою классификацию:

  • по технологии изготовления (мотанки-закрутки, кувадки, из тканевых квадратов и др.);
  • по обрядам (для семейно-бытовых, календарных, прочих).
  • по функциям или, если хотите, по магической кукольной силе: защитную, очистительную и замещающую. (См. Приложение 3, Классификация).

Люди верили, что куклы, наделенные продуцирующей магией, помогали достичь благополучия в повседневной жизни, справляться с большими объемами любой работы, упорядочивали семейную жизнь и, заодно, внутренний мир своих обладателей.

Защитная кукла берегла семью от ссор, болезней и невзгод, служила оберегом от порчи и сглаза.

Очистительная куколка помогала избавляться от «плохой» энергетики в доме. После «использования» её выбрасывали, сжигали или бросали в реку. Яркий пример этому – дошедший до нас обычай мастерить и сжигать куклу Масленицу на проводы зимы. Сгорая, кукла заодно превращает в золу и пепел весь тот духовный негатив, что накопился у людей за долгую зиму.

Куклы-заместители представляли какого-то конкретного человека. Их мастерили, когда кто-то покидал семью (уходил на войну или заработки муж или сын). Делали из одежды, принадлежавшей человеку-прототипу. Кукол-двойников «подбрасывали» злым духам, чтобы спасти живых (новорожденного младенца или членов семьи усопшего больного).
В древности славянские тряпичные куклы изготавливали женщины. Объяснялось это тем, что с древнейших времён женщина хранила и передавала знания и навыки из поколения в поколение.Делала такие куколки женщина не бездумно, а эмоционально настроившись, истово веря в силу "сделанного". Ведь от качества её работы зависела судьба семьи, рода.
Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, поэтому тряпочки и ниточки для изделия не резали, а рвали.

Безликость – очень распространенная особенность традиционной матерчатой куклы. У очень многих народов существовало поверье: если у куклы будут глаза, рот, нос, в нее может вселиться душа, более того – в нее «перетечет» душа ребенка, играющего с такой куклой.
Изготавливались обрядовые куклы по особому случаю. Им приписывались различные волшебные свойства, они могли защитить человека от злых сил, принять на себя несчастья, помочь хорошему урожаю. Были куклы, помогающие женщине в хозяйстве, или куклы, научающие ребенка благодарности, а были и такие, которые болезнь отогнать могли.
В традиционной славянской культуре кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов, выполняя роль посредника в отношениях человека с миром природы, миром богов и миром предков.

IV. Интервью с Кижаевой О.В.

Исследуя жизнь обрядовых кукол, мы взяли интервью у сотрудника ЦВР, Кижаевой О.В. (см. Приложение 4. Полная версия). Она проводит занятия по истории и изготовлению текстильных кукол.
Ольга Владимировна рассказала, что бывают не только куклы из ниток – мотанки, но и закрутки, куклы из ткани – текстильные куклы. Она показала свою коллекцию текстильных кукол и рассказала о том, что древние люди, а некоторые и сейчас верят в магию, чудодейственную силу кукол.

Неразлучники – Муж и жена – две половинки одного целого. Их дарили молодым на свадьбу. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы, супружеской паре предстояло вместе идти по жизни. Ее делала свекровь, потому что она была первым заинтересованным лицом, чтоб семья сохранилась, потому что сын приведет жену в ее дом. Неразлучники очень бережно в семье хранились и когда появлялись детки, на одну общую руку хозяюшка навешивала маленьких куколок из ниточек. Чем больше детей, тем больше таких кисточек будет висеть на руке, тем больше отдаляются друг от друга супруги. Вешались они на свадебный поезд на первую дугу тройки лошадей, привлекая на себя внимание и принимая первый негатив на себя.

Пеленашка – Когда женщина ждала ребенка, изготавливала куклу и клала в люльку, что бы та согревала ее. А когда рождался ребенок, подвешивала пеленашку над люлькой, чтобы малыш смотрел на неё и не плакал, пока мама занята делами по хозяйству.

Десятиручка – Такую куклу делала мама и дарила дочери-невесте на свадьбу, чтобы работа в её новом доме спорилась, и она все успевала. Наша Десятиручка может дать фору даже богу Шиве, у которого, как известно, было всего лишь 6 рук.

Крупеничка – эту куклу делали полной с большим животом. Она символизировала богатство – хороший урожай хлеба. Поэтому и набивалась кукла пшеницей или гречей.

Трясовицы – маленькие куколки на связке для изгнания хвороб и оберега от болезней. Изготавливали их числом тринадцать. Тринадцатая, старшая сестра – лихорадка Кумоха. Кумоха – дородная женщина, живущая в лесу со своими двенадцатью сестрами, похожими друг на друга как близнецы. В памятниках XVIII в. встречаются их имена: Трясея, Отпея, Глазея, Аввареуша, Храпуша, Пухлея, Желтея, Авея, Немея, Глухея, Каркуша, Старея.

С обрядовыми куклами никогда не разрешалось играть. В крестьянской семье скапливалось до 500 обрядовых кукол. Хранились они в ларце или туеске подальше от чужих глаз. И если в дом приходила беда, доставали определенную куклу и просили у нее благополучия, а потом снова убирали на место.
У славянских народов все куклы были добрые и не использовались для вызова злых духов или насылания порчи.
Ольга Владимировна отметила, что дети с удовольствием делают самые простые куклы-закрутки. Очень интересно, что материалы и размеры ткани у всех одинаковые, а кукла у каждого получается своя, не похожая ни на одну другую, но очень похожая на человека который ее изготовил.

V. Моя коллекция обрядовых кукол

В результате исследования я создала небольшую коллекцию традиционных обрядовых кукол славянских народов. Изучая обрядовые куклы, я поняла, что если хочешь сделать хороший подарок, нужно сделать куклу. Ведь лучший дар – это вещь, сделанная своими руками от души и для добра. Познакомившись со многими текстильными куклами, я научилась делать некоторые из них.

Вепсская кукла (капустка, рванка, кормилка) – это обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток. Она охраняла ребёнка с колыбели. С этой куклой устраивали обрядовые проверки парней: смотрели, как парень берет эту куклу, на что обращает внимание, готов ли к женитьбе.

Кукла Женское счастье – Одна из самых древних русских обереговых кукол. При раскопках под г. Ржевом такая куколка была найдена в культурном слое 10 века. Основа её – большая коса, которая всегда была знаком женской силы и гармонии, а также предметом гордости женщин.

Зерновушка (Крупеничка) – в ее матерчатое тельце насыпали зерно после уборочной страды, а затем пузатую куколку устанавливали на амбарных сундуках, чтобы урожай будущий был еще богаче.

День и Ночь – связанные одной веревочкой две куколки разных цветов (черная и белая, позже – синяя и белая), подвешивались к потолку. Они упорядочивали семейную жизнь и, заодно, внутренний мир своих обладателей. Мотанки – древнейшие куклы-обереги из ткани. Найдены во время раскопок старинных поселений в Египте 5000-летней давности. Существовало три типа кукол-мотанок: младенец, баба-берегиня, невеста. Вместо глаз, рта – крест из ниток. Крест в круге – это солнечный знак, таким образом, кукла с таким лицом несёт в себе солнечную энергетику тепла и добра.

Неразлучники – Муж и жена – две половинки одного целого, они должны быть неразделимы. Именно для этого дарилась эта кукла.

Отдарок на подарок – Куклу делали и дарили матери дети 7-8 лет в знак благодарности за свою первую взрослую одежду (штаны, сарафаны). До этого возраста и девочки и мальчики носили рубахи.
Изготовляя куклы, я получила огромное удовольствие. И я думаю, что эта коллекция еще будет расти. А когда мои одноклассники увидели результаты моего труда, многие захотели сделать такие куклы сами. В данный момент мы с мамой учимся шить современных интерьерных кукол, еще я рисую, леплю из пластилина и мастерю из бумаги. Я еще не решила, кем я стану в будущем, но одна из профессий мне очень нравится, это дизайнер интерьера.

VI. Мой опыт

Я предлагаю в виде пошаговой инструкции способ изготовления кукол Отдарок на подарок, Мотанка День-Ночь, Колокольчик.

Заключение

Наша гипотеза подтвердилась. Древнее искусство создания обрядовых народных кукол живёт до сих пор. Люди верят в значимость и магию кукол и надеются, что такая простая кукла в нашем современном и неспокойном мире принесёт им удачу и спокойствие.

В традиционной славянской обрядовой кукле закодирована жизненно важная информация, а ключом к этому «коду» служат общечеловеческие ценности: продолжение рода, здоровье, любовь, общение, труд, жизнь, вера в добро и чудо.

Народная кукла является воплощением добра и кротости. Это оберег человеческой души и судьбы, символ предков. Это символ Большой Матери, которая сотворила всё сущее и бережёт до сих пор рождённые ею души.

Играя, дети воспроизводят жизненные ситуации (свадьба, прием гостей, рождение младенца), это приобщает их к традициям, культуре народа, доброте и красоте. Тем самым куклы вводят ребенка в большой мир. И сегодня среди разнообразия современных кукол народные куклы из ткани являются особым видом с необъятной энергетикой, благотворно влияющие на психику и здоровое развитие ребёнка. Именно поэтому в наши дни они становятся всё более и более популярными.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыт.

Литература

  1. Берстенева Е.В, Н.В. Догаева, «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г.
  2. Дайн Г.Л., М.Б. Дайн, «Русская тряпичная кукла», Культура и традиции, 2007 г.
  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.– М, 2009.
  4. Забылин М. «Русский народ», М, 1992;
  5. Котова И.Н., Котова А.С."Русские обряды и традиции. Народная кукла" – СПб.,2006;
  6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.– М, 1996.
  7. Ушаков Д.Н.Толковый словарь.– М, 1998.
  8. Фасмер М. Этимологический словарь.2008.
  9. Энциклопедия по истории, М, 2004;
  10. Энциклопедия «Я познаю мир – праздники народов мира», М, 2004.
  11. http://www.minchanka.by/moda/Obryadovaya_kukla.html
  12. http://stranamasterov.ru Страна мастеров
  13. http://www.treeland.ru История народной куклы
  14. http://www.kukolnihdelmaster.ru История кукол
  15. http://www.rukukla.ru Народные куклы.
  16. http://www.slideshare.net/ Marianna35/ss-7525960
  17. http://www.dolls-textile.ru/ Текстильные куклы со всего света
  18. http://letopisi.ru/index.php/Проект_ наши_ куклы/Обрядовые_ куклы