Урок русского языка на тему "Бывают ли у согласных звуков сильные и слабые позиции?". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: урок постановки и решения УЗ.

Цель учителя: создать условия для осознания детьми, что у согласных звуков тоже  как у гласных есть сильные и слабые позиции.

Учебная задача: есть ли сильные и слабые позиции у согласных звуков?

Планируемые результаты урока:

  • Предметный:
    • понимание сильных и слабых позиций у согласных звуков, умение отличать сильные позиции от слабых;
    • умение определять позиции (слабая, сильная) чередующихся согласных звуков  в изменениях слов, способ определения слабой позиции у согласного звука.
  • Метапредметный:
    • Познавательный:
      • умение выдвигать гипотезы:
      • построение рассуждений:
      • знаково-символическое моделирование:
    • Коммуникативный: умение договариваться, высказывать свое мнение:
    • Регулятивные: формирование у детей самоконтроля и самооценки на основе открытого способа определения слабой позиции согласного звука:
  • Личностные:
    • воспитывать культуру учебного труда:
    • прививать интерес к урокам русского языка:
    • создание благоприятной обстановки для возможности раскрытия потенциала каждого ученика:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Приемы и методы

Результат

Организационный момент

– Здравствуйте!
Все ли готовы к уроку? Как мы должны сидеть на уроке?
– Послушайте, ребята, что слышно? Внимательно слушайте, тишину.
Что-нибудь вам слышно в классе?
– Вот именно очень тихо. Так и должно быть в классе во время нашей с вами работы.

– Здравствуйте!
Правила поведения на уроке.
Внимательно прислушиваются.

– Ничего не слышно. Очень тихо.

Приветствие.

Создание благоприятной атмосферы, настройка на работу.

Постановка УЗ

– Ребята, я продиктую вам 1 предложение, а вы запишите его с пропуском орфограмм слабой позиции:
П_р_ке пл_вут _льши_пл_ты.
– На что вы обратили внимание?
Какие буквы пропущены?
Почему мы их пропускаем?
– В какой позиции стоят гласные звуки?

– А как вы думаете, есть ли слабые позиции у согласных звуков?

– А почему вы так думаете?
– Итак, что мы должны узнать на этом уроке? Какую задачу сегодня мы поставим на уроке?

 

 

По реке плывут большие плоты.
– Пропущены безударные гласные буквы.

– п.ч.Гласные стоят в слабой позиции, мы их четко не слышим.

– Есть, нет.

Варианты ответов детей.

 

– Узнать бывают ли у согласных звуков сильные и слабые позиции.

Беседа, обсуждение.

Умение высказывать свое мнение.

Умение правильно ставить задачу на уроке.

Решение УЗ

– Давайте разберемся.
(Не доске учитель пишет транскрипцию слов «годы», «плуты»)
Задание 1.
Измените  слова годы и плуты, так чтобы они называли один предмет.
Годы – год          плоты –плот
– А теперь запишем оба изменения каждого слова звуками друг под другами.
[гОды]         [плуты]
годы             плуты
[гот]               [плут]
го?                    плут

– Посмотрите внимательно, есть ли изменения? Одинаковы ли они? Есть ли чередование согласных?
В какой паре слов есть чередование согласных?
Отметим это чередование.
[д] //  [т]
Как вы думаете. Почему происходит чередование согласных звуков?
(чередование – это тот случай, когда звуки заменяют в одной и той морфеме)
– Теперь разберем наши чередующиеся звуки.
Одинаковы  ли у каждого из этих звуков «сосед» слева? А «сосед» справа?
Здесь у нас получились разные позиции.
– А теперь подумайте, можно ли одну из позиций чередующихся звуков [ д] и [ т] считать сильной, а другую слабой.
модель слова
[годы]
модель слова
[гот]

гот
Посмотрите на схему внимательно. Как вы думаете, почему я отменила эти звуки этими знаками? Что я отметила?
Значит, что мы можем сказать? сильная позиция это когда … (согласный звук стоит впереди гласного)
Слабая позиция это когда … (согласный стоит в конце слова).
Чтобы правильно подобрать правильную букву в слове, мы должны изменить слова так, чтобы согласный звук стоял перед гласным звуком.
Давайте запишем в тетрадях.

 

 

 

 

Годы – гот    плоты –плот

 

[гОды]   [плуты]
годы          плуты
[гот]               [плут]
го?                    плут

 

– Есть   ( оды – гот)
– Есть чередование согласных звуков.


[д]   //   [т]

 

 

 

 

 

После звука [д] стоит гласный звук. А звук [т]  стоит в конце слова.

 

 

 

– Это означает сильную и слабую позицию.
Сильная позиция – это, когда согласный звук стоит перед гласным звуком.
Слабая позиция – это, когда согласный звук стоит в конце слова.

Коллективная работа.

Умение делать выводы.

Отработка способа определения позиций согласных звуков.

Сейчас мы  попробуем проверит работает ли наш способ?
Самостоятельно умеем проверять или нет?
Для этого открываем учебники на стр.55 упр.58

 

Cамостоятельная работа.

Умение контролировать свою деятельность.

Рефлексия

– Что мы сегодня узнали нового?

– Как мы определяем позиции согласных звуков?

 

– Так, что же мы должны сделать, чтобы правильно записать слово.

– Сегодня мы узнали на уроке, что у согласных звуков есть сильные и слабые звуки.
– Мы узнали, что если согласный звук стоит перед гласным, то это сильная позиция, а слабая позиция – это когда согласный  звук стоит в конце слова.
– Сначала, ставим в сильной позиции. Изменяем слова.

Самооценка

понимание сильных и слабых позиций у согласных звуков, умение отличать сильные позиции  от слабых,;
– умение определять позиции  слабая, сильная)
чередующихся согласных звуков в изменениях слов, способ определения слабой позиции у согласного звука…