Программа лагеря дневного пребывания "Космодром Непосед"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Патриотическое воспитание


«Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

В летний период наиболее актуальной для школ является задача организации содержательного и оздоровительного отдыха детей и подростков. В современных социально-экономических условиях не каждый родитель сможет обеспечить ребёнку полноценный отдых (отправить в загородные лагеря, санатории, поездки и т. д.), а провести отдых с пользой для своего физического и эмоционального здоровья, позволяет лагерь дневного пребывания при школе, который является сферой активного отдыха, разнообразной общественно-значимой досуговой деятельностью. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространство для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества, развития и проявления одних из важных качеств личности – патриотических. Патриотизм…  Стоит ли в наше время уделять этому вопросу серьезное значение?

Отмечается, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большей части молодёжи, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным школьным образованием, выступает проблема становления у школьников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у школьников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края, родного села, района.

Новизна программы прослеживается в том, что лагерная атмосфера имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Поэтому важно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для школьников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу во время лагерной смены.

Кто такой патриот? Ответов на этот вопрос можно найти множество. А самый простой ответ – это человек любящий свою Родину. А что такое любить Родину? «Любить Родину значит знать ее». Знать ее исторические этапы, выдающихся людей (истинных патриотов своей Родины) знать,  и гордится прошлым, настоящим своей Родины и с уверенностью смотреть в будущее. В этом нам поможет игровое путешествие космических экипажей на планету Земля.

Для его осуществления мы поставили  цель: Организовать воспитательное пространство, обеспечивающее  необходимые условия для оздоровления детей, пробуждения чувства долга, формирования патриотического сознания, желания изучить историю своей Родины и родного края.

Для достижения данной цели  поставлены следующие задачи:

  • Воспитать детей и подростков, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способных проявить их в созидательном процессе в интересах общества;
  • Создать оптимальные психолого-педагогические и организационные условия для патриотического и духовно-нравственного воспитания, творческого и физического развития участников программы через формирование моделей игровой деятельности;
  • Укрепить здоровье и развить физические качества.

Проанализировав прошлогоднюю работу, используя анкетирование, тестирование, отзывы родителей,  коллектив учителей, работающих  в лагере дневного пребывания и  их учеников пришли к выводу, что  игровую работу следует продолжить, но  решили изменить некоторые правила. В этом году лагерь будет работать творчески в  развитии патриотического  воспитания школьников.

В основе  лежит  сюжетно – ролевая игра (путешествие) «Космических Непосед»,  в котором  космические экипажи с разных планет Солнечной системы приземлились на территории нашего лагеря, чтобы узнать о  главных датах страны Россия,  города Тара и села Черняево.

Межпланетная станция «Непоседы» получила галактическое задание – собрать самую интересную информацию об истории жителей Планеты Земля для создания  календаря важных исторических событий из жизни родного края. На весь период смены территория лагеря объявляется космодромом, который принимает космических помощников с разных планет. Каждый отряд – космический экипаж определённой планеты Солнечной системы.
Дети – члены экипажа – космостарсы.
Помощники организатора досуга – космические штурманы.
Воспитатели – руководители полётами.
Организаторы досуга (вожатые) – управляющий планетами.
Начальник лагеря – Адмирал космических дорог.

Детям предлагается во время смены почувствовать свою значимость в реальной жизни, познакомиться с главными  историческими событиями нашей страны, города, села.  Каждый день космостарсы будут творить полезные БОЛЬШИЕ ДЕЛА, в плане работы лагеря они помечены звездочкой. Узнавая новое и неизведанное, получают пазлы  в виде тех мест, где они побывали. 
Пазлы будут наклеиватся в календарь значимых событий лагеря и жизни родного края. Когда они собраны, космостарсы от жителей планеты Земля  получают в подарок  этот Календарь, созданный в течение лагерной смены с подробными пояснениями. Он будет главным экспонатом, переданным директору БОУ «Черняевская ООШ» для создания исторического музея в школе.

За участие в конкурсах, активность, дежурство, поведение, выполнение задания дня экипаж получает знаки – силуэты комет, имеющие цветовую символику:

Зелёная – отличная работа, победа.
Голубая – хорошая работа.
Жёлтая – нужно постараться.

Знаками выкладывается Путеводная Звезда космического экипажа. Чем быстрее «загорится» Звезда, тем быстрее экипаж сможет вернуться на свою планету.

Для организации работы по реализации программы смены:

  • проводятся ежедневные планерки воспитателей и вожатых;
  • оставляются планы работы отрядных вожатых, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;
  • сотрудники  обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;
  • проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.

Схема управления «Космодромом Непосед»

 Для организации работы по реализации программы смены:

  • проводятся ежедневные планерки воспитателей и вожатых;
  • оставляются планы работы отрядных вожатых, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;
  • сотрудники  обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;
  • проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.

В основе воспитательной системы – активный подход к реализации детского самоуправления в форме совета командиров экипажа (обеспечивает порядок и жизнедеятельность лагеря) и инициативных групп  (временные объединения для подготовки и проведения отдельных дел, тематических дней). Основным по значимости в лагере является совет командиров экипажа.
Обязанности командира:

  • посещать сбор совета командиров  экипажа и доводить до отряда всю информацию, полученную на совете;
  • планировать совместно с вожатыми работу своего экипажа;
  • следить за выполнением режимных моментов;
  • отвечать за одно из направлений работы.

Наш  «Космодром  Непосед» взаимодействует с соседними космодромами:

Образовательная деятельность космодрома предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с гражданско-патриотическим воспитанием,  воспитание уважения к прошлому нашей страны, любви к своей Родине, сохранение и почитание памяти о ветеранах ВОВ, тружеников тыла, изучением духовно нравственных традиций и истории родного края.

Оздоровительная деятельность  космодрома способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.

Культурно-досуговая деятельность космодрома  состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы. Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива. Патриотическое воспитание включает в себя проведение в течение лагерных смен акций «Обелиск», «Как живешь, ветеран?», и др. мероприятий патриотической направленности.

Формы и методы реализации программы ЛДП «Космические Непоседы»:

  • индивидуальная работа, которая включает в себя (индивидуальное консультирование, оздоровительные процедуры, индивидуальные задания для самостоятельного  выполнения в течение дня);
  • групповая работа –  включает в себя (тренинговые занятия,  игровые тестирования , опросы, анкетирование; проекты, устные журналы,  конкурсные программы, соревнования,   рекламные ролики, коллективные творческие дела,  беседы, совещания, семинары, исследовательская работа, работа в кружках,   трудовые десанты, акции,   встречи    с   интересными   людьми   и   специалистами, театральные представления, групповые дискуссии, экскурсии);
  • игры (музыкальные,  подвижные,   интеллектуальные ,спортивные, экологические, психологические, деловые, ситуационно-ролевые

Ежедневно на «Космодроме Непосед» работают космос-лидеры, которые руководят происходящей работой:

  • пресс-центр (есть свои  журналисты, выпускается газета «Новости из «Космодрома Непосед»;
  • исследовательский центр контролирует исследовательскую деятельность обучающихся и её продвижение,  информирует работников пресс-службы о результатах исследований;
  • отряд особого назначения (ООН) – отвечает за организацию патриотических  десантов, социально-значимых дел;
  • штаб КТД (коллективно-творческих дел) – отвечает за подготовку массовых творческих мероприятий и праздников, организацию культурного досуга.