Подготовка к усвоению табличных случаев умножения с числом 9. Переместительное свойство умножения

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать понятие «переместительное свойство умножения», умение применять его на практике;
  • закрепить смысл умножения.

Формирование УУД:

Регулятивные:

  • формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • учиться высказывать своё предположение;
  • определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

Познавательные:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

  • слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, вести диалог.

Личностные:

  • формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.

Основные понятия: переместительное свойство умножения

Ресурсы:

  • основные: Истомина Н.Б. Математика 2 часть, карточки для индивидуальной работы (у автора);
  • ИКТ: презентация по теме (у автора).

Ход урока

I. Организационный момент

Я смотрю все ли готовы начать урок?

Все ль у вас на месте,
Все ль в порядке
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ль внимательно глядят?
Все ли правильно сидят?

II. Актуализация знаний и мотивация

Сегодня к нам на урок пришел клоун

Я весёлый клоун Вася – появился в вашем классе.
И принёс с собой шары для любимой детворы.
Вам шары я подарю, но сначала всем велю думать правильно, писать
И друзей не обижать!

– Клоун Вася принёс вам много заданий. Некоторые, из которых, индивидуальные. Их будут выполнять некоторые из вас (раздача индивидуальных карточек. Инструктаж по выполнению).

– Посмотрите Вася принёс разноцветные шары. Но это непростые шары, а «математические». Каждый шар – это один вопрос из математики. Клоун надеется, что вы сможете ответить, на все вопросы.

  1. Какое число получается при умножении на нуль?
  2. Что называется умножением?
  3. Как называют числа, которые умножают?
  4. Какое число получается при умножении на единицу?
  5. Что обозначает первый множитель при умножении?
  6. Что обозначает второй множитель при умножении?

– Молодцы ребята, вы справились с первым заданием Васи. А теперь настал черед второго задания. Клоун Вася посмотрит, как быстро вы с ним справитесь.

На слайде записаны выражения:

  • 5+5+5+5
  • 3+3+3+3+8+7
  • 6+6+6
  • 9+9-4
  • 8-8+8+8
  • 30+30

Все ли данные выражения можно заменить умножением? Почему? (нет)

Давайте рассмотрим первое выражение. Прочитайте его: 5+5+5+5 Можно ли его заменить умножением? (можно)

– Почему? (одинаковые слагаемые, а умножение – это сумма одинаковых слагаемых)

– Как будет выглядеть выражение, если его заменить умножением? (Пять умножить на пять)

– Рассмотрим второе выражение. Прочитайте его (3+3+3+3+8+7)

– Можно ли его заменить умножением? (нет)

– Все ли согласны? Почему? (разные слагаемые)

Остальные выражения аналогично.

– Клоун Вася восхищён вами, таких умных и смышлёных ребят он ещё нигде не видел!

– Ребята, теперь клоун Вася просит вас открыть учебник на стр. 60 и прочитать задание к номеру 196. (работа по учебнику)

– Прочитайте задачу про себя. Читаем внимательно!

– Прочитайте теперь задачу вслух

– О чем говорится в задаче? (об огурцах, о том, что их сажали)

– Что нужно найти в задаче?

– Что означает число 6? 9? 8?

6 – число грядок;
9 – число огурцов, собранных с пяти грядок;
8 – число огурцов, собранных с одной из шести грядок.

– Прочитайте задачу про себя ещё раз и в парах постройте схему к данной задаче (дети работают в парах)

– Кто может изобразить схему на доске? (дети работают у доски)

– Ребята, когда я вчера готовилась к уроку я тоже нарисовала схему, посмотрите какая она у меня получилась.

– Глядя на схему, на условие задачи, скажите, какие выражения могут быть решением этой задачи? (выдвигают и обосновывают гипотезы)

(выражения представлены на слайде и в учебнике)

– Может ли быть первое выражение решением? Почему? Второе? И т.д

– Ребята, а значение какого выражения вам легче вычислить? (А мне легче вычислить 9*5+8, потому что я знаю, что 9*5= 45 и к 45+8 =53)

– Так сколько собрала мама огурцов всего?

– Запишите решение задачи в тетрадь. (Один ученик выполняет у доски).

Динамическая пауза

Что-то наш клоун Вася призадумался: можно ли не вычисляя значений выражений узнать, на сколько одно произведение больше или меньше другого? Давайте ему поможем ответить на этот вопрос.

Для этого посмотрим №197.

– Смотрим на первый столбик.

  • 9*6
  • 9*5

– Что обозначает число 6 в первом случае? (То, что число 9 взяли 6 раз)

– Что обозначает число 5? (То, что число 9 взяли 5 раз)

– В каком случае число 9 взяли больше раз, когда умножали на 5 или на 6? (При умножении на 6, потому что взяли на одну 9 больше)

– Кто объяснит второй столбик по такому же принципу? Третий? Четвертый?

III. Открытие» детьми нового знания

– Ребята посмотрите на слайд. Что вы видите? (прямоугольник, состоящий из квадратов)

– А из скольких квадратов состоит прямоугольник?

– Как вы сосчитали? (разные варианты детей)

– Ребята, можно было сосчитать сначала, сколько квадратов по вертикали = 7, и сколько по горизонтали = 14, затем умножить их 7*14 и получить ответ на вопрос.

– А как иначе можно было сосчитать? Кто догадался?

  • 14*7

– Ребята, а все ли согласны? Не изменится ли произведение?

– Что вы заметили ребята? Какие множители в обоих выражениях?

А что мы сделали с множителями? (переставили местами)

– Какое можно сформулировать свойство умножения? Кто попробует?

(от перестановки множителей значение произведения не изменяется)

– Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

IV. Первичное закрепление

Смотрим первый столбик:

  • 8*6
  • 6*8

Распишем их аналогично:

  • 8*6= 8+8+8+8+8+8= 64
  • 6*8= 6+6+6+6+6+6+6+6=64

V. Самостоятельная работа

– Теперь каждый сделает самостоятельно (выполняют самостоятельно, по вариантам)

1 вариант: 3 столбик;

2 вариант: 4 столбик;

САМОПРОВЕРКА

– Ребята посмотрите задание № 203 (устно)

– Прочитайте задание: можно ли сравнить выражения, не вычисляя их значений?

  • 9+9 …. 2+2+2+2+2+2+2+2+2 (нет)

– Что можно сделать, для того чтобы сравнить данные выражения? (заменить умножением)

– Как тогда будут выглядеть выражения?

  • 9*2 и 2*9

– Какое правило можно использовать в данном случае, если у нас одинаковые множители? (переместительное)

  • 9*2 …. 9*2

– Теперь можно сравнить данные выражения, не вычисляя их? (можно)

– Почему? (одинаковые множители)

– Что мы получили? (они равны)

Остальные аналогично.

Следующее задание, которое мы будем выполнять №204

– Прочитайте задание, что нам нужно сделать? (найти значения выражений)

– Смотрим на первое выражение: 2*14

– Применив, какое свойство умножения нам будет легче его вычислить?

(переместительное)

– Как будет выглядеть тогда выражение? 14*2

– Исходя из определения умножения. А кто мне его напомнит? (сложение одинаковых слагаемых)

– Как мы будем вычислять? 14*2= 14+14= 28

Остальные примеры выполняются по цепочки с комментированием.

VI. Рефлексия

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– С каким свойством умножения мы познакомились? Кто сможет мне его озвучить?

– Какие задания у вас вызвали затруднения?

– Ребята у вас на столах лежат смайлы:

Красный – если вы сегодня ничего не поняли, были пассивны на уроке.

Зеленый – если вы достаточно хорошо усвоили тему, были активны на уроке.