Урок русского языка на тему "Однородные члены предложения"

Разделы: Начальная школа


Цель: совершенствовать умения уточнять и систематизировать знания об однородных членах предложения, формировать умения сознательно употреблять в речи предложения с однородными членами предложения

Задачи:

  • актуализировать знания о главных и однородных членах предложения;
  • раскрыть понятие «однородные члены предложения»;
  • научиться находить и выделять однородные подлежащие и сказуемые;
  • объяснять постановку запятых при однородных членах предложения с союзом и без союза;
  • научиться ставить знаки препинания;
  • составлять и записывать предложения с однородными членами.

Планируемые результаты

Личностные умения:

  • проявлять интерес к изучению темы;
  • творчески относиться к процессу обучения;
  • понимать успешность при освоении темы.

Метапредметные умения:

Познавательные умения:

  • раскрывать значениявыражения «основа предложения» и «главные члены предложения»;
  • раскрывать значение выражения «однородные члены предложения» и обосновывать своё мнение;
  • использовать приобретённые знания при нахождении, составлении и оформлении предложений.

Регулятивные умения:

  • выполнять учебное занятие в соответствии с целью;
  • выполнять учебное действие в соответствии с планом;
  • выполнять самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания;
  • соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

  • формулировать понятное для партнёра высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;
  • осуществлять взаимный контроль, приходить к единому мнению;
  • адекватно использовать речь для представления результата.

Предметные умения:

  • составлять предложения с однородными членами предложения;
  • дополнять предложение однородными членами предложения;
  • оформлять предложения в соответствии с требованиями на письме;
  • выделять графически основу предложения, однородные члены предложения.

Ход урока

Деятельность Результат деятельности

1. Самоопределение к деятельности

Цели:

  • создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Мы начинаем урок русского языка. Очень хочется, чтобы каждый из вас в конце урока мог сказать:

Сегодня я искал, творил,
И знания новые открыл,
Я научился применять, задания
Теперь легко мне выполнять.

Личностные умения:

  • самоопределение.

Коммуникативные умения:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний учащихся

Цели:

  • научить составлять и записывать предложения, вставляя пропущенные орфограммы;
  • учитывать характер ошибок и вносить коррективы;
  • актуализация знаний о главных и однородных членах предложения
  • научить выделять графически основу предложения;
  • определять главные и однородные члены предложения

На доске записаны словарные слова, прочитайте, вставьте пропущенные буквы. Составьте и запишите из этих слов предложения.

С.роки, в.р.бьи, в.роны
М.дведи, л.сицы, за.ц

Прочитайте предложения, которые вы составили.

Подчеркните грамматическую основу предложения. (Учащиеся дают характеристику предложения, выделяют главные и однородные члены предложения)

 

 

 

Познавательные умения:

  • анализ объектов с целью выявления признаков;
  • раскрывать смысл понятия «главные члены предложения» и «однородные члены предложения»;
  • определять главные и однородные члены предложения и обосновывать своё мнение

Регулятивные умения:

  • учитывать характер ошибок и вносить коррективы

Коммуникативные умения:

  • навыки сотрудничества с учителем и со сверстниками;
  • формулировать высказывание в рамках учебного диалога

Предметные умения:

  • составлять предложения с однородные члены предложения
  • выделять графически основу предложения;
  • определять однородные члены предложения

3. Постановка учебной проблемы

Цели:

  • закрепить умение зафиксировать затруднение;
  • мотивировать школьников учиться определять тему, цели и задачи урока, планировать свою деятельность

Что вы заметили? (предложения с однородными членами)

Какие члены предложения могут быть однородными? (отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения)

Как произносятся?

Как они разделяются?

Формулирование учащимися темы урока:

– Определите тему урока

– Какие цели?

(уточнение и систематизация знаний об однородных членах предложения, формирование умения сознательно употреблять в речи предложения с однородными членами предложения)

– Какие задачи?

  1. Закрепить знания об однородных членах предложения.
  2. Научиться находить предложения с однородными членами.
  3. Научиться составлять предложения с однородными членами.
  4. Ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.

– Составим план урока

На доске этапы:

  • Определить тему, цели, задачи, составить план урока
  • Составление предложений с однородными членами предложения, учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения
  • Самостоятельная работа
  • Подводим итоги

Познавательные умения:

  • умение структурировать знания;
  • осуществлять поиск необходимой информации;
  • умение постановки и формулирования проблемы;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Регулятивные умения:

  • высказывать предположения на основе наблюдений;
  • формулировать тему урока;
  • самостоятельно ставить цель и задачи деятельности

Личностные умения: самоопределение

Коммуникативные умения:

  • умение слушать других;
  • согласовывать свои действия;
  • вступать в групповое учебное сотрудничество, принимая его правила и условия;
  • строить речевые высказывания

4. Открытие нового знания

Цели:

  • организовать построение проекта выхода из затруднения: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», обсуждение затруднений;
  • формулировать высказывание в рамках учебного диалога

Мне хотелось бы вам рассказать одну историю. Но сначала ответьте: любите ли вы поспорить, похвастаться?

– Вот и члены предложения собрались как-то всей дружною семьёй и стали хвастаться:

Мы самые важные, наша роль в предложении самая главная, мы основа предложения.

– Какие члены предложения могли так о себе говорить?

– Мы тоже очень важные, мы распространяем предложения, делаем его более полным и красивым.

– Какие члены предложения могли так о себе говорить?

– Мы тоже замечательные. Мы самые дружные, все одинаковые и очень похожи друг на друга, ведь мы одного роду-племени.

– Какие члены предложения могли так сказать про себя?

– Так говорят о себе однородные члены предложения.

– Почему же их так называют?

– Что вы можете сказать об однородных членах?

– Но это ещё не все секреты однородных членов предложения.

– с.93. Прочитайте сообщение Умного Совенка.

– Как соединяются однородные члены предложения на письме?

Познавательные умения:

  • раскрывать смысл понятия «главные члены предложения» и «однородные члены предложения»;
  • определять главные и однородные члены предложения;
  • осуществлять поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта);
  • анализировать объекты с выделением признаков (существенных и несущественных);
  • дополнять и расширять имеющиеся знания и представления о постановки запятых при однородных членах предложения;
  • обосновывать своё мнение

Регулятивные умения:

  • принимают учебную задачу;
  • осуществляют действия по реализации плана

Коммуникативные:

  • обмениваться мнениями, слушать учителя;
  • формулировать высказывание в рамках учебного диалога

Предметные умения:

  • находить основу предложения;
  • определять однородные члены предложения;
  • объяснять постановку запятых при однородных членах предложения

ФИЗМИНУТКА

Регулятивные умения:

  • осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений

5. Применение знаний на практике

Цели:

  • актуализация знаний о главных и однородных членах предложения;
  • актуализировать умение составлять и записывать предложения;
  • учитывать характер ошибок и вносить коррективы;
  • формулировать высказывание в рамках учебного диалога

Самостоятельная работа с проверкой

– Упр 155. Составьте предложения.

– Какие знания вам понадобятся при выполнении этого задания?

(Учащиеся составляют и записывают предложения, дают им характеристику, производят разбор предложений по членам предложения)

* РАБОТА В ГРУППАХ

– Составить предложения по схемам

Познавательные умения:

  • раскрывать смысл понятия «главные члены предложения» и «однородные члены предложения»;
  • определять главные и однородные члены предложения обосновывать своё мнение;
  • определять знаки препинания в предложении с однородными с союзами и без союзов

Регулятивные умения:

  • действовать в соответствии с правилом;
  • принимать учебную задачу;
  • учитывать характер ошибок и вносить коррективы

Коммуникативные умения:

  • обмениваться мнениями, согласовывать свои действия с партнером, вступать в групповое учебное сотрудничество;
  • формулировать высказывание в рамках учебного диалога

Предметные умения:

  • выделять графически основу предложения;
  • определять однородные члены предложения

6. Итог урока. Рефлексия

Цели:

  • научить соотносить результат с поставленной целью;
  • оценивать результат собственной деятельности;
  • оценивать результат учебной деятельности

– Вернёмся к началу урока.

– Какие цели и задачи ставили на уроке?

– Удалось ли достичь поставленной цели? Решить поставленные задачи?

– Каким способом?

– Какие получили результаты?

– Что нужно сделать ещё?

– Где можно применить новые знания?

– Что на уроке у вас хорошо получилось?

– Над чем ещё надо поработать?

– Вспомните фразу:

Сегодня я искал, творил,
И знания новые открыл,
Я научился применять,
Задания легко мне выполнять.

– Оцените свою работу. Для кого. Справедлива, нарисуйте смайлик с улыбкой. Если нет – смайлик, с задумчивым выражением лица.

Личностные умения:

  • оценивать результат собственной деятельности

Регулятивные умения:

  • соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности