Присоединение Украины к России (причины и последствия)

Разделы: История и обществознание


Задание 1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.

1) Андрусовское перемирие

2) “Вечный мир” между Россией и Польшей

3)Переяславская рада

Ответ: 312

Задание 2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ ГОДЫ
А) Зборовский мир

Б) Белоцерковский мир

В) “Вечный мир”

Г) Андрусовское перемирие

1) 1651 г.

2) 1667 г.

3) 1649 г.

4) 1721 г.

5) 1686 г.

 Ответ:3152

Задание 3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к периоду Смутного времени. Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.

Самозванец, старообрядец, семибоярщина, тушинский вор, шляхта, ополчение.

Ответ: Старообрядец

 Задание 4. Напишите пропущенное слово.

После свержения Василия Шуйского в России находилось у власти боярское правительство, вошедшее в историю под названием______________.

Ответ: семибоярщина

Задание 5 . Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ
А) развитие законодательства “Соборное уложение”

Б) церковная реформа Никона

В) переяславская рада

Г) “урочные лета”

1) совет, принявший решение о переходе Украины

в российское подданство

2) разделение православных верующих в ходе реформы

3) срок сыска беглых крестьян

4) установление бессрочного розыска крестьян

5) принятие Русской Правды

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г
       

Ответ: 4213

Задание 6 № 6146. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) “Дворы, между коими заключён Парижский трактат... вместе с прочими государями и державами, им союзными... повелели своим полномочным составить... один главный трактат и присоединить к оному как неотдельные части все прочие положения конгресса.

...Герцогство Варшавское, за исключением тех областей и округов, коим в нижеследующих статьях положено иное назначение, навсегда присоединяется к Российской империи. Оно в силу своей конституции будет в неразрывной с Россией связи и во владении его величества императора всероссийского, наследников его и преемников на вечные времена. Его императорское величество предполагает даровать, по своему благоусмотрению, внутреннее устройство сему государству, имеющему состоять под особенным управлением. Его величество сообразно с существующим в рассуждении прочих его титулов обычаем и порядком присовокупит к оным и титул царя (короля) польского”.

Б) “Его королевское величество Свейское уступает сим за себя и своих потомков и наследников свейского престола и королевства Свейского его царскому величеству и его потомкам и наследникам Российского государства в совершенное неприкословное вечное впадение и собственность в сей войне, чрез его царское величество оружия от короны Свейской завоёванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и часть Карелии с дистриктом Выборгского лена.

...Против того же его царское величество обещает в 4 недели по размене ратификаций о сем мирном трактате или прежде, ежели возможно, его королевскому величеству и короне Свейской возвратить... Великое княжество Финляндское...”.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данный договор был подписан в Берлине.

2) По данному договору Россия получила выход к Балтийскому морю.

3) Данный договор был подписан в Вене.

4) Современником подписания данного договора был А. Л. Ордин-Нащокин.

5) Данный договор был подписан по результатам Северной войны.

6) На территории, присоединённой к России по данному договору, в начале 1830-х гг. произошло мощное восстание.

Фрагмент А Фрагмент Б
       

Пояснение.

Фрагмент А — это материалы Венского мирного конгресса. Фрагмент Б — Ништадский мир.

Ответ: 3, 6, 2, 5.

Задание 7 № 785. Какие из перечисленных договоров были заключены Россией в ХVII в.? Выберите три ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

Ответ запишите цифрами без пробелов.

1) “Вечный мир” с Польшей

2) Кючук-Кайнарджийский мир с Турцией

3) Столбовский мир со Швецией

4) Ясский мир с Турцией

5) Ништадтский мир со Швецией

6) Андрусовское перемирие с Польшей

Ответ: 136

Задание 8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) Генерал-лейтенант инженерных войск, профессор Военной академии Генерального штаба, зверски замученный фашистами в концлагере Маутхаузен____________.

Б) Легендарный разведчик Н. Кузнецов действовал в районе г. ____________.

В) Тегеранская конференция “Большой тройки” проходила в ____________.

Пропущенные элементы:

1) 1944

2) Н. Капица

3) 1943

4) Краснодон

5) Д. Карбышев

6) Ровно

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В
     

Правильный ответ: 563

Задание 9. Установите соответствие между событиями отечественной истории и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

СОБЫТИЯ ФАМИЛИИ
А) Смоленская война

Б) Заключение Вечного мира с Польшей

В) Освободительная борьба украинского населения с поляками

Г) Противник церковных реформ, идейный лидер раскола

1) Богдан Хмельницкий

2) Михаил Шеин

3) Патриарх Никон

4) В.В.Голицин

5) Протопоп Аввакум

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г
       

Ответ: 2415

Задание 10. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите государя, о котором идет речь.

“...июня в 4 день миром и всею землёю опять за их великую измену и за поджёг возмутились и начали их, изменников Бориса Морозова и Петра Траханиотова у государя царя просить головою... И государь царь велел его, Петра Траханиотова, за ту их измену и за московский поджёг перед миром казнить... А того Бориса Морозова государь царь у мира упросил, чтобы его сослать с Москвы в Кириллов монастырь на Белоозеро, а за то его не казнить, что он государя царя дядька, вскормил его, государя. А впредь ему Борису на Москве не бывать и всему роду его Морозовым нигде в приказах у государевых дел, ни на воеводствах не бывать и владеть ничем не велел”

Ответ: Алексей Михайлович

Задание 11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.

Событие Годы Участник
Принятие Соборного уложения ____________ (А) Царь Алексей Михайлович
____________ (Б) 1632- 1634гг. ____________ (В)
Переяславская рада ____________ (Г) ____________ (Д)
____________ (Е) 1670-1671 гг. Степан Разин

Пропущенные элементы:

1) Гетман Хмельницкий

2) Крестьянско-казацкая война

3) 1649.

4) битва при Молодях

5) 1710-е гг.

6) Смоленская война

7) Боярин Шеин

8) 1654г.

9) Г. А. Потёмкин

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е
           

Ответ: 367812

 Задание 12. Прочтите отрывок из документа.

“... Мы бояре... приговорили ... на том... чтоб король Жигимонт пожаловал, дал на Владимирское и Московское и все великие государства российского царствия сына своего... королевича.

А будучи государю королевичу на российском государстве, церкви божия... чтити и украшати во всем по прежнему обычаю и всем православным христианам быть в православной христианской вере греческого закона по-прежнему, и римские веры и иных разных вер костёлов и молебных храмов в Московском государстве не ставити...

Боярам, и окольничим, и дворянам, и дьякам думным и по городам воеводам и всяким чинам бытии по-прежнему как повелось в Московском государстве при прежних великих государях ... На Москве суду бытии по прежнему обычаю и по Судебнику Российского государства, а будет похотят в чём пополнити для укрепления судов, и государю на то поволоти с думою бояр и всей земли, чтоб было всё праведно”.

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) данный документ был составлен в период Смутного времени

2) представлен фрагмент Крестоцеловальной записи

3) документ составило боярское правительство Василия Шуйского

4) упоминаемый в отрывке королевич — Лжедмитрий I

5) условием приглашения королевича на русский престол было принятие королевичем православия

6) согласно документу, в случае воцарения королевича бояре сохраняют все свои привилегии

Ответ: 156.

Задание 13. Напишите имя правителя России, при котором заштрихованная территория вошла в состав России.

Ответ: Алексей Михайлович

Задание 14. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой “1”.

Ответ: Киев

Задание 15. Напишите цифру, обозначающую город, в котором от лица местного населения было принято решение о присоединении данной земли к России.

Ответ: 4

Задание 16. Какие суждения, относящиеся к событиям, связанным с присоединением указанных территорий, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Присоединение данных территорий относится к XVII в.

2) Присоединению данных территорий способствовало восстание местных жителей против прежней власти.

3) До присоединения к России данные территории принадлежали Османской империи.

4) Указанные территории при присоединении получили автономные права.

5) Договор о признании данных территорий за Россией был заключён в Смоленске.

6) Война, которую Россия вела за эти территории, получила название Смоленской.

Ответ: 124

Задание 17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Памятник Минину и Пожарскому

Б) Церковь Покрова в Филях

В) картина “Боярыня Морозова”

Г) Теремной дворец Московского Кремля

1) Автор творения - Б.Огурцов, А. Константинов

2) Памятник находится в Петербурге

3) Здание московского или нарышкинского барокко

4) Посвящён освободителям Москвы от поляков

5) Картина художника Саврасова

6) Сюжет иллюстрирует события церковного раскола.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Ответ: 4361

Задание 18. Рассмотрите изображение и выполните задание

Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Инициатором события, которому посвящена марка, был Б.М. Хмельницкий.

2) Данная марка была выпущена в 1960-х гг.

3) События, отражённые на картине, изображённой на марке, происходили в Москве.

4) В год издания данной марки часть территории РСФСР была передана Украинской ССР.

5) Последствием события, которому посвящена марка, стала Смоленская война.

Ответ: 14

Пояснение.

Марка посвящена воссоединению Украины с Россией, одним из инициаторов этого был украинский гетман Б. Хмельницкий. Присоединение Левобережной Украины к России было в 1654г. (Переяславская Рада). Именно, в 1954 году Украинской ССР был передан Крым.

Задание 19. Укажите изображение, на котором представлен объект, построенный в том же веке, когда произошло событие, которому посвящена марка. В ответе запишите цифру, под которой этот объект указан.

Пояснение.

1) Церковь Покрова в Филях в XVII в.

2) Церковь Вознесения в селе Коломенском в 1532 г;

3) Грановитая палата в XV в;

4)Пушкинский музей XIX в;

Ответ: 1


Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (20-25) используйте бланк ответов №2.

 “Божией милостию мы, великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя России самодержавец ... пожаловали есмя наших царского величества подданных Богдана Хмельницкого, гетмана Войска Запорожского, и писаря Ивана Выговского, и судей войсковых, и полковников, и ясаулов, и сотников, и все войско Запорожское ... как по милости Божии учинились под нашею государскою высокою рукою он, гетман Богдан Хмельницкий, и все Войско Запорожское и веру нам, великому государю, и нашим государским детям, и наследником на вечное подданство учинили”.

Задание 20. Укажите десятилетие, в рамках которого происходили события, упомянутые в жалованной грамоте. Укажите имя правителя Русского государства в период, когда происходили события. Укажите название периода истории России.

Ответ:

1. Десятилетие – 1654г.

2. Правитель России – Алексей Михайлович

3. Период истории – воссоединение Украины с Россией.

Задание 21.Где принято решение о включении Украины в состав России и где зачитана Жалованная грамота о принятии Украины в состав России?

Ответ: Решение принято Земским собором в Москве 1 октября 1653 года.

8 января 1654 года в Переяславле состоялся общий совет – Рада, на котором принято единодушное решение и обещание “ быть с землями и городами под государевою высокою рукою навеки”.

Задание 22. Какие последствия для Украины и России имели эти события? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух последствий.

Ответ: Россия закрепила права и привилегии казачества и городов Украины.

Сохранялось гетманское управление, большое казачье войско.

России пришлось вести затяжную русско-польскую войну 1654-1667 г.г. и заключить в 1667г. Андрусовское перемирие, по которому России передавались не только Смоленские и Северские земли, но и признавалась её власть над Левобережной Украиной и Киевом. Запорожье оставалось под властью обоих государств.

Задание 23.Назовите основные разновидности социальных движений в России в XVII веке ( не менее трёх разновидностей). Приведите примеры значительных выступлений, восстаний “Бунташного века”.

Ответ: Могут быть названы следующие разновидности социальных движений XVII века:

- крестьянские выступления

- городские восстания

- казачьи выступления

- движение раскольников

2. Примеры выступлений:

- восстание под руководством Хлопка

- восстание под руководством И. Болотникова

- “Соляной бунт” в Москве

- “Медный бунт” в Москве

- восстание под руководством С. Разина

- “Соловецское сидение”

Задание 24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

“Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических, военных и культурных достижений стран Западной Европы”.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) ...

2) ...

Аргументы в опровержение:

1) ...

2) ...

Ответ:

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение, например:

- в конце XVI в. в Архангельск приходило 20 кораблей в год, в конце XVII в. — 80; в Амстердам — сотни в день. Это свидетельствует о том, что внешние контакты России были несравнимо слабее, чем контакты между странами Запада;

- московская дипломатия не участвовала в европейских делах (постоянные контакты были лишь с Польшей и со Швецией);

2) в опровержение, например:

- крупные мануфактуры основывались иностранцами, что свидетельствует о заимствовании Россией передового опыта западноевропейских стран;

- началась “военная революция”: появились солдатские, драгунские и рейтарские полки, созданные по европейскому образцу;

- в Немецкой слободе служили офицеры-иностранцы;

- происходило “обмирщение культуры”: кризис средневекового сознания; появлялись новые – светские – сюжеты, темы и образы в литературе и искусстве. Названные процессы происходили во многом под влиянием западной культуры.

Задание 25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1598–1613 гг.;

2) 1613–1645 гг.;

3) 1645–1676 гг.

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Ответ:

Алексей Михайлович Романов (1645-1676)

Основные направления деятельности:

1. Развитие идеи богоизбранности власти российских самодержцев, усиление правовой защиты персоны царя

2. Падение роли Земских Соборов в жизни государства

3. Дальнейшее развитие приказной системы

4. Подавление “Соляного бунта” (1648)

5. Подавление “Хлебных бунтов” (1650-е гг.)

6. Подавление “Медного бунта” (1662)

7. Принятие Соборного Уложения (1649)

8. Проведение церковной реформы патриархом Никоном

9. Присоединение Левобережной Украины после решения о принятии подданства запорожцев под руководством Богдана Хмельницкого

10. Война с Речью Посполитой и Швецией

11. Подавление крестьянского восстания под предводительством Степана Разина

12. Устройство Немецкой слободы

Итоги:

1. Укрепление самодержавной власти царя

2. Формирование централизованного государства и усиление бюрократического начала в его управлении

3. Завершение формирования единого правового пространства на территории Российского государства

4. Раскол общества на старообрядцев и сторонников официальной Церкви и начало гонений на раскольников

5. Окончательно закрепощение крестьян

6. Ликвидация белых слобод и закрепощение посадского населения страны

7. Увеличение территории государства на всех географических направлениях. Превращение территории присоединённой Левобережной Украины в культурный “плацдарм” дальнейшей европеизации страны

8. Учреждение “форпоста” европейской культуры в Москве

9. Складывание Всероссийского рынка и активизация деятельности общероссийских ярмарок как показатель складывания “единого экономического пространства” на территории России

Список литературы.

1. Алексашкина Л.Н. “История. Сборник заданий и методическое пособие для подготовке к ЕГЭ”. М.Издательство”Экзамен” 2015г.

2. Гевуркова Е.А. “История России IX-XVIII века. ЕГЭ полный курс. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ”. М. 2016г. Издательство “Экзамен”

3. Пазин Р.В. “История России. Тематические тесты для подготовке к ЕГЭ. Новые задания высокого уровня сложности. С4-С6” издание “Легион”, Ростов-на-Дону 2014г.

4. Павленко Н.И., Андреев И.Л. “История России с древнейших времён до конца XVII века. 10 класс. Профильный уровень”. М. “Дрофа” 2012г.

Электронные источники.

1. http://historydoc.edu.ru “Договор о перемирии с Речью Посполитой 30 января 1667г.”

2. hist.reshuege.ru “Решу ЕГЭ: История. Обучающая система Дмитрия Гущина. ЕГЭ 2016: задания, ответы, решения”