Исследовательский проект "Долголетие – основа жизни"

Разделы: Биология


Разработка учебного проекта. Обучение школьников МКОСОШ с УИОП п.г.т. Кильмезь, Кировской области ведется по системе развивающего обучения. Для реализации основных задач развивающего обучения – всестороннее развитие ребёнка, его способностей, его личности, формирование критического и творческого мышления учащихся – педагоги нашей школы вырабатывают педагогические технологии, которые соответствуют высоким требованиям, предъявленным обществом современному образовательному и воспитательному процессу. Вот уже на протяжении ряда лет в нашей школе используется метод учебного проекта в обучении школьников. Проектное обучение позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от результатов собственного труда, создавать ситуацию успеха в обучении.

Цель представленной работы: Разработка учебного проекта в образовательной области “Биология”.

В работе рассмотрены причины долголетия людей: здоровый образ жизни, окружающая среда, профессиональная деятельность, генетическая предрасположенность. В ходе исследовательской деятельности проведен опрос долгожителей, а так же людей разного возраста и социального положения о факторах, влияющих на долголетие. Проанализировав результаты исследования, был составлен “рецепт” долголетия;

Данный проект, может быть, реализован при изучении темы: “Развитие человека. Возрастные особенности” в 8 классе.

Учебный проект рассчитан на 5 уроков.

  • 1 урок – подготовительный. Происходит постановка целей и задач, разделение учащихся на группы, распределение заданий в группах.
  • 2 урок – экскурсия. Работа в группах по выбранной теме.
  • 3 урок – основной. Работа в группах по выбранной теме.
  • 4 урок - основной. Исследовательская работа в группе.
  • 5 урок – презентация проекта.

Данная тема актуальна, так как в России средняя продолжительность жизни на 12 лет меньше чем в США, на 8 лет, чем в Польше, на 5 лет, чем в Китае. А продолжительность жизни мужчин на 1,5 раза меньше чем в развитых странах. Средняя продолжительность жизни у мужчин в России – 59 лет, у женщин – 72 года.

Мы знаем, что демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости в нашей стране. (Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 “ Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года”)

Возникает проблемный вопрос, какие факторы влияют на процесс долголетия людей?

Методический паспорт учебного проекта.

Проект: “Долголетие – основа жизни”. Предмет: “Биология”.

Класс: 8

Тип проекта: Исследовательский.

Планируемый результат: Ученики в группах проводят проектно – исследовательскую работу “Причины долголетия людей”. Защищают проект в различных формах (реферат, газета, доклад, справочник…). Вид презентации – научно – исследовательская конференция.

Цель проекта: выявить причины долголетия людей, познакомиться с долгожителями п.г.т. Кильмезь, узнать их “рецепт” долголетия.

Задачи:

1.Изучить данную проблему, расширить и углубить собственные знания.

2.Развивать умения и навыки выполнения проектной деятельности, работы на компьютере и в сети Интернет.

3.Провести опрос долгожителей и лиц разного возраста и социального положения о факторах, влияющих на долголетие людей.

4.Предоставить материалы проекта в печатном и электронном виде, создать слайд – альбом.

5.Принять участие в конкурсе проектов.

Возраст: 15 – 16 лет.

Режим работы: Урочная и внеурочная форма.

Информационное обеспечение: Видеофильм “Развитие человека. Возрастные особенности человека”.

Мотивация к работе: Проведение исследовательской работы – узнать причины долголетия в п.г.т. Кильмезь, составить “рецепт долголетия”, проявление себя при защите проекта.

Предполагаемое приращения:

1.Использование новых практических приемов: исследование состояния своего здоровья.

2.Обобщение понятий: “Развитие человека. Возрастные процессы. Долголетие, причины долголетия”.

3.Развитие навыков самостоятельной работы с источниками информации, лабораторным оборудованием.

4.Развитие навыков самостоятельного принятия решения, мыслительной деятельности.

5.Развитие навыков самоанализа, и рефлексии, воспитание толерантности, расширение кругозора.

Статус учебного проекта.

Автор – разработчик: Крысова Светлана Михайловна, учитель биологии Муниципального казенного среднего общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов п.г.т. Кильмезь, Кировской области.

Опыт апробирован на 8 классах.

Степень распространения: между школами Кильмезского района, Кировской обл.

Работа над проектом.

На первом уроке осуществляется фронтальная работа с классом. Она начинается с постановки проблемы о низкой продолжительности жизни людей в России. Просмотр видеофильма: “ Развитие человека. Возрастные особенности человека”. В дальнейшей дискуссии определяется значимость предстоящей работы. Ставиться цель, сообщаются темы исследовательского проекта. Каждый ученик выбирает тему, над изучением которой ему хотелось бы работать. В процессе беседы обсуждаются следующие вопросы:

1.Как происходит развитие человека?

2.Каковы возрастные особенности человека?

3.Почему много людей умирает, не достигнув старческого возраста – 75 лет?

4.Что такое долголетие?

5. Каковы причины долголетия?

Затем с помощью ребят определяем основные направления предстоящего исследования, формируются темы:

1.Долголетие и его причины – социологический опрос населения.

2.Главные причины смерти людей.

3.Вличние здорового образа жизни на долголетие.

4.Влияние наследственности на долголетие людей.

5.Влияние профессиональной деятельности и семейного положения на долголетие людей.

Следующий этап урока: деление учащихся на максимально разнородные по успеваемости группы по 5-7 человек и распределение заданий внутри группы.

Каждая группа получает задание, значимое для ребят: подготовиться к соцопросу, продумать ход выполнения задания по выбранной теме, продумать проект решения данной проблемы и представить его на заключительном уроке, исследовательское – практической конференции. Учитель предлагает список литературы для самостоятельной работы при выполнении данного проекта.

На втором уроке - работа в группах с источниками информации, посещение семей долгожителей.

На третьем уроке – работа в группах. Проведение экспресс- анализа состояния своего здоровья. (Приложение№1)

Четвертый урок посвящен работе в группах. Подготовка презентации и выступлений по защите проекта.

Пятый урок посвящен защите проекта. По ходу выступления групп учащиеся заполняют итоговую таблицу, заранее подготовленную учителем и выданную каждому в начале урока.

Факторы, влияющие на долголетие. Характеристика проблемы. Возможные пути решения проблемы
Главные причины смерти людей.    
З.О.Ж и долголетие.    
Наследственности и долголетие.    
Профессиональная деятельность и долголетие.    
Семейное положение и долголетие.    

Обязательная часть этого этапа – оценка работы школьников. Она осуществляется по следующим критериям: активное участие всех членов группы в реализации проекта, объём изученного материала и качество анализа собранной информации, соответствие оформления результатам работы стандартным требованиям, качество сообщения о результатах проекта, убедительность ответов на вопросы при защите реферата, полнота выполнения самостоятельной исследовательской работы, достижение поставленной цели.

Работа каждого ученика по проекту отражалась в оценочных листах, где проставлялись оценки за групповую работу, индивидуальные доклады, реферат, за участие в обсуждении других работ. После чего выводился средний балл, который и являлся итоговой оценкой.

Рефлексия. Ответить на предложенные вопросы в письменном виде.

Что у Вас не получилось и почему? Что бы Вам хотелось изменить при проведении следующего проекта? (можно дать в виде домашнего задания).

Таким образом, каждому ученику предоставляется возможность обдумать результаты своей работы и сделать выводы, которые могут пригодиться как ему лично, так и учителю при планировании очередного проекта.


Приложение№1

Экспресс анализ: “Определения состояния своего здоровья”.

Каждый ученик на уроке определяет показатели своего здоровья и делает выводы по укреплению своего здоровья. Инструкция по определению физического здоровья К.П. Бутейко:

  • сядьте удобно, расслабьтесь;
  • сделайте спокойный вдох и неполный выдох;
  • зажмите нос пальцами и заметьте, сколько секунд Вы сможете не дышать. Если после задержки дыхания возникает глубокий вдох, значит, проба проведена неточно. Не нужно пересиливать себя при задержке дыхания: как только захочется вдохнуть, откройте нос и дышите спокойно.

Проба по Бутейко оценивается так: более 40 сек. – здоров, от 20 – 40 сек. – здоровье ослаблено, менее 20 сек. – имеются какие – то заболевания. Ребятам рекомендуется записать свой результат в “Тетрадь здоровья”, оценить его и периодически повторять пробу (2 – 3 раза).

Далее учащимся говорится о том, что здоровье человека можно “классифицировать”:

  • тело – здоровое до предела;
  • тело – здоровое, но не до предела;
  • тело – в хорошем состоянии;
  • тело – быстро воспринимающее здоровье;
  • тело – больное легким недугом;
  • тело – больное до предела.

Говорится о том, что при такой классификации у каждого из нас больше хороших перспектив для определения своего состояния, по сравнению с другими классификациями (в классификации врача Галена всего 3 состояния: здоровье, болезнь, промежуточное состояние), эта классификация более оптимистична. Далее учащимся предлагается дома определить, в каком из этих состояний на данный момент находится их здоровье.

Затем выясняем причины здоровья или факторы, влияющие на него. Обязательно называем такие факторы, как активное движение, правильное питание, душевное спокойствие, четкий режим, гигиенические процедуры. На некоторых останавливаемся подробнее. Затем перечисляем причины, которые ослабляют здоровье. И те и другие факторы записываем в “Тетрадь здоровья”. Далее рассказываем о том, что И.И. Мечников, изучая феномен долгожительства, обнаружил, что долгожители – это люди, которые ведут правильный образ жизни: соблюдают режим, практикуют активное движение, закаливание организма и др., затем сообщаем о том, что правильный образ жизни И.И. Мечников называл ортобиозом и залогом здоровья, долгой деятельной старости. Обязательно напоминаем о том, что ведение правильного образа жизни зависит в основном от самого человека, а значит, от него во многом будет зависеть и его собственное здоровье. Можно предложить, если останется время, учащимся тест “Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни”.

Тема: “ Конституция человека”. Конституция человека – совокупность индивидуальных морфологических и функциональных особенностей человека. Различают три основных типа нормального телосложения: астенический, нормостенический, гиперстенический. Характеристика типов телосложения дана в таблице.

Тип телосложения Внешнее строение Внутреннее строение
астенический Худощав, низкое положение диафрагмы, вытянутая и уплощенная, грудная клетка, длинная шея, тонкие и длинные конечности, узкие плечи, часто высокий рост, слабое развитие мускулатуры. Небольшое сердце удлиненно-капельной формы, удлиненные легкие, относительно малая длина кишок с пониженной всасывательной способностью. Артериальное давление имеет тенденцию к понижению, в крови снижено содержание холестерина. Обмен веществ несколько повышен.
нормостенический Умеренно упитанный тип, широкогруд, плечист, мускулатура выражена отлично, пропорционально сложен.  
гиперстенический Плотное телосложение, диафрагма расположена высоко. Низкий рост, грудная клетка округлая, укорочена, шея короткая, имеется склонность к полноте. Объемистый желудок и длинные кишки с большой всасывательной способностью. Сердце относительно большое, расположено более горизонтально. В крови отмечается увеличенное содержание холестерина и мочевой кислоты, количество эритроцитов и гемоглобина повышенное

Определив свой тип телосложения, можно в дальнейшем обращать на возникновение возможных заболеваний, а так же их ранней профилактике.

Тема: “Телосложение человека и здоровье”

Интерес к изучению конституциональных особенностей человека во многом обусловлен их связью с различной реакцией на одни и те же болезнетворные факторы. Замечено, что люди гиперстенического типа более предрасположены к болезням обмена веществ (сахарный диабет), заболеваниям желчных путей, атеросклерозу, но реже болеют инфекционными болезнями, туберкулезом. Артериальное давление имеет склонность к повышению.

Люди атлетического телосложения (нормостеники) чаще болеют гипертонической болезнью, ревматизмом, гастритом с повышенной кислотностью, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки.

Для гипостеников характерен риск заболевания язвой желудка и двенадцатиперстной кишки, вегето - сосудистая дистония. Они чаще страдают артериальной гипотонией, гастритом с пониженной кислотностью, более подвержены заболеваниям органов дыхания.

Конституция человека в большей степени определяется унаследованными свойствами. Но в ее формировании заметную роль играют внешние факторы, при длительном воздействии которых вполне возможна корректировка типа телосложения, особенно в детском возрасте. Каким у ребенка сформируется тип конституции до половой зрелости и после во многом зависит от условий питания, воспитания, перенесенных заболеваний и других причин. Однако при этом сохраняются и наследственные предпосылки к формированию того или иного типа.

Все исследования учащиеся выполняют в группах. Рост и вес измеряют в медпункте.

Задание 1. Выполните антропометрические измерения: измерьте рост, определите массу тела, измерьте окружность грудной клетки.

Задание 2. Определите свой тип телосложения, вычислите индекс Кетли (весоростовой показатель), пользуясь формулой:

К=М/L,

где М – масса тела (кг), L – рост (см)

Используя следующие диапазоны значения К, определите тип телосложения:

0, 28 – 0, 31 – недостаточная масса, астенический тип телосложения;
0, 32 – 0, 44 - нормальная масса, нормостенический тип телосложения;
0, 45 – 0, 53 - чрезмерно большая масса, гиперстенический тип сложения.

Астеник – худощав, плоскогруд, мускулатура развита слабо.

Нормостеник - широкогруд, плечист, мускулатура развита отлично.

Гиперстеник - отличается плотным телосложением, “солидностью” фигуры.

Задание 3. Рассчитайте показатель развития грудной клетки (ПРГК):

ПРГК= d/ L, где d – окружность грудной клетки (см), L – рост (см).

Рассчитав свой показатель развития грудной клетки, сделайте вывод о гармоничности развития грудной клетки:

ПРГК 50 – слабое развитие грудной клетки;

ПРГК = 50-55 - среднее развитие грудной клетки;

ПРГК 55 – отличное развитие грудной клетки.

Задание 4. Выявите правильность своей осанки.

- Встаньте спиной к стене так, чтобы голова, плечи и ягодицы касались стены.

- Попробуйте между поясницей и стеной просунуть кулак. Если это невозможно, просуньте ладонь.

Вывод: осанку считают нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь, а не кулак.

Литература:

1.Долголетие, проблемы долголетия. М: Просвещение, 1981 г, под ред. В.А.Шабалина.

2. Журнал: “Здоровье” № 5, 6 2014 г.