Рекомендуемый возраст детей: 5–6 лет.
Дети должны знать:
- понятие “домашние птицы”;
- как называется помещение, где живут домашние птицы;
- чем эти птицы питаются;
- названия частей тела, чем оно покрыто (различать по внешнему виду разных домашних птиц, их повадки);
- о пользе домашних птиц для человека;
- для чего люди разводят домашних птиц.
Расширение словарного запаса детей:
- Названия: утка, селезень, гусь, гусыня, гусенок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыпленок, туловище, хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки, птенцы, яйца, мясо, курятник, насест, пуховик, подушка, одеяло;
- Признаки: красивый, резвый, задиристый, бойкий, ловкий, смелый, быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, желторотый, пестрый, рябая, длинный, острый;
- Действия: клевать, пить, летать, плавать, кричать, чистить, хлопать, переваливаться, ходить, бегать, махать, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, кудахтать, шипеть, налетать, пищать, заботиться.
Задание “Кто это?”
Покажите изображения домашних птиц ребенку и скажите: “Здесь нарисованы домашние птицы: петух, курица, утка, селезень, гусь, гусыня, индюк, индюшка.
Вопросы:
- Покажи, где утка, курица, гусь, селезень и т.д.
- Покажи в том порядке, как я скажу: селезень, индюк, курица; петух, утка, гусь.
Задание “Какую пользу приносят домашние птицы?”
Расскажите, почему птиц называют домашними, и какую пользу они приносят человеку.
Задание “Кто как голос подает?”
Расскажите и дайте послушать ребенку, кто как голос подает:
- “Петух – “ку-ка-ре-ку” - кукарекает.
- Курица –“ко-ко-ко” - кудахчет.
- Гусь – “га-га-га” - гогочет.
- Индюк – “бл-бл-бл” - болобочет.
- Утка – “кря-кря-кря” - крякает.
Вопросы:
- Покажи, кто кричит “ко-ко-ко”, “кря-кря-кря”, “га-га-га” и т.д.
- Скажи, кто кудахчет? Кто крякает? Кто гогочет? Кто кукарекает? Кто болобочет?
- Продолжи: “Утка - ... (крякает)”, “Гусь - ...”, “Петух - ...”, “Индюк - ...”, “Курица - ...” и т.д.
Задание “Птенцы”
Расскажите ребенку, как называются птенцы у домашних птиц: у утки – утята (утёнок), у курицы – цыплята (цыпленок) и т.д.
- Покажи, где утенок? Где цыпленок? Где гусенок? Где индюшонок?
- Назови сам детенышей домашних птиц. Например, у утки – утенок (утята), у гусыни – гусенок (гусята) и т.д.
Задание “Родители птенцов”
Расскажите, как называют “родителей” птенцов: у цыпленка мама – курица, папа – петух; у гусенка мама – гусыня, папа – гусь; у индюшонка мама – индюшка, папа – индюк.
- Покажи гусыню, селезня, петуха, курицу.
- Назови “родителей” всех птенцов:
- у гусенка мама - ... (гусыня), папа - ...
- у утенка мама - ..., папа- ...
- у цыпленка мама - ..., папа - ...
- у индюшонка мама - ..., папа - ...
Задание “Части тела домашних птиц”.
Покажите ребенку домашних птиц и опишите их.
Например:
- “Вот петух. У него есть голова, клюв, шея, туловище, крылья, ноги. Тело покрыто перьями. На голове красный гребешок и бородка. На ногах – острые шпоры...”
- “Вот гусь. У него две лапы. На лапках – перепонки между пальцами, чтобы плавать. Клюв у гуся широкий и овальный, как совочек...”
- Покажи, где у курицы крылья, хвост, лапы, клюв и т.д. Такая работа проводится с изображениями всех птиц.
- Назови части тела, которые есть у гуся, петуха и у остальных птиц.
- “Правда или нет?”. Хлопни в ладоши, если я скажу неправильно и исправь меня.
Например:
- “У утки на голове есть красивый красный гребешок”.
- “У петуха три лапы”.
- “У курицы на ногах перепонки”.
- “Гусь не умеет плавать”.
- “Петух – это водоплавающая птица”.
И т. д.
- “Чем птицы отличаются от животных?” Рассмотреть схему.
Задание “Кто плавает по воде? Кто ходит по земле?”
- По воде плавают утки, селезни, гуси, гусыни. Это водоплавающие птицы. У них на лапах есть перепонки.
- Курица ходит по земле, она не умеет плавать.
- Петух ходит по земле, он не умеет плавать.
- Индюк ходит по земле, он не умеет плавать.
Задание “Что сначала, что потом?”
- Расскажи, что происходит сначала, что потом?
- Сначала курица сносит яичко. Из него появляется цыпленок. Цыпленок вырастает и становится петушком или курочкой.
Задание “Чьи перья?”
Рассмотрите с ребенком иллюстрации и расскажите ему, какие перья каким птицам принадлежат.
Например:
- “Это перо - утиное. Его потеряла утка.”
- “Это перо – индюшиное. Его потерял индюк.”
- “Это перо – петушиное. Его потерял петух.”
Задание “Найди лишнюю картинку”.
Определите, какая картинка лишняя и почему.
- “Лишняя ворона, потому что это дикая птица, а все остальные птицы – домашние.”
Задание “Прав ли Незнайка?”
- “Орёл, петух, гусь – это домашние птицы.”
(Нет, не прав. Петух и гусь – это домашние птицы, а орёл – дикая птица.)
- “Курица, голубь, индюк – это домашние птицы.”
(Нет, Незнайка сказал неправильно. Курица и индюк – это домашние птицы, а голубь – дикая птица.)
Задание “Отгадай загадку”.
- Неуклюжая, водоплавающая. У неё есть утята. Кто это? (Утка)
- Плавает, шипит, гогочет. У нее есть гусята. Кто это? (Гусыня).
Задание “Придумай загадку сам”.
Придумай загадку сам по плану:
План:
- Как выглядит эта птица? (опиши её)
- Что она умеет делать?
- Как называется ее детёныш?
- Кто это?
Задание “Рассмотри картинку, посчитай птиц”.
Пример:
Один индюк, две индюшки, три индюшонка.
Один петух, две курицы, три цыпленка.
И т.д.
Литература.
- Е.А. Брежнева, Н.В. Брежнев “Хочу все знать. Часть 1. Мир вокруг нас”. Москва, “Владос”, 2003 г.
- Е.М. Косинова “Моя первая книга знаний. Упражнения для развития речи”. Москва, “Эксмо”, 2004 г.