Обобщающий урок по теме «Тепловые явления»: «Я приглашаю вас в поход…»

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Тип урока: Урок общеметодологической направленности (обобщения и систематизации знаний) рассчитан на 45 минут.

Учебник “Физика 8. Перышкин А. В. – М.: Дрофа, 2015

Класс: 8

Учебные задачи, направленные на достижение:

  • Предметных результатов: знать понятия “теплопередача”, “конвекция”, “теплопроводность”, “излучение”, “диффузия”, знать формулы количества теплоты при изменении температуры, при изменении агрегатных состояний, уметь решать задачи с помощью данных формул.
  • Метапредметных результатов:
    • регулятивных: формировать учебные действия – постановка цели, анализ условия достижения цели на основе выделенных учителе ориентиров, планирование путей достижения цели, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы;
    • познавательных: формировать учебные действия – осуществлять поиск информации, используя имеющиеся знания и опорные конспекты, анализировать и классифицировать информацию, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи;
    • коммуникативных: формировать учебные действия – умение слушать других, вступать в учебный диалог, формулировать собственное мнение и учитывать разные мнения, договариваться и приходить к общему мнению в совместной работе, работать в паре, отображать в речи и с помощью символов содержание совершаемых действий;
  • Личностных результатов: формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения учебной задачи, ориентировать учащихся на самоконтроль учебной деятельности;

Оборудование и дидактическое обеспечение урока: компьютер, проектор, презентация, распечатки тестов, распечатки домашнего задания, распечатки оценочного листа

Технологическая карта урока

Этапы урока Деятельность учащихся Деятельность учителя Результаты деятельности
Мотивация к учебной деятельности Определяют по рисункам явления природы, которые внимательный турист увидит в походе Демонстрирует слайды с рисунками: лед, дождь, снег, изморозь, иней, туман, роса.

Горы, снежные вершины, приготовление пищи в горах

Личностные УУД

(смыслообразование)

Активизация фиксирование   затруднения в пробном действии Слушают вопрос учителя, формулируют ответ Можно ли сварить яйцо на вершине Эвереста?

(На вершине Эвереста, высота которого 8848 м, вода закипает при температуре около 72 0С, на высоте 600 м при 98 0С, температура кипения понижается каждые 300 м на 1 0С)

Познавательные УУД (формирование общеучебных навыков)
Выявление места и причины затруднения Отвечают на вопросы о тепловых явлениях. - Почему вы так решили? (Объясняют)

- Какие процессы происходят при варке ? (нагревание, кипячение, парообразование)

- Подберите к названным и увиденным процессам и явлениям словосочетание, содержащее физический термин

- О каких явлениях пойдет речь на уроке?

- Сколько уроков мы изучали тему “Тепловые явления”? (много)

-Какие процессы мы не изучили? (Все изучили)

Познавательные УУД

(формирование общеучебных навыков)

Формулирование темы урока Дети выдвигают гипотезы - Какова же будет тема урока?

- Как связать ее с приготовлением пищи в походе?

Регулятивные УУД (целеполагание)
Цели урока Обобщить знания по теме “Тепловые явления” - Какую цель поставим?

- Какие процессы повторим?

Регулятивные УУД (целеполагание)
Планирование Работа в парах.

Внутренняя энергия

Теплопередача

Виды теплопередачи

Тепловые процессы.

Решение задач.

- Составим план достижения цели по картинам. (картинки на слайдах) Регулятивные УУД (целеполагание, планирование)
Первичное закрепление Работа в группах

Корзина идей:

Каждый ученик в течение 2 х минут записывает все, что ему известно по теме.

Далее групповой этап – учащиеся обмениваются информацией, делятся знаниями. На третьем этапе (коллективном) каждый называет одно (без повторов) сведение, факт по теме

Организует работу в группе Познавательные УУД (анализ собственных интеллектуальных операций, поиск информации, анализ, логические расуждения)

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний, осуществление учебного сотрудничества)

Объясняют явления в группах, а затем по одному из представителей от каждой группы отвечают на свои вопросы. 2) Организует работу в группе

- Выполните задания и ответьте на вопросы

1 группа

Туристы знают, что сырые дрова горят хуже, чем сухие? Почему?

2 группа

Во время перехода вам стало жарко. Как охладить себя без ущерба для здоровья?

3 группа

Вода в кастрюле закипит быстрее при открытой или закрытой крышке? Почему?

4 группа

Для уменьшения времени закипания воды в кастрюле можно загородить костер от ветра. Почему?

(ветер отводит часть тепла от костра)

5 группа

Бывалые туристы зимой кладут вокруг горящего костра камни, а на ночь заносят камни в палатки. Зачем? (в палатке становиться теплее, так как нагретый камень нагревает воздух в палатке)

6 группа

Почему в спальном мешке спать тепло? (материал спального мешка исключает передачу тепла от человека в окружающую среду)

7 группа

Чай налили в металлическую и в фарфоровую посуду. Где быстрей остынет чай?

8 группа

Чай разлили в одинаковые кружки. В одной кружке находится металлическая ложечка. В какой кружке чай остынет быстрее?

9 группа

В какой из тарелок одинакового объема суп остынет быстрее: в глубокой и узкой, или мелкой но широкой? Почему?

Работа в группах.

Представитель одной группы записывает на доске формулы

Q=cm(t2-t1)

Q=mq

Q=m

Q=mL

3)- Д. И. Менделеев “Наука начинается тогда, когда начинают измерять”

- На какую мысль Вас наталкивает это высказывание?

- Вспомните, как определить количество теплоты при названных процессах и в каких единицах измерения измеряют количество теплоты.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Учащиеся выполняют предложенное задание.

Сравниваю собственное решение с эталоном.

- Я хочу из льда массой 200г. вскипятить чай. Сколько природного газа мне потребуется для этого?

Демонстрирует эталонное решение на слайде.

Во время самостоятельного решения на слайде демонстрируются расчетные формулы для количеств теплоты.

 
Организация самостоятельной деятельности с самопроверкой Выполняют тестовую работу.

Учащиеся осуществляют самопроверку результатов, задают вопросы и исправляют допущенные ошибки.

Организует работу по выполнению тестового задания

Демонстрирует правильные ответы. Организует работу по самопроверке результатов.

Регулятивные УУД (самоконтроль, самооценка)

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний, осуществление учебного сотрудничества)

Рефлексия Поднятой рукой сигнализируют о своей оценке. А теперь оцените, как вы поработали на уроке.

Для этого заполните оценочные листы.

Поставьте себе оценку:

9-11 баллов –“5”

6-8 баллов- “4”

3-5 баллов – “3”

Регулятивные УУД (оценка деятельности) Личностные УУД (смыслообразование, познавательный интерес)
Домашняя работа   Повторить параграфы 1-20

- Решите задачи индивидуально, выбрав для себя тот уровень сложности, на который вы способны.

Уровень сложности зависит от количества снежинок.

Регулятивные УУД (постановка цели, планирование путей достижения, умение адекватно оценивать учебные умения)

Личностные (формирование мотива и познавательного интереса

В приложениях находятся оценочный лист для учащихся, тестовая работа, решение задачи, ответы к тесту и критерии оценки за урок.