Оптимальные формы взаимодействия учителя-логопеда дошкольного учреждения и родителей детей раннего возраста в современных условиях ДОУ

Разделы: Работа с родителями, Логопедия


Цель, задачи службы ранней помощи

Для предупреждения недоразвития речи в дошкольном возрасте важное значение имеет раннее выявление нарушений речевого развития у детей и своевременно оказанная им помощь не только специалистами, но и родителями. Мы пришли к выводу о необходимости привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как в дальнейшем это во многом облегчает работу специалисту и ускоряет успехи ребенка.
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. И очень важно, чтобы это общение, с самого раннего возраста, было грамотным – логичным,  последовательным, доступным по возрасту. Научить родителей детей раннего возраста такому общению и является основной задачей логопеда.
Главная цель взаимодействия логопеда и семьи – это включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства.

Задачи:

  • сформировать у родителей желание помогать ребенку;
  • формирование мотивации к участию в образовательном процессе;
  • повышение уровня педагогической компетенции родителей;
  • информационная и дидактическая поддержка семьи.

Формы работы с родителями детей раннего возраста

Формы работы с семьей многогранны. Нами использовались традиционные формы и инновационные:

Родительские собрания«Чистая речь с раннего возраста», «Развитие речи ребенка 2-4 лет», «Значение подражания для речевого развития ребенка».

Тестирование и анкетирование позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей.

Родительские пятиминутки. Родители получают возможность кратковременной личной консультации логопеда.

Консультации-практикумы. (Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику «Веселого язычка», учатся выполнять задания вместе с детьми).

Информационные стенды в группе.

Индивидуальные буклеты для родителей «Мама, папа – поиграем», «Игры на кухне», «Сказка веселого язычка», «Комплекс дыхательных упражнений для детей раннего возраста».
Наряду с общеприменимыми формами, следует учитывать новые, но не менее эффективные методы взаимного сотрудничества с семьей. Это создание сайтов   с возможностью обратной связи. Личный кабинет позволит иметь постоянную двухстороннюю связь с семьей. Родители смогут задавать вопросы, а логопед имеет возможность отвечать на вопросы, оставлять индивидуальные задания и управлять коррекционным процессом.
Применение традиционных и новых (с привлечением инновационных технологий) форм работы способствует повышению компетентности родителей в вопросах коррекции речевого развития дошкольников и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений. 

Годичный лекторий для родителей детей 2-4 лет.

Такая форма работы позволяет проконсультировать родителей по вопросам  успешного овладения  ребенком родным языком, улучшению звукопроизношения, формированию слухового восприятия и фонематического слуха, развитию целенаправленной воздушной струи и речевому дыханию, развитию мелкой моторики пальцев рук.

Лекторий, как одна из успешных форм работы с родителями

Данная работа проводится в 2 этапа:

1 этап – ознакомительный. Логопед дает характеристику детей раннего возраста при нормальном речевом развитии. Проводится анкетирование родителей. Результаты анкетирования родителей по вопросам компетентности в речевом развитии, показывают: многие выражают свою обеспокоенность о речевом развитии ребенка. Однако некоторые родители не замечают особеностей личности ребенка, не догадываются, что у малыша есть речевые недостатки.
Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь.

2 этап – обучающий. Логопеду следует научить родителей развивать артикуляционную моторику и подвижность  органов артикуляционного аппарата, развитию целенаправленной воздушной струи и речевому дыханию в домашних условиях.
Родителей на лектории познакомили с комплексами артикуляционной гимнастики для различных групп звуков с помощью ТСО (родителям предлагался просмотр роликов по проведению артикуляционной гимнастики для детей раннего возраста). Далее родители выполняли артикуляционные упражнения самостоятельно с зеркалами.В младшем возрасте следует научить детей широко раскрывать рот, растягивать и вытягивать губы, зубы при этом сомкнуты  (упражнения  «Хоботок» – «Лягушка»); различным движениям языка (вправо – влево «Часики», вверх – вниз «Качеля», расслаблять язычок и класть на нижнюю губу «Блинчик», напрягать язык и высовывать далеко вперед «Жало», щелкать язычком «Лошадка» и т.д.).
Обязательно обращали внимание родителей на следущие правила проведения артикуляционной гимнастики.

  • Выполняется гимнастика для язычка стоя или сидя перед зеркалом с соблюдением правильной осанки.
  • Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движения.
  • Каждое упражнение выполняется от 5 до 10 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики.
  • Желательно приучать ребенка выполнять гимнастику для язычка под счет, музыку.

Маленькие дети часто говорят тихо, так как не умеют экономно и достаточно сильно выдыхать воздух, то есть управлять своим речевым дыханием. Поэтому, начиная с двух летнего возраста необходимо воспитывать у ребенка правильное речевое дыхание. Значительную помощь в этом могут оказать родители. Однако,родители и сами не знают какие игры и упражнения позволяют развивать силу, объем, глубину дыхания.
На лектории родители познакомились с различными играми:

  • Дудочка, свисток – способствуют развитию силы воздушной струи.
  • «Загони мяч» – учит вырабатывать плавную, длительную, непрерывную струю, идущую посередине языка. Обратить внимание на то, что щеки во время этой игры не надувать, для этого можно придерживать их пальцами!
  • «Фокус» – помогает выработать верхний подъем языка и направлять воздушную струю по середине языка.
  • «Одуванчик» – учит тянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.
  • «Сдуй снежинку, листочек, бабочку»– с помощью данных упражнений можно выработать у ребенка направленную, узкую воздушную струю. Для этого нужно улыбнуться, положить широкиц язычок на нижнюю губу, сделать глубокий вдох через нос, на выдохе как бы произнося долго Ф-Ф-Ф. Повторить 3-4 раза, следить за тем, чтобы не надувались щеки.
  • «Мыльные пузыри» – помогают выработать длительный ротовой выдох.

Все эти упражнения будут эффективны, если выполнять их регулярно, в проветренном помещении или на улице. Важно помнить – многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению. Обязательно давайте отдохнуть ребенку после каждого упражнения!
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти руки является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
С помощью мультимедийного оборудования родителям была представлена презентация игр на развитие мелкой моторики «Необычное повсюду».  В презентацию включена подборка традиционных игр (мозайка, рисование карандашами, мелом, красками, лепка пластилином, соленым тестом, глиной, складывание матрешек, игры с вкладышами, различные виды конструктора, кубики, нанизование бус на леску и т.д.) и нетрадиционных игр (выкладывание по образцу пластилиновыми жгутиками, фасолью, горохом, лапшой, различной крупой; рисование манкой на разносе; наматывание тонкой проволоки на катушку;игра «Найди игрушку» в воде, в крупе,  в песке; игра «Помоги маме» – сортровка гороха и фасоли; «Разложи бусины по цвету, размеру» …). Так же родителям предлагалось разучить несколько пальчиковых игр в стихах.
По окончанию лектория родителям раздавались памятки по проведению артикуляционной гимнастики дома «Сказки веселого язычка» (в стихах), «Игры на кухне» с перечнем игр способсвующих развитию мелкой моторики, «Комплекс дыхательных упражнений для детей раннего возраста».
Работая без поддержки родителей детей раннего возраста, трудно достичь высоких результатов. Однако, родители этих детей сами еще не имеют опыта воспитания, находятся в стадии формирования родительской компетентности. Поэтому необходимо заниматься просвещением родителей, начиная с младшего возраста, предлагать литературу, ссылки на различные сайты, проводить практические занятия, лектории т. е. учить видеть проблемы у своих детей и своевременно и адекватно на них реагировать.
Проводя данную работу в своем ДОУ мы отметили, что гораздо легче установить доверительно-партнерские отношения между всеми участниками коррекционного процесса, и тогда успешнее преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка раннего возраста, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии речи, формируются детско-родительские отношения.
Таким образом, работа с детьми раннего возраста позволяет сократить разрыв между моментом выявления первичных нарушений и началом логопедического воздействия. Чем раньше мы обратим внимание на детей с речевыми проблемами, поможем им, используя индивидуальный подход, тем скорее начнется правильное речевое развитие ребенка.