Химические уравнения. 8-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Задачи:

  • Познакомить с историей открытия закона сохранения массы веществ, с ролью М.В.Ломоносова и А.Лавуазье в открытии этого закона.
  • Объяснить причины сохранения массы веществ при химических реакциях.
  • Сформировать понятие об уравнении химической реакции как условной записи, отображающей превращения веществ.
  • Научить расставлять коэффициенты в уравнениях реакций.

Тип урока: формирование знаний

Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, постановка проблемного вопроса, демонстрационный опыт.

Основное содержание (впервые вводимое) Исторические опыты Бойля и Ломоносова по прокаливанию металлов. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Коэффициенты.

Химический эксперимент. Д.Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ при химических реакциях.

Планируемые результаты обучения.

  • Предметные: различать понятия “индекс” и “коэффициент”, “схема химической реакции” и “уравнение химической реакции”. Уметь расставлять коэффициенты в схемах простейших химических реакций. Наблюдать и описывать опыты, демонстрируемые учителем.
  • Метапредметные: уметь использовать речевые средства (письменные и устные) в соответствии с учебной задачей для выражения своих мыслей и чувств, планирования и регуляции своей деятельности.
  • Личностные: понимать и оценивать вклад экспериментальных работ М.В.Ломоносова и Р.Бойля в развитии химической науки. Уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Ход урока

I. Проверка знаний, полученных на предыдущих уроках.

Выполнение самостоятельной работы (приложение 1)

II. Организационный этап (слайд 1-2) (презентация)

“В течение тысячелетий люди верили в то,  что вещество может бесследно исчезать, а также возникать из ничего”

Тема урока: Химические уравнения

Цель урока: Опытным путем доказать и сформулировать закон сохранения массы веществ. Объяснить причины сохранения массы веществ при химических реакциях. Сформировать понятие об уравнении химической реакции как условной записи, отображающей превращения веществ. Научиться расставлять коэффициенты в уравнениях реакций.

III. Актуализация знаний (слайд 3)

  1. Что такое вещество?
  2. Чем вещества отличаются друг от друга?
  3. Какие признаки количественно характеризуют вещество?
  4. Какие изменения могут происходить с веществами?
  5. Как определить, что произошла химическая реакция?
  6. В чем заключается особенность химических реакций?

Создание проблемной ситуации:

Как вы думаете, изменяется ли масса веществ в процессе их взаимодействия?

(слайд 4) к исходным веществам на весах подобрать продукт реакции определенной массы

Первая учебная проблема:

Изменяется ли масса веществ в процессе их взаимодействия? (слайд 5)

IV. Формирование знаний

1. Изучим работы Р.Бойля и М.В.Ломоносова по этому вопросу (слайд 6-8)

Формулирование закона, исходя из опытов: масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, полученных в результате реакции.

(слайд 9) Д.О. модель М.В.Ломоносова – горение свечи

2. Вторая учебная проблема:

Почему масса веществ в процессе реакции сохраняется?

Рассмотрим на примере реакции горения водорода (слайд 10)

Вывод: сохранение массы объясняется тем, что атомы в процессе химической реакции не исчезают – происходит лишь перегруппировка. Поскольку продукты реакции образуются из атомов исходных веществ, то количество атомов остается неизменным, а, следовательно, сохраняется и общая масса веществ. (слайд 11)

3. Как на письме отразить данный процесс – химическую реакцию?

С помощью химических уравнений (определение).

4. Составление химических уравнений

Повторение и введение понятий: химическая формула, индекс, коэффициент, условия протекания реакций.

4P+5O2= 2P2O5

V. Обобщение. Первичное закрепление

Какому закону подчиняются химические процессы?

Расставить коэффициенты в химической реакции

Al + O2 —> Al2O3

Записать химическую реакцию химическими формулами и расставить коэффициенты гидроксид железа (III) + азотная кислота > нитрат железа (III) + вода

VI. Подведение итогов

Рефлексия:

На уроке я работал активно / пассивно
Своей работой на уроке я доволен / не доволен
Урок для меня показался коротким / длинным
За урок я не устал / устал
Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

VII. Домашнее задание

  • Параграф 27, упр. 1-3