Коррекционно-развивающее занятие по развитию речи и знакомству с окружающим миром "Осенние цветы"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


ЦЕЛЬ: совершенствование знаний по теме “Осенние цветы”.

ЗАДАЧИ:

КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Развитие представлений о цветах, их отличительных особенностях.
  • Закрепление знаний учащихся об осенних явлениях в природе.
  • Уточнение и расширение представлений о цветах, их строении, особенностях произрастания.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Обобщение представлений об осени и типичных осенних явлениях в природе.
  • Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме "Осень, осенние цветы".
  • Развитие связной речи, речевого слуха, мышления, памяти, внимания, творческого воображения, мелкой моторики.
  • Развитие сенсорных эталонов.
  • Развитие неречевых психических функций.

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности.
  • Формирование интереса к учебной деятельности.
  • Воспитание ответственного отношения к выполнению заданий.
  • Воспитание уверенности, инициативности в опытном освоении новых художественных материалов и способов работы с ними.
  • Формирование навыков сотрудничества и взаимодействия.

Словарь: бархатцы, георгины, астры, стебель, листья, лепестки.

Оборудование: презентация “Осенние цветы”, предметные картинки “Цветы”, “Осень”, дыхательные тренажеры “Цветы” по количеству учащихся, цветы из бумаги для игры “Угадай по запаху”, карточки с индивидуальными заданиями по количеству учащихся, цветы для рефлексии.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Учитель-логопед: Здравствуйте уважаемые гости и ученики я рада приветствовать вас на занятии!

Ребята, какое сейчас время года? (Осень.)

Об осени говорят, что она пришла, наступила. Постепенно происходят изменения в природе. В сентябре становится прохладно, на деревьях появляются первые желтые листочки. В октябре наступает золотая осень. Все деревья одеты в золотые наряды. А в ноябре начинаются заморозки, выпадает первый снег. (СЛАЙД 2)

Самостоятельно разложите картинки с осенними месяцами в нужном порядке.

- Сколько осенних месяцев мы назвали? (Мы назвали три осенних месяца.)

- Сколько месяцев длится осень? (Осень длится три месяца.)

- Какой месяц обозначает начало осени? (Сентябрь.) (СЛАЙД 3)

2. Основная часть:

Учитель-логопед: Сентябрь - удивительный месяц. Он напоминает об ушедшем лете по-прежнему теплыми деньками, короткими ночами, и конечно же оставляют след на ещё тёплой земле осенние цветы... (СЛАЙД 4-5)

А для чего людям нужны цветы? (для того, чтобы дарить цветы близким и друзьям на праздники, украшать наши дома, клумбы, наполнять воздух ароматом)

Игровая ситуация.

Раздается “волшебная” музыка (осеняя песня), в зале появляется девочка с корзинкой цветов, танцует.

Учитель-логопед: Здравствуй, девочка, расскажи кто, ты? И зачем к нам пришла.

Девочка:

Здравствуйте, ребята!
Я – Ранняя Осень,
К вам в гости пришла,
Корзину подарков вам принесла:
Спелых яблок, сладких груш,
Лук, что лечит наш недуг.
Виноград, чеснок, томаты,
И капусту и морковь,
А еще букет цветов...
Каждый цветок вам тайну откроет,
Каждый задание вам приготовит.

Учитель-логопед: Какой чудесный букет принесла нам Осень!

Давайте рассмотрим эти цветы:

1. Что это за цветок? (астра) (СЛАЙД 6)

Учащиеся рассматривают цветы.

Из каких частей состоит цветок? (Стебель, лепестки цветка, листья).

Какой стебель – длинный или короткий? Листья у астры большие или маленькие? Широкие или узкие? Какого цвета цветок астры? Вспомните и назовите цветы такого же цвета. (ответы детей)

Опишите аромат этого цветка? (насыщенный, цветочный)

2. Что это за цветы? (бархатцы) (СЛАЙД 7)

Из каких частей состоит цветок? (Стебель, лепестки цветка, листья).

Какой стебель – длинный или короткий? Листья у бархатцев маленькие, резные. Какого цвета лепестки бархатцев (оранжевые). Какие ещё цветы оранжевого цвета вы знаете?

Учащиеся рассматривают картинки цветов и называют их (календула, лилия)

Опишите аромат этого цветка. (резкий)

3.Что это за цветок? (георгин) (СЛАЙД 8)

Из каких частей состоит цветок? (Стебель, лепестки цветка, листья).

Какой стебель – длинный или короткий? Листья у розы резные, плотные.

Назовите, какие ещё цветы красного цвета вы знаете?

Учащиеся рассматривают картинки цветов и называют их.

Опишите аромат этого цветка. (насыщенный, цветочный)

Динамическая пауза “Цветок” (СЛАЙД 10)

Я предлагаю вам отдохнуть и поиграть. Если я произнесу слово “корень”, то вы должны присесть, если я скажу слово “стебель” - встать, а если услышите слово “цветок” - разведите руки в стороны.

(дети выполняют действия)

Игра “Угадайте по описанию” (СЛАЙД 11)

Учитель-логопед: А хорошо ли вы запомнили названия осенних цветов и их особенности. Я загадаю цветок, опишу его. Ваша задача – определить название цветка.

Итак, этот цветок имеет тонкий длинный стебель, узкий резной листок, белые лепестки. Запах у этого цветка имеет яркий цветочный, аромат. Ну, что отгадали?

(ответы детей)

Правильно, это – астра.

(Работа по определению цветов по описанию).

Игра “Угадайте по запаху” (СЛАЙД 12)

Учитель-логопед: Ребята, вы уже знаете, что каждый цветок имеет свой неповторимый запах. Давайте попробуем отгадать цветы по запаху. (детям раздаются бумажные бутоны, наполненные живыми цветами, вдыхая аромат, дети отгадывают названия цветов).

Игра “Четвертый лишний” (СЛАЙД 13-14)

Учитель-логопед: цветы радуют нас не только осенью, но и в течение всего календарного года. У каждого времени года есть свои цветы. Определите лишний цветок.

Тюльпаны, нарциссы, подснежники, астры (Астры цветут осенью, а тюльпаны, нарциссы, подснежники – весной).

Ромашки, лилии, бархатцы, васильки (Ромашки, лилии, василькилетние цветы, а бархатцы – осенние).

Задание “Части цветка” (СЛАЙД 15)

Учитель-логопед: вспомните, какие части есть у цветка. (стебель, листья, лепестки или бутон)

– Назовите 3-й звук в слове бутон

– 1-й звук в слове стебель.

– 3-й звук в слове листья.

– 1-й звук в слове лепестки.

Дыхательная гимнастика (СЛАЙД 16)

Учитель-логопед: Давайте немного поиграем:

Закройте, дети, глазки.
Представьте, что вы в сказке.
И, словно цветы на полянке лесной,
Согретые солнцем, умыты росой.
Мы тянемся вверх, лепестки раскрывая,
И ласковый ветер нас тихо качает,
И нежные песни нам птицы поют,
А соки земные нам силы дают.
Открывайте, глазки
Мы уже не в сказке...

(дети получают дыхательные тренажеры “Цветы”, по инструкции логопеда выполняют дыхательные упражнения: глубокий вдох через нос, плавный выдох через рот и наоборот.)

Игра “Подскажи отгадку”

Много нежных лепесточков,
У красивеньких цветочков,
Запах ароматный -
Не для всех приятный.
Лепесточек  бархатный,
У   цветочков...(бархатцев). (СЛАЙД 17)

Есть цветок такой в саду
и похож он на звезду.
Может быть любого цвета.
Для осеннего букета
соберём цветок прекрасный,
называется он - (астра). (СЛАЙД 18)

Есть такой цветок садовый –
И для нас давно не новый:
Он уже который год
Во дворе у нас растёт.
Ах, прекрасная картина –
Расцветает ... (георгина)! (СЛАЙД 19)

Игра “Закончи предложение” (СЛАЙД 20)

Учитель-логопед: Если цветы растут на лугу, как мы назовем цветы?

В лесу растут цветы (лесные). (СЛАЙД 21)

В поле растут цветы... (полевые). (СЛАЙД 22)

В саду растут цветы... (садовые). (СЛАЙД 23)

Закончите предложение (луговые). (СЛАЙД 24)

В теплице растут цветы... (тепличные). (СЛАЙД 25)

В оранжерее растут цветы... (оранжерейные). (СЛАЙД 26)

Задание: “Установите порядок слов в предложении”. (СЛАЙД 27-28)

Учащимся раздаются конверты с деформированными предложениями.

красивые, в, расцвели, саду, астры

идут, цветами, дети, с, в, школу

саженцы, магазин, в, привезли, цветов

ребята, бархатцами, поливают, клумбу, с

Итог занятия. Рефлексия. (СЛАЙД 29)

Учитель-логопед: Ребята наше занятие подходит к концу, какое задание вам понравилось, расскажите, какое задание вызвало у вас наибольшие затруднения? Давайте еще раз повторим названия осенних цветов. (дети отвечают) Молодцы! Со всеми заданиями вы справились, работали активно.

Если вам было на занятии комфортно и интересно, поднимите вверх красный цветок. А если на занятии было скучно и неинтересно, то – синий.