Использование технологии дифференцированного обучения на уроках литературы

Разделы: Литература


Цель урока: понять  авторский замысел повести «Собачье сердце», представить систему образов произведения и определить роль главных персонажей в раскрытии идеи повести.

Задачи:

  • Обучающая: в результате урока ученики  выяснят, какие качества личности писателя вызывали уважение его единомышленников и острое неприятие представителей власти, за что любили М.Булгакова и за что преследовали, какое место в его творчестве занимает повесть «Собачье сердце»,  какова система персонажей произведения и  в чём особенность авторского замысла.
  • Развивающая: ученики на практике отработают умения идейно-тематического анализа повести М.Булгакова «Собачье сердце», «примерят» на себя роль историка, биолога, литературоведа или актера и получат навыки исследователя или деятеля искусства.
  • Воспитательная: ученики смогут  понять уровень своих возможностей  и оценить качество проделанной ими  работы  при самостоятельном освоении  нового материала; осознать, какой вид деятельности более интересен и продуктивен для каждого из них; в процессе рефлексии прийти к выводу, как строить свою работу, чтобы добиться успеха, избежать ошибок.

Оборудование:

                         
ХОД УРОКА

I.  Организационный момент

Слово учителя. На уроке вы объединены в группы. 3 из них – исследовательские, 1 – творческая.
1 группа занималась изучением документов, касающихся общественно-политической жизни страны начала XX века. Назовём её представителей – «историками».
2 группа исследовала научные материалы по медицине и биологии. Это «биологи»
3 группа занималась литературоведческими раскопками, следовательно, они «литературоведы».
4 группа творческая, назовём ребят «актёрами».
Сегодня у вас будет возможность поделиться с нами добытыми вами  знаниями, продемонстрировать своё видение художественного произведения.

II. Знакомство с биографией М.Булгакова

1. Вступительное слово учителя

Его называли по-разному: талантливым писателем, ярким драматургом, антисоветчиком, человеком твёрдых убеждений и неколебимой порядочности…
Печатать произведения Булгакова стали с опозданием: спустя 25 лет после его смерти. Долгое время у него была стойкая репутация «забытого писателя».
Сейчас Михаил Булгаков – один из самых популярных и любимых авторов. Слава к нему пришла словно в награду за те муки, которые пришлось вынести при жизни.

2. Знакомство с жизнью и творчеством М.Булгакова. Презентация №1 "М.А.Булгаков" (лекция с элементами беседы)

3. Беседа с классом

1) В какой семье формировался характер Михаила Булгакова?
2) Каково отношение писателя к Февральской и Октябрьской революциям? Как он это объяснял?
3) Можно ли утверждать, что работа врачом способствовала постижению сущности человека? Обоснуйте свою точку зрения.
4) Какие качества характера Булгакова вам кажутся достойными уважения?
5) Считаете ли вы жизнь писателя трагичной? Почему?

III. Анализ повести.

1. История написания повести «Собачье сердце». Судьба повести.

Выступление подготовленного ученика с сообщением об истории создания произведения.

Презентация 2 «Повесть «Собачье сердце»

Выступления участников трех групп с отобранным для урока материалом.                           

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3

2. Характеристика образов повести.

Профессор Преображенский. «Я сторонник разделения труда. В Большом пусть поют, а я буду оперировать. Вот и хорошо. И никаких разрух…»

1) Беседа

Главным действующим лицом в повести является профессор Преображенский.

– Дайте краткую характеристику этого героя.
– В чём заключаются его научные изыскания?
– Добился ли он положительных результатов? Докажите.
– Каково социальное положение Преображенского?
– Как оценивает этого героя Шарик в момент их первой встречи? Подтвердите словами текста.
– Назовите определения, которыми Шарик называет Преображенского.
–  Характеристика, которую даёт Шариков, показывает, каково отношение собаки к профессору. Какие чувства испытывает Шарик по отношению к Преображенскому, когда рассматривает того издалека?
– Какое последнее определение даёт Шарик перед тем, как войти в дом? Какие чувства испытывает к Преображенскому?
                               
– Почему же в голодные 20-е Преображенский сыт, богат, имеет возможность жить так, как хочет?
                         
Но в размеренную жизнь профессора вторгаются представители новой власти.

2) Ребята 4-й группы подошли к осмыслению сцены беседы Преображенского с домкомовцами творчески. Давайте посмотрим инсценирование эпизода повести (часть 2) в их исполнении. (Приложение 4)

3) Беседа

– Как отзывается профессор о пролетариате? (Конец части 2. «Да, я не люблю пролетариата».)
– Почему он не любит пролетариат? Как объясняет своё отношение к представителям новой власти? (Часть 3.  Сцена обеда. «Недорезанные большевиками помещики», «не читайте до обеда советских газет», «пропал калабуховский дом», с 1903 до 1917 не было случаев воровства, а в марте  17 в 1 день украли все калоши, 3 трости, пальто, самовар швейцара; электричество гаснет раз в месяц)
– Как относится к профессору  доктор Борменталь?
– Какие качества профессора Преображенского, на ваш взгляд, достойны уважения людей?
– А есть ли что-то в его характере или поступках, что вызывает осуждение? (М.Булгаков в отличие от режиссёра фильма «Собачье сердце» Владимира Бортко, не идеализирует своего героя.)
– Обратимся к эпизоду «Операция по пересадке гипофиза». Часть 4. Как автор называет Преображенского, производящего операцию? (Жрец)
А в конце 3 части «божеством», причём описывает внешний вид профессора, используя церковную терминологию: колпак – патриарший куколь, фартук – епитрахиль.
Здесь слышится уже не ирония, а сарказм. Человек видит себя в роли бога.
– Какими глаголами  автор описывает действия Преображенского во время операции?
Зачитайте.
– Какие сравнения использует?
– На чьей стороне симпатии Булгакова?
– Почему автор дает негативную характеристику профессора? Разве Булгаков-врач не понимает, что профессия медика заслуживает уважения, так как она требует мастерства, концентрации сил, выносливости?
– Ради чего затевался эксперимент профессора?

4) Слово учителя.

Операция не во имя спасения человека или животного, а ради эксперимента. И эксперимент этот сопряжён с вмешательством человека в сферу природного, а для верующих – божественного.
Хирург Преображенский взял на себя миссию вершителя судеб. Так чем же он отличается от тех, кто взял на себя миссию строителей нового общества? Ведь революционеры тоже начали с  уничтожения прежних устоев жизни, избавились от дворян и помещиков, которых без разбору назвали буржуями. Потом начали осуществлять «чистку своих рядов».

Преображенский, подобно Всевышнему, создаёт «своего» человека.

– Как встречает это открытие научное общество? Обычные люди?                                         
– Что думает сам профессор о своём «детище»?
– Каков вывод профессора относительно результатов его эксперимента? Зачитайте. (гл.8  «Моё открытие, черти б его съели…стоит ровно один ломаный грош…»)
– Меняется ли авторское отношение к персонажу? Почему вы так считаете?

Образ Шарика.   «Я – красавец. Быть может, неизвестный собачий принц-инкогнито…»

1) Беседа

– Каким образом писатель вводит в повесть образ Шарика? Когда это происходит?                     
– Что мы узнаём из «потока сознания»?                     
– Что умеет делать этот пёс?                          
– Докажите, что сознание пса политизировано.
– Какие чувства у вас вызывает Шарик? Почему?
– Какими качествами наделил Булгаков этого персонажа?
– Какие чувства, на ваш взгляд, испытывает автор по отношению к этому персонажу?   
– А какие мысли, поступки Шарика выглядят недостойными с точки зрения нравственности?
– Каким было «социальное положение» Шарика до встречи с профессором? (бездомный, безродный)
– Каким оно стало после встречи с Преображенским? (превращается в господина)

2) Слово учителя

Из мира тьмы, вражды, голода и стужи пёс попадает в мир, совершенно не похожий на тот, в котором он жил. В квартире профессора живут по другим законам: здесь работают, вежливо разговаривают, относятся друг к другу с уважением.
Шарик, как ребёнок, осматривает обстановку, удивляется, замечает то, к чему привыкли обитатели квартиры. И делает выводы о том, как с кем общаться.

3) Беседа

– К кому он относится с симпатией? Почему?              
– Можно сказать, что пёс уважает Преображенского?
– Какое место в доме стало его любимым настолько, что он назвал его раем?
– Как автор объясняет, почему Шарику удалось стать постоянным обитателем кухни, хотя ранее ему было запрещено появляться там?
– Как он называет Зину? Почему?
– Как называет Борменталя? Почему?
– Получается,  Зине и  Борменталю он обиды не прощает, а профессора и Дарью Петровну прощает. Почему?
– Что он думает о себе? Зачитайте (часть 3). («Я – красавец. Быть может, неизвестный собачий принц-инкогнито…»)
– А как его описывает доктор Борменталь в дневнике? Зачитайте. (Часть 5)
– Почему Шарик стал о себе высокого мнения в доме профессора? (Если им дорожат, значит, неспроста)
– О каком отношении Шарика к хозяину свидетельствуют замечания автора о собаке:
«Глаза его теперь не менее двух раз в день наливались благодарным слезами по адресу пречистенского мудреца»?
– Какие эмоции и мысли вызвал ошейник? Зачитайте. (Сначала расстроился, сгорал от стыда, а потом увидел зависть в глазах встречных псов и изменил своё мнение. «Ошейник – всё равно что портфель». То был как арестант, а потом «последовал …как барин»)

Вывод: В натуре Шарика сочетаются жалость и сострадание к машинисточке, рассудительность, чувство собственного достоинства и в то же время наглость, угодливость, хитрость, эгоистичность. Таким образом, и этот персонаж выписан Булгаковым многопланово.
                   
Образ Шарикова. Полиграф Полиграфович Шариков. «Я не господин, господа все в Париже!»

Шариков – это человек, полученный искусственным путём. Время его «сотворения»  – с 24 декабря по 6 января, то есть от Сочельника до Рождества.

Беседа

– Органы какого человека пересадил профессор в тело собаки? (Клима Чугункина)
– Какого он происхождения, какой образ жизни вёл? Зачитайте. (Часть 5) (Алкоголик, играет на балалайке по трактирам, судили 3 раза, но оправдали)
– Что унаследовал «новый человек» от Клима Чугункина?
– Что в нём от Шарика?
– Зачитайте описание внешнего облика человека-собаки. Часть 6.
– Какие положительные качества присущи «гомункулу»?
– Какие поступки Шарикова вызывают недовольство профессора, Борменталя и других обитателей квартиры?
– В какое состояние он приводит своего «создателя» и Борменталя?
– Какие чувства по отношению к профессору испытывает Шариков? Испытывает ли он благодарность за то, что профессор дал ему жизнь?
– Какие меры предлагал Борменталь, чтобы дать покой профессору?
– Почему предложение Борменталя было отвергнуто профессором Преображенским? Зачитайте. Часть 8.
– Врачи, учёные,  превращаются в преступников. Причём они обдумывают преступление хладнокровно. Какое событие стало последней каплей, переполнившей чашу терпения учёных?
– Булгаков пишет: «Преступление созрело и упало, как камень, как это обычно бывает… Шариков сам пригласил свою смерть…» Почему?

3. Письменная работа по группам

1 гр. записывает качества характера Шарикова;
2 гр. – Шарика;
3 и 4 гр. – профессора Преображенского.
Проверка работ.

4.  Демонстрация фрагмента фильма В.Бортко «Собачье сердце». Часть 10 (эпилог).

Фрагмент фильма (спрашивайте материал у автора статьи. Прим. ред.)

Беседа.

– Какая сцена завершает повесть?
– О чём думает Шарик?           
– Булгаков выбирает открытый финал для своего произведения. С какой целью?

IV. Домашнее задание: подготовить письменный ответ на вопрос «Можно ли считать преступлением повторную операцию, превратившую Шарикова в собаку?»

Список литературы

  1. М.А.Булгаков. Собачье сердце. – М.:  Азбука-классика, 2008
  2. Собачье сердце: 7-8 классы (Комментарий, указатель, учебный материал) / М.А.Булгаков; (сост., комментарий, учебный материал проф. Б.А.Ланина). – М.: Эксмо, 2007
  3. http://www.bulgakov.ru/biography/