Урок по теме «Мощность». 7-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Цель: введение понятия мощности как характеристики скорости совершения работы.

Задачи:

  • Актуализировать знания по теме “Механическая работа”.
  • Познакомить обучающихся с понятием “мощность” (её обозначением, единицами измерения, формулой для расчёта).
  • Научить обучающихся выполнять практические измерения и на их основе рассчитывать мощность по формуле.
  • На предметном материале развивать следующие метаумения школьников: схематизировать, систематизировать, работать с понятием, продуктивно взаимодействовать, ориентироваться в событиях современной жизни, осуществлять рефлексию.

Методы обучения: словесные, наглядные, частично-поисковые, репродуктивные.

Оборудование:

  • Презентация
  • Раздаточный материал по количеству обучающихся для работы на уроке (Приложение №1, Приложение №2).
  • Фрагмент мультфильма “Маша и Медведь” (Граница на замке).
  • Мультимедийный комплекс (компьютер, экран, проектор).
  • Телефон.
  • Оборудование “L-микро” (штатив, наклонная плоскость, каретка (груз), датчики времени, секундомер, динамометр) – 1 комплект на каждую парту.
  • Учебник Пёрышкин А.В. “Физика - 8”, один на парту.
  • Шоколад “Обалдеть” (фабрика Славянка), или “Мars” по количеству обучающихся.

Ход урока (СЛАЙД 1)

Организационный этап. Здравствуйте ребята, сегодня я приглашаю вас в удивительный мир техники... (Звонит телефон, учитель разговаривает по телефону)

У меня зазвонил телефон
Кто говорит? Ньютон (СЛАЙД 2)
Я урок веду. Вокруг дети.
Всё же есть чудеса на свете.

Сам Ньютон до нас дозвонился
Снова с яблони плод свалился
Ах, коллега, моё почтенье
Чем обязан таким везеньем?

Да, решаем опять задачи
Я же физик, а как же иначе?
Быть учёными детям охота
Что не лёгкая это работа?
Будет премия лучшим за знанье?
Обнадёживающее обещанье (https://urok.1sept.ru/articles/513907/)

Этап проверки знаний. Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Во время телефонного разговора я совершала механическую работу? Почему вы так решили? Правильно, механическая работа совершается, когда под действием силы тело перемещается. (СЛАЙД 3)

Предлагаю вам посмотреть известный мультфильм и перечислить ситуации, в которых совершается механическая работа.

Итак, перечислите наиболее яркие ситуации, в которых совершалась механическая работа? Отлично, вы во всём разобрались...

А теперь приведите примеры из своего жизненного опыта. Совершается ли механическая работа в ситуациях (муха летает по комнате, ветер гоняет облака по небу, вода давит на стенку сосуда, ученик поднимается по лестнице, компьютер решает задачу). Благодарю Вас!

Вспомним формулу расчёта работы ... В каких единицах измеряется механическая работа?

Ориентировочно-мотивационный этап. Ребята, в древности на постройке пирамиды Хеопса трудилось 10 000 рабов в течение 20 лет. (СЛАЙД 4) А в наши дни такую пирамиду можно соорудить за 9 месяцев при участии всего 500 человек. Почему?

Да, пирамиды были бы построены за более короткий срок благодаря современным машинам. (СЛАЙД 5)

Какую из этих машин вы бы выбрали для строительства? И почему? Правильно, КрАЗ такую же работу выполнит быстрее, чем КамАЗ. Такие машины более мощные.

Человек на протяжении жизни часто сталкивается с понятием мощность. Например, при покупке автомобиля на какие характеристики машины обращают внимание? А при покупке бытовой техники?

Этап изучения нового материала. Как вы понимаете слово мощность? Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово “мощность”?

А как в словарях раскрывают это понятие? У вас на столах лежат рабочие листы. На 1 странице приведены определения из трех словарей – обратимся к ним. Что общего в этих определениях мощности. Возьмите карандаш и подчеркните. Что у вас получилось? Выделив общее, выразите суть понятия. Что же такое мощность?

Мощность – это физическая величина, равная отношению работы к промежутку времени, за который она совершена. (СЛАЙД 6)

Переверните страницу. Перед вами 2 стр. рабочего листа. Предлагаю вам ее заполнить. Мы свернем большой объём информации и получим опорный конспект в виде таблицы, который будет необходим при выполнении домашнего задания. Приступаем к работе. Сегодня ____ апреля. Какова тема занятия? Мощность.

Итак, цель занятия: изучить понятие мощности как физической величины. (СЛАЙД 7)

Запишем определение мощности, сформулированное нами. Ребята, когда мы изучаем любую физическую величину, что мы о ней должны знать? (физический смысл, буквенное обозначение, формулу, единицы измерения). Откройте учебник на странице 132 и, работая с ним, заполните таблицу самостоятельно. На работу 2 минуты. Проверим. Очень часто используют внесистемную единицу мощности - лошадиную силу. 1 л.с. ? 736 Вт – это мощность, которую развивает сильная английская ломовая лошадь, равномерно работающая целый день. Внесите это в лист

Обращаю внимание на слайд. (СЛАЙД 8) Мы живем в промышленной зоне. В Кузбассе используется много мощных машин. А ГРЭС - это машина? Это система машин о работе, которой вы узнаете в 8ом и 9ом классах. Человек в практической деятельности использует и другие механизмы, мощность, которых представлена в таблице учебника стр.134. Какая из современных машин является самой мощной? (СЛАЙД 9)

Как вы знаете, каждый год в нашей стране 12 апреля отмечается День космонавтики - дата полёта первого человека в космос. Вспомните имя 1 космонавта. (СЛАЙД 10) Это был энергичный, добрый, всесторонне развитый и общительный человек. По своим личностным качествам он однозначно проходил в отряд космонавтов. Но кроме этого при отборе был важен возраст до 30 лет, здоровье, масса до 72 кг и рост до 170 см - это было связано с размерами корабля и мощностью двигателя первого ракетоносителя.

Этап закрепления знаний. Давайте пофантазируем.... смогли бы вы попасть в отряд космонавтов? В ваших личностных качествах я не сомневаюсь, а вот по другим параметрам сможете ли вы пройти отбор в отряд космонавтов? Проверим!

Перед вами листы самодиагностики (Приложение №2). Обратитесь к ним, изучите инструкцию.

Итак, первое задание. Проверим физическую подготовку. (СЛАЙД №11). Определим мощность, развиваемую вами при приседании. Ваша задача – посчитать, сколько приседаний сделаете за 10 секунд и по формуле рассчитать мощность. Обращаю внимание на формулу. h ? на 50 см., - изменение высоты центра тяжести при приседании. Начали... Вдохнули (медленно). Выдохнули (быстро). Приступаем к расчётам. Что получилось? Если у вас получилась N>180 Вт. Молодцы. Физическая подготовка отличная. Отметьте, как вы справились с этим заданием.

Приступим к выполнению второго задания на опытной установке. (СЛАЙД №12) Определим мощность, развиваемую при перемещении груза по наклонной плоскости. У вас на столах находится наклонная плоскость. Расстояние между датчиками определим по линейке. Время движения тела определяют электронным секундомером, пуск и остановка которого происходит по сигналам двух датчиков. Берём груз, соединяем с динамометром, и равномерно перемещаем груз вверх по наклонной плоскости.

Работаем в парах. Полученные опытным путём результаты занесите в лист. Не забудьте перевести сантиметры в метры!!! Рассчитайте мощность по формуле. Чему равна мощность в этом случае? А у вас? У вас? Если результат, полученный вами, находится в интервале от 1,15 Вт до 0,35 Вт, с этим заданием вы справились! Замечательно. Оцените выполнение задания в листе самодиагностики.

Космонавт имеет хорошую теоретическую подготовку, а вы проверьте свою. (СЛАЙД №13) Выполните задания теста. Уверена, и это задание вам по силам. Все выполнили задания? Какое слово у вас получилось? Оцените верность ответа.

Поднимите, пожалуйста, листы самодиагностики. Я вижу, вы успешно справились со всеми заданиями.

В этой коробке вас ожидают свидетельства (шоколад) о том, что вы приняты в отряд космонавтов. Я поздравляю вас! (СЛАЙД №14).Как говорят космонавты “Ключ на старт”. Поехали!

Домашнее задание. Космонавт – это человек, который стремится не только к звёздам, но и к знаниям, делает открытия, в обычном видит необычное. (СЛАЙД №15) Предлагаю вам дома решить задачу по ситуации, описанной в романе М. Твена “Янки при дворе короля Артура”, где герой романа наблюдал за усердными молитвами монаха-отшельника, и пришёл к идее прикрепить к монаху ремни/ После осуществления этого плана отшельник целых 5 лет вертел колесо швейной машины. Как видите, знания принципов работы механизмов помогают людям по новому взглянуть на знакомые вещи и применять свои изобретения на практике.

Рефлексивно-оценочный этап. Давайте подведём итог всего занятия. (СЛАЙД №18)

  • Что узнали?
  • Что мы для этого делали?

Надеюсь, полученные сегодня знания помогут и вам по-новому взглянуть на знакомые вещи.

Проанализировав проделанную работу и полученные результаты, мы можем сказать о себе сегодня. (СЛАЙД №17) Давайте вместе

  • Я - Молодец!
  • Я – Молодец, но мне есть над чем поработать!

До свидания, я благодарю вас за работу! (СЛАЙД №18)