Районное методическое объединение учителей истории как фактор социокультурного взаимодействия

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема моего выступления актуальна на сегодняшний день, так как
отношение к образованию как одному из важнейших факторов формирования нового качества экономики и общества, принципиально меняет "социальный заказ" школе, предъявляя новые требования к организации учебно-воспитательного процесса, к учителю, как основной фигуре этого процесса. В этом контексте особое место в системе образования занимают история и обществознание – предметы, призванные способствовать гражданской, социально-экономической и правовой социализации личности.

Следует отметить, в прошедшие десятилетия произошло серьезное профессиональное переосмысление учителями истории и обществоведческих дисциплин базовых составляющих преподаваемых предметов: ценностных установок, содержательного ядра и организационно-методических основ преподавания. Это было обусловлено кардинальными социокультурными, а также политическими и экономическими изменениями в стране, вступлением России в информационное общество и изменением информационного пространства учащихся.  

В контексте современных реалий актуализировались такие задачи как формирование компетенции в условиях непрерывного образования, подготовка к реализации основных позиций проекта Концепции ФГОС второго поколения. В связи с этим Районное методическое объединение  является основным струк­турным подразделением методической службы района, осуществляющим проведе­ние учебно-воспитательной, методической, опытно-экспериментальной работы по одному или нескольким родственным учебным предметам.

По этим направлениям осуществляет свою деятельность и РМО учителей истории и обществознания Краснооктябрьского района, куда входят 15 учителей. 4 из них имеют высшую квалификационную категорию. 9 - первую. 2-я категория у одного соответствие занимаемой должности 1.

В прошлом учебном году аттестовались 3 педагога, 2 из которых на высшую впервые. Это учитель истории и обществознания МБОУ Салганская сош Захарова Н.И. и учитель истории и обществознания МБОУ Кечасовская сош Горшкова Л.А.

Курсы повышения квалификации в НИРО прошли учитель МБОУ  Уразовская сош Абдурахманова З.М. и учитель МБОУ Больше-Рыбушкинская сош Абдряхимова А.М.  Они же за последние два года принимали участие в конкурсе профессионального мастерства «Педагог года». Зифа Мансуровна является победителем, а Айсылу Мигдятовна – призером.

За годы работы у нас сложилась команда квалификационных специалистов, готовых к переменам, происходящих в обществе. Новое время с его пристальным вниманием к вопросам истории и обществознания диктует свои требования к деятельности методического объединения учителей.

Сейчас мы чувствуем необходимость осуществлять непрерывный инновационный процесс.

Одним из приоритетных направлений сегодняшней работы РМО учителей истории  является ориентация на целостное восприятие современной социокультурной среды, которое должно основываться на традициях и опыте  народа.

Изучение и сохранение истории наших народов в образовательных организациях нашего района в основном осуществляется через внеурочную деятельность, а точнее:

  • поисково-исследовательскую деятельность;
  • организация экскурсий по историко-культурным объектам района;
  • создание презентаций и мультимедиафильмов;
  • участие в различных краеведческих конкурсах;
  • реализацию социальных проектов;
  • КНПК обучающихся Краснооктябрьского района;
  • использование сети Интернет;
  • создание школьных краеведческих музеев.

Одним из основных направлений краеведческой работы является поисково- исследовательская деятельность. Изучать и исследовать историю своего края всегда полезно, поучительно и увлекательно. Это прививает любовь к малой родине, уважение к своим корням и землякам, а также способствует развитию навыков исследования, коммуникации, поисковой деятельности. Это наиболее продуктивный метод изучения истории родного края, поскольку исследовательская деятельность подразумевает активную, творческую работу учащегося. Исследовательские работы учащиеся школ представляются на различных областных , всероссийских конкурсах и занимают призовые места.

Со своими исследовательскими проектами учащиеся выступают на ежегодной районной научно-практической краеведческой конференции, организатором которого является РМО учителей истории Краснооктябрьского района, куда приглашаются местные краеведы и известные люди района.

Впечатления ребят, побывавших на конференции, их отзывы были настолько яркими, что в результате исследованиями краеведческой тематикой заинтересовались многие дети. Все исследования положили начало целенаправленному изучению истории сел по его увековечению.  Результатом нашей деятельности должны стать книги и фотоальбомы, посвященные нашей малой Родине. Краеведение насыщается новыми сюжетами в контексте современных социокультурных реалий, на основе чего развертывается поисково-исследовательская и проектная деятельность учащихся.

Работами наших учащихся и их педагогов можно ознакомится в сети Интернет: это сайты: школ, Педсовет и Открытый урок и т.д.

Итак, деятельность нашего методического объединения направлена на осмысление имеющегося опыта преподавания истории и обществознания через обновление ресурсов, технологий обучения, контрольно-измерительных материалов. Инновационные процессы коснулись всех сторон преподавания: взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса, форм предъявления и оценивания результатов обучения, способов повышения профессионального мастерства учителей.

Презентация