Групповое логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка по теме "Зимующие птицы"

Разделы: Логопедия


Предлагаем Вашему вниманию конспект группового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка. В ходе занятия у детей закрепляются знания о зимующих птицах: почему их так называют, чем питаются, почему не улетают в теплые края? Дети упражняются в согласовании числительного с именами существительными. Также занятие направлено на  развитие зрительного восприятия, логического мышления, общей и мелкой моторики; на воспитание у детей желания помогать зимующим птицам.

Задачи:

  • Активизация словаря.
  • Обучение сравнению птиц.
  • Согласование числительного с именами существительными в косвенных падежах.
  • Развитие зрительного восприятия, логического мышления, мелкой и общей моторики, координации движений с речью.
  • Воспитание желания оберегать и помогать зимующим птицам.

             
Оборудование: картинки с изображением зимующих птиц (синица, воробей, ворона, голубь, снегирь, дятел ), сюжетная картина «Как дети кормили птиц», мяч.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадки. (По мере отгадывания логопед выставляет на доске предметные картинки):

За синие крылья она так зовется
И в холод и в зной ей так звонко поется!
В рубашечке желтой, и впрямь невеличка,
Так как же ее назовешь ты?   (Синичка)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.     (Снегирь)

Озорной мальчишка
В сером армячишке,
Прыгает, гуляет,
Зерна подбирает.    (Воробей)

Тук-тук, тук-тук.
Это что за перестук?
Кто-то на дереве сидит.
Острым клювом дерево долбит.   (Дятел)                                       

2. Игра «Эрудиты»

— Какое сейчас время года?
— Каких птиц мы можем видеть зимой?
— Почему эти птицы называются зимующими? (Потому что остаются зимовать на родине).
— Чем питаются зимующие птицы?
— Почему зимующие птицы не улетают в тёплые края? (Потому что могут найти себе корм).
— Кто помогает птицам зимой?

3. Игра «Посчитаем птиц» (по сюжетной картине)

— Посмотрите, сколько прилетело птиц в кормушку.  Давайте посчитаем:

1 воробей, 2 воробья, 3 воробья, 4 воробья, 5 воробьев.
1 синица, 2 синицы, 3, синицы, 4 синицы, 5 синиц.
1 снегирь, 2 снегиря, 3 снегиря, 4 снегиря, 5 снегирей.

4. Игра «Договори предложение»

В кормушку прилетело ... 2 снегиря.
Мы дадим корм ... двум снегирям.
Мы заботимся о ... двух снегирях.
Мы любуемся ... двумя снегирями.

5. Физминутки (любая по выбору)

«Снегири»

Вот на ветках, посмотри,

Хлопать опущенными руками по бокам.

В красных майках снегири.

Делать наклоны головой вправо—влево

Распушили пёрышки,
Греются на солнышке.

Делать частые потряхивания кистями обеих рук.

Головой вертят,
Улететь хотят.

Делать повороты головой вправо-влево.

Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью, за метелью.

Бегать, изображая полет птиц.

«Птицы»

Птицы крыльями махали — всё летали и летали,
Птицы в воздухе кружились,
На дорожку опустились,
По дорожке поскакали,
Крошки, зёрнышки искали.

Дети выполняют движения по тексту.

6. Игра «Скажи про 5» (картинки ветки, кормушки, воробья, сороки, вороны, снегиря, дятла, голубя, синицы)

— На ветке 1 воробей, а в кормушке? (На ветке 1 воробей, а в кормушке 5 воробьёв и т.д.).

7. Игра «Скажи наоборот» (с мячом)     

Воробей маленький, а ворона...
У синички хвост короткий, а у сороки...
Голубь тяжёлый, а воробей...
У синички клюв тонкий, а у вороны ...

8. Итог

Сегодня мы с вами говорили о зимующих птицах. Что нового и интересного вы узнали? (Дети отвечают)
— А что мы должны сделать для зимующих птиц? (Повесить кормушку, насыпать в нее семечек, крошек).