Проект в области нравственно-патриотического воспитания детей "Над Волгой широкой стоит величаво мой город-красавец, мой город-герой!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Тип проекта: познавательный, групповой, долгосрочный

Возраст участников: 5-6 лет

Количество участников: 64

Продолжительность реализации проекта: год

Участники: дети старшей группы - 24, родители воспитанников, педагоги группы

Место реализации: МОУ, старшая группа

Тип проекта: познавательный, групповой, долгосрочный (в течение года)

Актуальность

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

У каждого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось его детство, ведь именно с детством у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт К. Симонов в стихотворении “Родина” пишет: "Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал".

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисуют картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы.

Реализуя задачи нравственно – патриотического воспитания в своей группе в разных видах деятельности, мы прививаем любовь к семье, к детскому саду, к своей стране, знакомим детей с ее культурой и традициями, праздниками. Но мы мало уделяем внимание знакомству детей со своей малой Родиной, а ведь любовь к Отчизне начинается именно с любви к своей малой Родине. Также мы столкнулись с серьёзной проблемой - недостатком материала для проведения систематической работы по знакомству детей со своим городом (фотографий, иллюстраций, альбомов о своем городе, отсутствие дидактических игр, систематизированного художественного слова, книг, материала для бесед и занятий).

Проведя анкетирование среди родителей, мы увидели, что и родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Следовательно, проблема нехватки знаний об истории и культуре нашего города является в целом и в частности актуальной не только для нашей группы, но и для всего общества. Этот проект посвящается Волгограду - городу, который является Родиной наших воспитанников. В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников.

Проблема

Рассматривая альбом “Мой город – Волгоград”, дети увлеченно показывали и рассказывали друг другу, где они побывали вместе с родителями. В ходе беседы выяснилось, что им интересна эта тема. Далее детям был задан вопрос: “ А что вы знаете о своем городе?”. Немного подумав, ребята стали выкрикивать фразы: это – “город-герой”, много памятников, есть два вечных огня, Мамаев курган, наш город большой и красивый... Оказалось, не так уж много... Поэтому у нас и возникла проблема: знаем ли мы свой город?

Так как большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями и даже улицей, на которой проживает ребенок, то у нас родилась идея педагогического проекта: как расширить знания детей о своем городе, его истории и культуре.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: воспитание нравственно-патриотических чувств, гордости за свою “малую” Родину и формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего включающего в себя уважение к истории родного города, его культурным ценностям, связанным с историей Великой Отечественной войны. 

Задачи проекта:

  • Развитие познавательного интереса старших дошкольников к истории и культуре своего города;
  • Расширение знаний о родном городе: истории возникновения, символики, достопримечательности;
  • Знакомство с лучшими людьми земли Волгоградской (учеными, спортсменами, композиторами, актерами, защитниками Отечества);
  • Воспитание любви к родному городу, краю, умения видеть прекрасное, гордиться им;
  • Повышение педагогической компетентности родителей по нравственно-патриотическому воспитанию;
  • Оказание поддержки и содействие семьям в воспитании у дошкольников гражданско-патриотических чувств;
  • Активизация творческого потенциала воспитанников и взрослых посредством вовлечения в проектную деятельность.

Новизна

Новизна проекта заключается в разработке системы целенаправленной работы по ознакомлению детей с родным городом, в которой определены способы и формы реализации комплексной воспитательно-образовательной работы.

Прогнозируемые результаты

Для воспитанников:

  1. Представление о городе, в котором они живут. Знание своей “малой” Родины, чувство гордости за свой край, его историческое прошлое;
  2. Знание истории возникновения родного города, его достопримечательностей, известных людей родного города;
  3. Представление о памятниках родного города;
  4. Отражение полученных знаний в детских рисунках, поделках, играх, рассказах.

Для родителей:

  1. Расширение знаний по проблеме патриотического воспитания детей;
  2. Повышение статуса семейного воспитания, укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка;
  3. Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе реализации проекта, желание сотрудничать с детским садом (семейные газеты, сказки о прошлом);
  4. Сплочение детей и родителей через совместные праздники, посвященные 23 февраля, Победе в Великой Отечественной войне.

Для педагогов:

  1. Укрепление связей в работе педагогического коллектива и родителей через совместные мероприятия (праздники, развлечения, экскурсии);
  2. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
  3. Творческая самореализация в профессиональной деятельности (копилка дидактических игр, систематизация художественного слова по патриотическому воспитанию, альбом "Лучшие люди земли Волгоградской");
  4. Апробация и внедрение в воспитательно-образовательный процесс элементов проектной деятельности;
  5. Создание предметно-развивающей среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Материалы и оборудование

Особое внимание в ходе проекта уделялось центру нравственно-патриотического воспитания. Изучив интересы детей, мы наполнили его различным материалом и оборудованием:

  • энциклопедиями, книгами по патриотическому воспитанию, художественной литературой для поддержания детского интереса;
  • фотографиями, открытками, фотоальбомами, наборами открыток, плакатами;
  • атрибутами для сюжетно-ролевых игр: “Госпиталь”, “Экскурсия по городу”;
  • дидактическими и настольные играми "Мой город Волгоград", "Люби и знай свой край", "Исторические места Волгограда";
  • конструкторами “Лего”, “Деревянный”, “Железный”, “Мой город”;
  • фонотекой, в которой есть современная и классическая музыка, песнями военных лет;
  • информационный стенд по патриотическому воспитанию детей, папки - передвижки, стенд для родителей;
  • ИКТ (мультимедийные презентации).

Технология проекта и этапы реализации плана проекта

I этап - подготовительный

Основными задачами на этом этапе были определение участников проекта, их роли в достижении предполагаемых результатов, проведение анкетирования родителей и родителей, планирование работы с учетом возрастных особенностей детей и составление перспективного плана для всех этапов проекта.

На этом этапе важно было заинтересовать родителей проблемой нравственно-патриотического воспитания дошкольников, заинтересовать идеей самих ребят. В процессе совместного обсуждения с детьми, в соответствии с интересами и возможностями, был составлен план по ознакомлению детей со своим городом, определены основные направления работы.

План реализации подготовительного этапа:

№ п/п Мероприятия или основные направление деятельности Сроки Участники Ответственные
1 Изучение интереса детей для определения задач проекта (анкетирование детей и родителей) сентябрь воспитатели воспитатели
2 Сбор и анализ литературы для детей и взрослых о родном городе   воспитатели воспитатели
3 Подбор материала для родительского уголка   воспитатели воспитатели
4 Подбор наглядных материалов: фотографий, иллюстраций о родном городе   родители,

воспитатели

воспитатели
5 Сбор информации о лучших людях земли Волгоградской октябрь родители,

воспитатели

воспитатели
6 Подбор песен, стихов о родном городе   родители,

воспитатели

воспитатели
7 Подбор материала на тему “Их именами названы улицы”   родители,

воспитатели

воспитатели
8 Сбор материала о реке-Волге, подбор стихов, художественных произведений   родители,

воспитатели

воспитатели
9 Подбор информации к оформлению семейных газет “Моя семья в истории Победы”   родители воспитатели

II этап - основной

Для реализации основного этапа были подобраны необходимые наглядные материалы: фотографии, иллюстрации, альбомы, художественная литература, стихи, книги о родном городе; собрана информация о лучших людях земли Волгоградской, о реке нашей – матушке Волге; подобран материал для бесед и занятий с детьми и родителями, составлен план работы по реализации проекта.

План реализации основного этапа

№ п/п Мероприятия или основные направление деятельности Сроки Участники Ответственные
1 Беседа “Моя малая Родина” сентябрь дети, воспитатели воспитатели
2 Занятие “История возникновения родного города-Волгограда”   дети, воспитатели воспитатели
1 Экскурсия по родному городу (по фотографиям и иллюстрациям) октябрь дети,
воспитатели,
родители
воспитатели
2 Занятие “Город-красавец, город-труженик”   дети, воспитатели воспитатели
3 Оформление семейных газет “Мой родной город”   дети, родители воспитатели, родители
1 Беседа “Государственные символы города Волгограда” (герб, флаг), изготовление дидактической игры “Символы нашего города” ноябрь дети, воспитатели воспитатели
2 Аппликация “Герб и флаг города”   дети, воспитатели воспитатели
3 Знакомство с картой города. Беседа “На какой улице ты живешь?”   дети, воспитатели воспитатели
4 Занятие “Улицы родного города”   дети, воспитатели воспитатели
1 Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, городе; дидактическая игра “Угадай достопримечательности нашего города” декабрь дети, воспитатели воспитатели
2 Прослушивание песен о родном городе.

Изготовление макета “Мой родной город”.

  дети, воспитатели воспитатели
3 Беседа “Лучшие люди земли Волгоградской”   дети, воспитатели воспитатели
1 Беседа “Что такое героизм” январь дети, воспитатели воспитатели
2 Занятие “На Мамаевом кургане тишина”   дети, воспитатели воспитатели
3 Рассматривание альбомов, иллюстраций

“Исторические памятные места нашего города”, чтение стихов о родном городе

  дети, воспитатели воспитатели, родители
4 Рисование на тему “Достопримечательности моего города”   дети,
воспитатели,
родители
воспитатели
1 Беседа “Сталинградская битва” февраль дети, воспитатели воспитатели
2 Беседа - презентация “Юные защитники города”   дети, воспитатели воспитатели
3 Маршрут выходного дня “Памятные места Волгограда” - буклет   дети, родители воспитатели, родители
4 Спортивно-игровой праздник, посвященный Дню защитника Отечества (с участием родителей) с выставкой семейных газет “Сталинградская битва”   дети,
воспитатели,
родители
воспитатели
1 Беседа “Волга-труженица” март дети, воспитатели воспитатели
2 Чтение стихов, рассказов о Волге   дети,
воспитатели,
родители
воспитатели
3 Игра-занятие “Путешествие по Волге”   дети, воспитатели воспитатели
4 Конструирование из крупного напольного конструктора “Мосты Волгограда”   дети, воспитатели воспитатели
1 Копилка патриотических игр (придуманные воспитателем и детьми) апрель дети, воспитатели воспитатели
2 Сказки о войне (придуманные детьми и родителями)   дети, родители родители
3 Игровая ситуация "Построй главную улицу" (из детских рисунков)   дети, воспитатели воспитатели
4 Подбор материала к игре “Волгоград встречает гостей”   дети,
воспитатели,
родители
воспитатели, родители
1 Беседа “Боевая слава нашего народа” май дети, воспитатели воспитатели
2 Выставка семейных газет “Моя семья в истории Победы”   дети, родители родители
3 Заучивание стихов о войне, прослушивание песен военных лет   дети, воспитатели воспитатели
4 Прослушивание песен о войне   дети,
воспитатели, родители
воспитатели
5 Презентация проекта   дети,
воспитатели,
родители
воспитатели

Для ознакомления детей с родным городом были проведены разнообразные мероприятия, способствующие воспитанию гордости за свою малую Родину.

Дети с большим интересом слушали об истории возникновения своего города, познакомились с его символикой. Рассматривание альбомов, иллюстраций о родном городе, чтение стихов, способствовали эмоциональному восприятию информации. Очень многообразной и неожиданной была беседа с детьми "Лучшие люди земли Волгоградской". Дети даже не подозревали о том, какие люди -знаменитости родились и выросли в Волгограде.

Много нового и интересного дети узнали о великой реке – Волге, особенно им понравилась игра-занятие “Путешествие по Волге”, где они с интересом погрузились в историю далекой Волги, увидели какие суда ходят по ней, чем она богата, какие достопримечательности находятся на правом и левом берегу Волги.

Большой интерес у детей вызвало составление макета города, в процессе изготовления которого они могли не только применить свои знания, но и приобрести опыт творческого взаимодействия со сверстниками.

Проводились семейные экскурсии по памятным местам Волгограда в выходные и праздничные дни - родителям был предложен “Маршрут выходного дня”. После выходных дети с увлечением рассказывали, куда ходили, что нового узнали, показывали фотографии, обменивались сувенирами.

Большое внимание уделялось воспитанию гордости за героическое прошлое нашей страны, воспитанию уважения к защитникам Отечества. Особенно эмоционально прошла беседа-презентация "Юные защитники". Используемый наглядный материал, собранный совместно с родителями, способствовал повышению степени осознанности предлагаемого материала.

Родители и дети приняли активное участие в оформлении семейных газет “Сталинградская битва”, “Моя семья в истории Победы”. Дети имели возможность почитать стихи, книги о героях, послушать песни военных лет (“Бравые солдаты”, “Катюша”, “День Победы” и др.). Укреплению детско-родительских отношений способствовал спортивно-игровой праздник, посвященный Дню защитника Отечества, который посетили не только родители, но и солдаты воинской части 5174. Позже мы совместно с детьми создали свою копилку патриотических игр, в которые дети играют с большим удовольствием, а еще хотят придумать свои игры.

Вместе с родителями дети придумали и нарисовали "Сказки о войне", по-детски простые и короткие, но написанные с огромной душой и сердцем. Эти сказки мы читали детям других групп и получили приз "Медаль писателя".

III этап – заключительный

Для реализации заключительного этапа проекта “Над Волгой широкой стоит величаво, мой город красавец, мой город-герой!” мы использовали весь необходимый материал, подобранный в ходе проекта, а также с помощью родителей были изготовлены атрибуты к игре “Волгоград встречает гостей” (“автобус” - сшиты накидки на стульчики, кепка для водителя, подобран руль, подобраны карточки для экскурсовода, нарисован маршрут водителя).

Очень занимательно и весело прошла игра-викторина “Я живу на земле Волгоградской”, на которой ребята вспомнили символику города Волгограда, имена тех, кто основал и прославил город, играли в патриотические игры, закрепили знания об истории родного города.

Играя в игру “Волгоград встречает гостей”, дети изображали гостей города и экскурсоводов, любовались его достопримечательностями. Дома дети уже с родителями не раз проигрывали эту игру, приходили и рассказывали, какое удовольствие получили от экскурсии.

Итоговым мероприятием была презентация проекта, которую дети и воспитатели представили на родительском собрании.

№ п/п Мероприятия или основные направление деятельности Сроки Участники Ответственные
1 Конкурс знатоков города “Я живу на земле Волгоградской” (игра-викторина) июнь дети, воспитатели воспитатели
2 Игра “Волгоград встречает гостей”   родители, воспитатели воспитатели
3 Презентация проекта   родители, воспитатели воспитатели

Итоги реализации проекта

Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашей группы анкетирование в начале года показало, что у 60% воспитанников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, у 25 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города; 55 % родителей затрудняются в знании истории города, края, а 20 % родителей не знают и не хотят знать историю города.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность, используемые в проекте, объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Обращение к историческому и культурному наследию родного города позволило решить многие

задачи воспитания патриотов Родины, своего города. И поэтому, к концу года мы пришли к следующим результатам: у детей повысился познавательный интерес к истории и культурному наследию города (на начало года – 40%, на конец года – 75%), у родителей появился интерес к конкурсам и акциям нравственно-патриотической тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, любви к малой родине (на начало года – 45%, на конец года – 80%).

Участие в проекте способствовало расширению кругозора и повышению познавательной активности детей, формированию у дошкольников положительной направленности поведения, сплочению детей и родителей, формированию доброжелательных отношений между детьми в коллективе.

Данный проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания, в продленных группах начальной школы. Весь смысл данной проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе.

Список используемой литературы:

  1. Бурмистрова И.К., Евдокимова Е.С. “Воспитание маленького гражданина”
  2. Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И. “Родной край”
  3. Виноградова Н.Ф. “Страна Россия”
  4. Виноградова Н.Ф. “О родной стране”
  5. Клосс Л. Т. “Волгогрята”
  6. Блинова Г.М. “Познавательное развитие детей 5-7 лет”
  7. Кондрыкинская Л.А. “Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду”
  8. Казаков А.П., Шорыгина Т.А. “Детям о Великой Победе”
  9. Матеркин А.М. “Волгоград в названиях улиц”
  10. Лосева Л.В., Корепанова М.В., Яценко А.М. “Мы живем на земле Волгоградской”
  11. Лосева Л.В., Корепанова М.В., Яценко А.М. “Моя Родина – Волгоград”