Умножение десятичных дробей. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Учебник: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург. «Математика. Учебник для 5-го класса».

Тип урока: урок освоения нового знания с использованием технологии проблемного обучения и ИКТ.

Цели:

  • Воспитательная: способствовать развитию личностных качеств учащихся, их самореализации, воспитывать культуру поведения, толерантность.
  • Развивающая: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики; развитие мыслительных операций; способствовать формированию умения выделить главное, анализировать и делать выводы, развитию логического мышления.
  • Образовательная: сформулировать правило умножения десятичных дробей, формировать вычислительные навыки.

Планируемые результаты:

  • Личностные УУД
    • умение слушать и вступать в диалог;
    • участвовать в коллективном обсуждении проблем;
    • строить продуктивное взаимодействие.
  • Метапредметные УУД
    • Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться критично относиться к своему умению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково), корректировать его.
    • Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий, оценивать правильность выполнения действия.
    • Познавательные: уметь устанавливать аналогии; ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
  • Предметные УУД
    • уметь умножать десятичные дроби;
    • уметь решать задачи на умножение десятичных дробей.

Формы работы: фронтальная, самостоятельная парная и индивидуальная.

Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, ПК, презентация <Приложение 1>.

План урока:

1. Оргмомент. Приветствие.
2. Актуализация знаний.
3. Постановка проблемы; формулирование темы и цели урока в ходе побуждающего диалога.
4. Изучение нового в ходе подводящего диалога.
5. Первичное закрепление (парная работа с последующей взаимопроверкой)
6. Рефлексия. Итоги урока. Выставление оценок.
7. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент (приветствие, настрой на урок) (Слайд 1)

Здравствуйте, ребята!
Прошу занять свои места.
Слушайте меня внимательно,
На вопросы отвечайте,
Всё, ребята, подмечайте,
Ничего не забывайте,
Меня, прошу, не подкачайте.

(Слайд 2) Пусть девизом урока будут «Успех. Радость. Одаренность. Коллектив».
Запишите в тетрадях число, «Классная работа».
У вас на партах лежат технологические карты урока <Приложение 2>, в которых вы будете выполнять некоторые задания и оценивать свою работу на уроке.
Сегодня вы – сотрудники творческой мастерской, и вам предстоит открыть новые знания. А для этого сперва немного разомнемся.

II. Актуализация знаний

1. Устная работа:

– Верно закончи равенство (Слайды 3-8):

0,3 * 3 = 0,9
0,06 * 4 = 0,24
0,125 * 8 = 1
1,5 * 6 = 9
0,26 – 0,02 = 0,24
0,34 + 0,6 = 0,94

2. Игра «Верю – не верю» [2].

– Я буду говорить утверждение. Оно может быть верным, а может быть не верным. Если вы считаете, что утверждение верно, в технологической карте ставите «+» в столбике ответов, если, по-вашему мнению, утверждение не верно, ставите «–». После того, как дадите все ответы, проверим получившиеся результаты и обсудим их.
(Слайды 9, 10)

1) Из двух десятичных дробей больше та, у которой целая часть больше. (+)
2) Чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000,…нужно перенести запятую влево соответственно на 1,2,3,…знака. (–)
3) 12,02 + 10,5 = 22,07 (–)
4) 23,148 ≈ 23,15 (+)
5) 151,32*10=15,132 (–)
6) 15см 4мм = 15,4см (+)
7) 5 см2 = 0,05 м2 (–)
8) 135 дм2= 1,35 м2 (+)
9) Если у десятичной дроби справа после запятой приписать или убрать нули, получится дробь, равная исходной. (+)

Проверка. Обменяйтесь картами с соседом по парте. (Слайды 11, 12, 13)

– За каждый правильный ответ поставьте 1 балл. Посчитайте количество баллов и запишите внизу таблицы. Обменяйтесь картами.

Отложите технологические карты.

III. Формулирование темы и целей урока (практическое задание с затруднением, побуждающий диалог)

(Слайд 14)

– Представьте ситуацию: в комнате длиной 5,2 м и шириной 3,5 м решили покрыть пол линолеумом и набить по краям плинтус. Как вы думаете, что нужно вычислить для расчета необходимого количества материалов? (Периметр и площадь комнаты)
– Давайте решим эту задачу. Запишите в тетрадях «№1», условие задачи.
(Даю немного времени на обдумывание)
Как найдем периметр? (Р = 2 * (5,2 + 3,5) = 2 * 8,7 = 17,4м)
– А теперь вычислим площадь прямоугольника. Что нужно сделать? (S=5,2 * 3,5)
– Можете вы выполнить это действие? (Нет)
– Почему? (Не умеем умножать десятичные дроби.)
– Как думаете, какова тема урока? (Умножение десятичных дробей) Записать в тетради.
(Слайд 15)
– Итак, у нас проблема: не умеем умножать десятичные дроби. Но, может быть, можно найти какой-то выход из затруднения? (Перевести метры в дециметры, тогда нужно будет умножать целые числа)
– Давайте так и сделаем. Кто пойдет к доске?
(Решают: один ученик – на доске, остальные – в тетрадях:
5,2 м = 52 дм, 3,5 м = 35 дм, 52 8 35 = 1820 дм2 , т.к. в 1м2 100 дм2 , то полученный результат разделим на 100. Получим 18,2 м2)
– Но, ребята, удобно ли каждый раз для умножения десятичных дробей переводить величины в другие единицы? А если это не задача, а пример, и единицы измерения вообще не указаны? (Нет, неудобно)
– Значит, что нужно? (Нужно правило, с помощью которого можно быстро умножать десятичные дроби)
– Какую цель урока мы поставим? (Сформулировать правило умножения десятичных дробей)

IV. Изучение нового материала (подводящий диалог)

Учитель:
– Напишите в тетрадях: «II способ». Я предлагаю вам записать данные десятичные дроби столбиком и перемножить, не обращая внимания на запятые. (Учащиеся выполняют самостоятельно, потом на слайде появляется решение)
– Сравните результат с реальным ответом. Что нужно сделать? (Поставить запятую)
– А теперь сосчитайте количество знаков после запятой в ответе и посмотрите на множители. Какой можно сделать вывод? (В ответе количество знаков после запятой равно количеству знаков после запятой в обоих множителях)
– Попробуйте сформулировать правило умножения десятичных дробей.
(Делаю паузу на обдумывание ответов, потом заслушиваю варианты ответов нескольких учеников. Предлагаю сравнить с правилом на слайде. (Слайды 16, 17, 18 )
Разбираем пример по слайду с записью в тетрадь.)
27,4 * 0,63

V. Первичное закрепление

Учитель: (Слайд 19) [2]
Теперь поможем Незнайке. Он решал примеры на черновике, а когда переписал их в тетрадь, обнаружил, что потерялась запятая. (Слайд 20)
Посмотрите в технологических картах задание «Помоги Незнайке». Работаете в парах, обсуждаете и ставите запятую в нужное место, а затем проверим. (После выполнения задания обмениваются картами с учащимися, сидящими за другой партой. Проверяют, за каждый правильный ответ ставят 1 балл.) (Слайд 21)

Работа с учебником [1]. Страница 215, № 1397 (б,г,е)
По одному учащемуся решают на доске с комментированием, остальные работают в тетрадях самостоятельно и сверяют ответы с доской. За каждый верный ответ ставят по 1 баллу.

VI. Итоги урока. Рефлексия

– Подведем итоги. (Слайд 22)
– Что мы учились делать на уроке? (Умножать десятичные дроби)
– Какова была цель урока? (Сформулировать правило умножения десятичных дробей)
– По-вашему, мы достигли цели? (Да)
– Сформулируйте алгоритм умножения десятичных дробей.
(1. Перемножить дроби, не обращая внимания на запятые.
2. Сосчитать количество знаков после запятой в обоих множителях.
3. В ответе отделить справа запятой такое же количество знаков.)

– А теперь, пожалуйста, оцените свою работу на уроке, заполнив до конца технологические карты. Тот, кто решал на доске примеры и задачу, добавьте себе по 1 баллу. Если набрали 15 – 17 баллов – оценка «5», 11 – 14 баллов – «4» , 8 – 10 баллов – «3», меньше 8 баллов – «2». А теперь давайте посчитаем, сколько всего баллов вы набрали. Критерии оценки представлены в технологической карте.
Ответьте на вопросы, представленные в карте.

(Выставляют оценки, сдают оценочные листы учителю)

VII. Домашнее задание:

(Слайд 23)

[1] Стр. 219 № 1432(1,2), № 1433
Творческое задание: придумать задачу на умножение десятичных дробей (показать решение задачи)

Заключительные слова учителя: (Слайд 24)

Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.

– Большое спасибо за совместную работу.

Список используемых материалов

1. Учебник «Математика 5 класс». Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. «Мнемозина», 2014г.
2. Материалы из методической разработки «Умножение десятичных дробей» Салиной Н.П., МБОУ СОШ№2 г. Балаково
3. Интернет-ресурсы