Факультативное занятие "Геометрия войны". 7-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новым способам действия – моделированию реальных ситуаций с помощью известных геометрических фигур.

Образовательная цель: пропедевтика новых геометрических знаний за счет расширения понятийной базы: “одномерное, двумерное, трехмерное пространства”, “параллелограмм”, “трапеция”, “вписанная окружность”.

Планируемые результаты:

предметные:

  • уметь моделировать ситуацию;
  • уметь работать с формулами;
  • уметь грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии.

метапредметные :

  • уметь находить, анализировать и обрабатывать информацию;
  • слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
  • проводить рефлексию своей учебной деятельности.

личностные

  • формировать учебную мотивацию;
  • понимать необходимость приобретения новых знаний;
  • уметь аргументировать свою точку зрения.

Технологии: проблемного обучения, ИКТ-технология.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска.

Ход занятия

(Слайд 1)

Учитель. В 1941 – 1945 годах на долю советского народа выпали тяжелейшие испытания - испытания войной. Вы наверняка задаётесь сейчас вопросом: “Причем здесь геометрия?" Я же поставлю перед вами такой вопрос: “Имели ли чисто практическое, житейское применение геометрические знания в годы Великой Отечественной войны?” (Слайд 2).

Я думаю, что в конце занятия вы сами сможете ответить на оба вопроса. В этом нам помогут видеосюжеты и документы того времени. Но начнем мы с доклада, который подготовил Саша М.

1. Доклад учащегося. (Слайды 3-5). См. приложение

2. Просмотр первого видеосюжета из художественного фильма “Горячий снег”.

(Слайд 6)

Вопросы для обсуждения:

  1. Какую геометрическую фигуру можно было увидеть в сюжете? (Ломаная)
  2. (В случае затруднения сразу показать слайд 7)
  3. Как вы думаете, чем обусловлен такой вид окопов? (Он более безопасен)
  4. Почему? Попробуйте представить и нарисовать, что может произойти, если снаряд или его осколки попадут в прямолинейный окоп и в окоп в виде ломаной. (Попавшие в окоп снаряды и осколки имеют меньший радиус поражения, имеют преграду в виде стенок окопа) (Слайд 8)

3. Просмотр второго видеосюжета из художественного фильма “Блокада” (Слайд 9)

Вопросы для обсуждения:

  1. На что с точки зрения геометрии нужно было обратить внимание в этом сюжете? (На окна)
  2. Как вы думаете, зачем заклеивались окна во время войны? (Чтобы ударная волна не выбила стекла, полоски бумаги делят поверхность стекла на более мелкие части и они тем самым становятся более крепкими).
  3. Какие варианты оклеивания возможны? (Выполняется работа в группах, рассматриваются различные варианты. Чертежи фрагмента окна размером 40х60 выполняются в тетрадях в масштабе 1:10.) (Слайд 10)
  4. Вычислите площадь каждого фрагмента стекла. (В случае затруднения при вычисления площади треугольников предложить провести вертикальный и горизонтальный отрезки, которые поделят прямоугольник на 8 равных прямоугольных треугольников. Учащиеся понимают, что второй вариант самый ненадежный).
  5. Какое место на стекле наиболее уязвимо? (Центр фигуры)
  6. Что это за точка? (Возможны два ответа: “Точка, которая равноудалена от вершин или точка, которая равноудалена от сторон”)

Учитель определяет эту точку (пропедевтика понятия “вписанная окружность”). (Слайд 11). Предлагает учащимся дома с помощью вырезанного круга провести эксперимент и понять, почему первый вариант наиболее безопасен и применялся в годы войны.

4. Учитель: Я хочу познакомить вас с историческим документом. Это приказ Народного Комиссара СССР № 306 от 8 октября 1942 г. “О совершенствовании тактики наступательного боя и о боевых порядках подразделений, частей и соединений” [ 4] . (Слайд 12).

Задание: изобразите расположение подразделений прямоугольниками, а затем обведите их по периметру в виде геометрической фигуры. Какие фигуры у вас получатся? (Работа проходит в группах).

Учитель знакомит учащихся с названием четырехугольников. (Слайд 13) .

Вопросы для обсуждения:

  1. В чем недостаток первого расположения? (Скученность людей и невозможность применить в полной мере оружие второму эшелону)
  2. В чем преимущество других видов расположений? (Шахматный порядок позволяет рассредоточить людей, меньшие потери и есть возможность применять стрелковое оружие в промежутках между впереди находящихся бойцов, а более серьезное вооружение можно расположить между этими коробками)

5. Домашнее задание. (Слайды 14-17, гиперссылки на слайды 17 и 16).

6. Рефлексия.

Учитель. Сегодня мы рассмотрели лишь малую часть примеров. Вернемся к вопросам поставленным в начале нашего занятия. (Гиперссылка на слайд 2)

  1. Смогли ли вы для себя ответить на эти вопросы?
  2. Зачем были нужны геометрические знания во время войны?
  3. С какими геометрическими понятиями вы познакомились сегодня? (Гиперссылка на слайд 18).
  4. Захотелось ли вам изучить более подробно эту тему?

Я предлагаю вам поработать над учебным проектом, посвященным математике и Великой Отечественной войне”

Спасибо вам за сегодняшнее занятие, за вашу активность и креативность мышления!

Список литературы.

  1. Гнеденко Б.В. Математика и оборона страны, - М.:Знание. 1978.
  2. Мельникова Е.Л., Технология проблемного обучения //Школа 2100. Образовательная программа и пути её реализации.– Вып.3. - М.: Баласс, 1999. – с. 85-93
  3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок. Ростов-на-Дону. Витраж 2006 г.
  4. О долге и чести воинской в армии Российской/под ред. Н.А. Панкова. – М., 2009. – с. 281.