Внеклассное мероприятие "Зачем ты, война, у мальчишек детство украла…"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (431 МБ)


Классный час, посвящённый 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Цель: формирование у подрастающего поколения духовно-нравственных ценностей, выражающихся в развитии чувства патриотизма, гуманного отношения к миру.

Задачи:

  • Способствовать пониманию роли трудовых и военных подвигов детей в годы ВОВ.
  • Задуматься об отношении к историческому прошлому нашей Родины.
  • Развивать потребность в сопереживании, понимании событий, происходящих в государстве и обществе.
  • Воспитывать чувство интернационализма, патриотизма, гражданственности.

Оборудование: интерактивная доска, ультрабук, презентация, аудио-видеофайлы, фотографии и рисунки к теме.

Ведущий. Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Наша встреча посвящена 70-летию Великой Победы! Сегодня мы поговорим о том, как этот день приближали “как могли” дети. Какие тяготы и лишения выпали на их долю в тылу и на фронте в годы Великой Отечественной войны. Войны, порождённой фашизмом, для которого врагами были все, даже – дети!

Слайд 1 (“Что в нас осталось от войны”?)

Слайд 2(1) (фото) В тот далекий летний день, 22 июня, люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Слайд.2(2) Непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами, Слайд.2(3) девчонки играли в дочки-матери. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война.

Слайд 3 (видео: Левитан и “Священная война”)

Ведущий. Война – страшное и пугающее слово. Это тяжелейшее испытание для всего народа. Но самыми беззащитными и ранимыми оказываются в это время дети. Их детство безвозвратно уходит, ему на смену приходят боль, страдания, потери, лишения. Хрупкие детские души война сжимает стальными тисками, раня и калеча их. Дети, пережившие войну, никогда уже её не забудут. По ночам они по-прежнему слышат грохочущие разрывы бомб, испуганные крики, пулеметные очереди и очень боятся звонкой тишины, их воспитала война...

Слайд 4-8 (Фото и песня “Дети войны”)

Слайд  9 Слова Твардовского) Ведущий комментирует содержание слайда.

Ученица.

Памяти 13 миллионов детей, погибших во Второй мировой войне

Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтанов радости не брызнет
На мирное цветение весны....
А.Молчанов.

Слайд10(1)

Ведущий. Автор этого стихотворения советский, российский поэт Анатолий Молчанов.

Родился в 1932 году. Когда ему исполнилось 9 лет, началась блокада Ленинграда.

Всю блокаду он жил вместе с мамой и дедушкой. По воспоминаниям поэта, мать, чтобы хоть как-то прокормить семью, сдавала кровь, а дедушка не мог даже вставать. Как и многие другие школьники, он помогал тушить пожары и фугасы, в 1943 году при оказании помощи в поимке вражеских разведчиков, был ранен. После окончания блокады его наградили медалью  “За оборону Ленинграда”.

Ученица.

В блокадных днях
Мы так и не узнали......
(Ю.Воронов)

При чтении демонстрируются слайды: Слайд 10(2) Слайд 10(3-4)

Ведущий. А эти строки написал о своих сверстниках ещё один “ ребёнок войны”, поэт Юрий Воронов. Когда началась война, а затем блокада, ему исполнилось 12 лет. А сколько их ещё, детей блокадного Ленинграда?

Слайд 11 Отрывок из стихотворения О.Бергольц)

Слайд 12(1-2)

Ученица. (Стихотворение Б.Окуджавы)

Ах, война.

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы...

При чтении демонстрируются слайды: Слайд 12(3-4) Слайд 12(5-6)

Ведущий.

Автор этого стихотворения, Булат Окуджава был почти вашим сверстником.

В возрасте 17 лет он добивался призыва на фронт добровольцем. Однако призван был лишь в августе 1942, когда ему исполнилось 18.Он ушёл на фронт в 18 лет, а ведь участниками боевых действий были тысячи несовершеннолетних. По данным Центрального архива Министерства обороны РФ, во время Великой Отечественной войны было 3 500 юных фронтовиков в возрасте до шестнадцати лет. В это число не вошли юные герои подполья и партизанских отрядов. "Сыновья полка", пионеры-герои - они сражались и гибли наравне со взрослыми. За боевые заслуги награждались орденами и медалями. Их имена навсегда вписаны в историю, как символы мужества и верности Родине.

Слайд 13 (Дети полка)

Ученик. Константин Симонов

Майор привез мальчишку на лафете...

Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней....

Ведущий.

Дети оставались в регулярной части с разрешения командира подразделения, нередко втайне от вышестоящего командования. Юный солдат мог остаться в части и с разрешения лиц командного состава, которые вносили его в список части и ставили на довольствие. В этом случае ребёнку выдавалось обмундирование; могло быть выдано и личное оружие. Большинство из сыновей и дочерей полка просто выполняли различные хозяйственные функции в подразделении. Однако немало среди них тех, кто принимал непосредственное участие в боевых действиях: юные разведчики, пехотинцы, танкисты, юнги и даже 14-летний лётчик Аркадий Каманин,

Слайд 14(1) (фото) по прозвищу Летунок.

Слайд 14(1-2) и видео А.Каманин)

Ведущий. В октябре 1946 года старшина А. Н. Каманин был зачислен слушателем подготовительного курса Военно-Воздушной Академии имени Н. Е. Жуковского. Учился с большим старанием. Умер в 18 лет от менингита.

Ученик. Слайд 15 (фото С. Алешков)

Самым юным сыном полка, награждённым боевой наградой, стал шестилетний Сергей Алешков (Алёшкин) - сын 142-го гвардейского стрелкового полка 47-й гвардейской стрелковой дивизии. До войны семья Алешковых жила в Калужской области, в деревне Грынь. Осенью 1941 г. область была захвачена гитлеровцами. Затерявшаяся в лесах деревня стала базой партизанского отряда, а ее жители - партизанами. Однажды мать с десятилетним Петей - старшим братом Сережи - ушли на задание. Они были схвачены гитлеровцами. Их пытали. Петю повесили. Когда мать пыталась спасти сына, ее застрелил гестаповец. Сережа остался сиротой. Летом 1942 г. на партизанскую базу напали каратели. Партизаны, отстреливаясь, уходили в чащу леса. В одной из перебежек Сережа запутался в кустах, упал, сильно ушиб ногу. Отстав от своих, он бродил по лесу несколько дней. Спал под деревьями, питался ягодами. 8 сентября 1942 г. наши части заняли этот район. Бойцы 142-го гвардейского стрелкового полка подобрали обессиленного и голодного мальчика, выходили его, сшили военную форму, зачислили в списки полка, с которым он прошел славный боевой путь, в том числе и Сталинград. В это время ему было 6 лет. Конечно, непосредственного участия в боевых действиях Сережа принимать не мог, но из всех сил старался помочь нашим бойцам: приносил им пищу, подносил снаряды, патроны, в перерыве между боями пел песни, читал стихи, разносил почту. Его очень полюбили в полку и называли боец Алешкин. Однажды, он спас жизнь командиру полка полковнику М.Д. Воробьеву. Во время обстрела полковник был завален в землянке. Сережа не растерялся и вовремя позвал наших бойцов и вместе с солдатами извлекал командира из-под обломков. 18 ноября 1942 г. Сережа вместе с солдатами одной роты попал под минометный обстрел. Осколком мины был ранен в ногу, попал в госпиталь. После лечения вернулся в полк. Солдаты устроили по этому поводу чествование. Перед строем был зачитан приказ о награждении Сережи медалью "За боевые заслуги" № 013 (Приказ от 24.04.1943 г.). Через два года его отправили учиться в Тульское Суворовское военное училище.

Ведущий. Многие дети – участники войны были награждены орденами и медалями. Пять несовершеннолетних бойцов Великой Отечественной были удостоены высшей награды - звания Герой СССР. Все - посмертно, оставшись на века детьми и подростками.

Слайд 16(1) (фото Марат)

Ученик. Марат Казей 14 лет. Участник партизанского отряда имени 25-летия Октября, разведчик штаба 200-й партизанской бригады имени Рокоссовского на оккупированной территории Белорусской ССР.

Марат родился в 1929 году в деревне Станьково, Минской области Белоруссии, окончил 4 класса. В 1941 году, когда Белоруссия стала оккупированной территорией, его мать , Анна Казей, прятала у себя раненых партизан, за что была казнена немцами. Марат с сестрой Ариадной ушли в партизаны. Ариадну впоследствии эвакуировали, но Марат остался в отряде.

Наравне со старшими товарищами он ходил в разведку - как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу".

Слайд 16(2) (видео Марат)

Слайд 17 Ученик. Саша Чекалин 16 лет.

Член партизанского отряда "Передовой" Тульской области.

Родился в 1925 году в селе Песковатское, Тульской области. До начала войны окончил 8 классов. После оккупации родного села немецко-фашистскими войсками в октябре 1941 года вступил в истребительный партизанский отряд "Передовой", где успел прослужить всего чуть больше месяца.

К ноябрю 1941 года партизанский отряд нанес фашистам значительный урон: горели склады, взрывались на минах автомашины, шли под откос вражеские поезда, бесследно исчезали часовые и патрули.

В начале ноября 1941 года Саша простудился и слег. Комиссар разрешил ему отлежаться у проверенного человека в ближайшей деревне. Но нашелся предатель, который выдал его. Ночью фашисты ворвались в дом, где лежал больной партизан. Чекалин успел схватить приготовленную гранату и бросить ее, но та не взорвалась... Через несколько дней пыток фашисты повесили подростка на центральной площади Лихвина и более 20 дней не разрешали убирать с виселицы его труп. И только когда город был освобожден от захватчиков, боевые соратники партизана Чекалина похоронили его с воинскими почестями.

Ученик. Слайд 18(1) (фото)

Валя Котик 14 лет. Партизан-разведчик.

Валя родился в 1930 году в селе Хмелевка района Каменец-Подольской области Украины. До войны окончил пять классов. В занятом немецкими войсками селе мальчишка тайком собирал оружие, боеприпасы и передавал их партизанам. И вел собственную маленькую войну, как ее понимал: рисовал и расклеивал на видных местах карикатуры на гитлеровцев. Осенью 1942 года Валя со своими сверстниками-мальчишками получили первое настоящее боевое задание: ликвидировать начальника полевой жандармерии.

Задание партизан Валя тогда выполнил: начальник жандармерии, обер-лейтенант Франц Кениг и семеро немецких солдат погибли. Порядка 30 человек были ранены.

В октябре 1943 года юный боец разведал место нахождения подземного телефонного кабеля гитлеровской ставки, который вскоре был подорван. Валя также участвовал в уничтожении шести железнодорожных эшелонов, склада.

29 октября 1943 года, будучи на посту, Валя заметил, что каратели устроили облаву на отряд. Убив из пистолета фашистского офицера, подросток поднял тревогу, и партизаны успели приготовиться к бою. 16 февраля 1944 года, через 5 пять дней после своего 14-летия, в бою за город Изяслав Каменец-Подольской ныне Хмельницкой области разведчик был смертельно ранен и на следующий день скончался.

Слайд 18(2 видео)

Слайд 19 (фото)

Ученик. Зина Портнова 17 лет.

Член подпольной комсомсомольско-молодежной организации "Юные мстители", разведчица партизанского отряда имени Ворошилова на территории Белорусской ССР.

Родилась в 1926 году в Ленинграде, окончила там 7 классов и на летние каникулы поехала отдыхать к родственникам в Белоруссию. Там ее и застала война.

В 1942 году она вступила в Обольскую подпольную комсомольско-молодежную организацию "Юные мстители" и активно участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против захватчиков.

С августа 1943 года Зина - разведчица партизанского отряда имени Ворошилова. В декабре 1943-го она получила задание выявить причины провала организации "Юные мстители" и наладить связь с подпольем. Но при возвращении в отряд Зину арестовали. Во время допроса девочка схватила со стола пистолет фашистского следователя, застрелила его и еще двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена.

Из книги "Зина Портнова" советского писателя Василия Смирнова: "Допрашивали ее самые изощренные в жестоких пытках палачи.... Ей обещали сохранить жизнь, если только юная партизанка во всем признается, назовет имена всех известных ей подпольщиков и партизан. И опять гестаповцы встречались с удивлявшей их непоколебимой твердостью этой упрямой девочки, которая в их протоколах именовалась "советской бандиткой". Зина, измученная пытками, отказывалась отвечать на вопросы, надеясь, что так ее быстрее убьют.... Однажды на тюремном дворе заключенные видели, как совсем седая девочка, когда ее вели на очередной допрос-пытку, бросилась под колеса проезжавшего грузовика. Но машину остановили, девчонку вытащили из-под колес и снова повели на допрос...".

10 января 1944 года в деревне Горяны Витебской области Белоруссии 17-летнюю Зину расстреляли.

Слайд 20 (1)фото Лёня)

Ученик. Леня Голиков 16 лет.

Разведчик 67-го отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады.

Родился в 1926 году в деревне Лукино Новгородской области. Когда началась война, он добыл винтовку и ушел в партизаны. Под видом нищего Леня ходил по деревням, собирая необходимые данные о расположении фашистских войск и о количестве их боевой техники, а потом передавал эти сведения партизанам.

В 1942 году он вступил в отряд. Участвовал в 27 боевых операциях, истребил 78 немецких солдат и офицеров, взорвал 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. 12 августа в новом районе боевых действий бригады Голиков разбил легковую автомашину, в которой находился генерал-майор инженерных войск Ричард Виртц. За этот подвиг Леня был представлен к высшей правительственной награде - медали "Золотая звезда" и званию Героя Советского Союза. Но получить их не успел. С декабря 1942-го по январь 1943 года партизанский отряд, в котором находился Голиков, с жестокими боями выходил из окружения. Выжить удалось лишь нескольким, но Лени среди них не было: он погиб в бою с карательным отрядом фашистов 24 января 1943 года у деревни Острая Лука Псковской области, не дожив до 17 лет.

Слайд 20 (2) видео Лёня)

Ведущий. Уже после войны со слов родственников и однополчан был написан портрет Лёни.

С 2009 года день 12 февраля объявлен ООН Международным днем детей-солдат. Так называют несовершеннолетних, которые вынуждены в силу обстоятельств активно участвовать в войнах и вооруженных конфликтах.

Слайд 21(1)

В годы Великой Отечественной войны было много героинь, но героиня- командир морской пехоты всего лишь одна. Евдокия Завалий начала войну простой санитаркой, а закончила гвардии полковником. Немцы прозвали её “фрау черная смерть”.

О чем может мечтать пятнадцатилетняя девочка? О любви, о будущем, об окончании школы. Так было и в случае Евдокии Завалий. Летом 1941 года она только закончила седьмой класс и собиралась пойти учиться на врача. Но тревожная речь Молотова от 22 июня перевернула и ее жизнь. “Мое место на фронте” - решила Дуся, отложив свои девичьи мечты об учебе в долгий ящик. Но что могли сказать в военкомате девушке-подростку? Естественно, отправили домой со словами: “Детей на фронт не берем”. Но вскоре война сама пришла за ней. 25 июля ее поселок, Новый Буг, атаковали фашистские самолеты. Дуся обнаружила у себя в саду раненого красноармейца. Поскольку она готовилась поступать в медицинский техникум, она смогла перевязать раненого солдата, а потом, по приказу офицера, оказала первую медицинскую помощь другим пострадавшим. Возможно, именно ее навыки убедили тогда командира взять ее с собой. В армии Евдокии пришлось скрывать не только свой возраст, но и пол. Из кавалерийского полка ее вскоре перевели в запасной, из-за тяжелого ранения. Однажды туда прибыл капитан набирать солдат на передовую. Глядя в документы девушки, он прочитал: “Старший сержант Завалий Евдок.” (так ее имя сократили в госпитале) - и переспросил – “Завалий Евдоким?”. “Так точно! Завалий Евдоким Николаевич”. Дуся не стала переубеждать капитана, принявшего ее за мужчину.

То, что “свой парень” Евдоким, на самом деле – “Евдокия”, сослуживцы узнали во время тяжелых боев на Кубани. Рота попала в окружение, а их командир был убит. Солдаты растерялись. Тогда старшина “Евдоким” поднялся и, прокричав: “Рота! Слушай меня! Вперед, за мной!”, отправился в атаку. Бойцы последовали за ним и вырвались из окружения. Но сам “Евдоким” оказался тяжело ранен. В госпитале правда и открылась. Но, как впоследствии вспоминала сама Евдокия, “никто даже не пикнул”. Наоборот, ее поощрили, направив в феврале 1943 года на курсы младших лейтенантов 56-отдельной Приморской армии. После окончания обучения Евдокию Завалий назначили командиром взвода отдельной роты автоматчиков 83-й морской бригадной пехоты. Когда немцы узнали, что ненавистными им “черными комиссарами” командует женщина, объявили на нее настоящую охоту.

Евдокия Завалий участвовала в обороне Кавказа, в боях за Крым, Бессарабию, на Дунае, в освобождении Югославии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Австрии, Чехословакии.

Слайд 21(2)Девушка четыре раза была тяжело ранена и дважды контужена. Но домой она вернулась живой, несмотря на то, что ее трижды “хоронили”. Жизнь гвардии лейтенанта Евдокии Завалий, кавалера четырех боевых орденов и почти 40 медалей закончилась 5 мая 2010 года, за 4 дня до 65-летия Победы.

Ученик. Слайд 22(1) Работники тыла

Зачем ты, война, у мальчишек детство украла
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать мальчишки Урала, Слайд 22(2)
Подставили ящики, чтобы достать до станка.

Уходили на фронт отцы, старшие братья. Рвались и мальчишки в бой, осаждая военкоматы. От мирных, привычных забот не осталось и следа. Срочно перестраивали работу заводы, фабрики, колхозы, все учреждения. “Все для фронта! Все для победы!” - этот лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи сил от каждого.

Слайд 22(3)Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. И до невозможности высокими были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна.

И не согнулись они под этой тяжестью. Стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Собирая колоски на полях или лекарственные растения в тайге, шефствуя над раненными фронтовиками, в госпиталях или над семьями погибших воинов, будучи связными, в партизанских отрядах или пастушьим кнутом подгоняя коров к грузовым вагонам, идущих на фронт, они чувствовали себя маленькими солдатами Советской армии, борющейся против фашистских захватчиков.

Война была везде: и на огненном фронте, и в глубоком тылу. В деревне, и в городе.

Дети войны. Все они были родными для фронта. Дети войны верили в победу и, как могли, приближали ее. Родина, теряя в смертельной схватке с врагом их отцов, верила в светлое, счастливое будущее своего юного поколения.

Слайд 23(1) Саласпилс)

Ведущий. Перед вами фотографии живописного места. Красиво, не правда ли?! Как вы думаете, ребята, что это за местность??

Слайд 23(2) Саласпилс) Это Саласпилс - латвийский город, что в 18 км от столицы – Риги. Какое отношение он имеет к нашей теме?? Самое прямое, именно здесь был создан фашистами один из лагерей смерти.

Самласпилс — концентрационный лагерь, официальное название — Саласпилсская расширенная полицейская тюрьма и лагерь трудового воспитания. Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за содержания в нем малолетних узников. Которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат, вследствие чего, дети быстро погибали. Для них был построен отдельный барак, в котором малолетние заключенные долго не задерживались. Они мучительно умирали от голода, холода, болезней, отсутствия заботы со стороны взрослых и самое ужасное – от медицинских опытов немецких экспериментаторов. Из 12 000 ребятишек, прошедших преисподнюю Саласпилсского концлагеря, 7000 умерли там от голода и нечеловеческих мучений.

Горели фашистские печи,
Хлестали фашистские плети,
Кричали и плакали дети,
Сквозь слезы зовя матерей...
Т.В. Балакина.

Но Саласпилс, был не единственным концентрационным лагерем, созданным фашистами на оккупированных территориях.

Слайд 23(3) Карта лагерей.Посмотрите на карту! Майданек, Треблинка, Бухенвальд, Освенцим, Дахау – это далеко не весь перечень! Их было более 20! Там в адских нечеловеческих условиях находились и взрослые, и дети.

Ученик. Из воспоминаний узницы, Нины Седовой.

“Каждое утро узников концлагеря вызывали на ежедневную поверку. Этого момента все ждали с животным страхом. Вооруженные надзиратели с собаками внимательно вглядывались в лица арестантов. Если какой-то ребенок казался им слишком “черным”, или больным, они хватали его и с силой швыряли к остальным в машину. Когда набивался полный отсек, сверху его закрывали крышкой и везли детей заживо сжигать в крематорий, трубу которого было видно с плаца. Так погибли тысячи детей. В основном это были цыгане и евреи. Мы боялись подходить к их матерям. Они сходили с ума и рвали на себе волосы от горя. Но потом и они исчезали”...

Из воспоминаний узницы Адамовой Надежды Антоновны: “В предбаннике каждый должен был пройти болезненную процедуру выкалывания номера на руке. Когда повели в баню и тушь начала размываться, я закричала: “Ой, мама, смоются циферки и мне снова сделают больно!” Не смылись. Так и остались до сих пор. Кормили 2 раза в день, утром кипяток и 50 гр.хлеба, вечером баланда из овощных очисток”.

Слайд 24 (Бухенвальдский набат)

Ведущий.

Люди, прошедшие через такое, никогда не смогут забыть весь ужас пережитого. Почему же сегодня, во многих странах Европы стараются не говорить о лагерях смерти, сносят мемориалы памяти жертв фашизма, будто ничего и не было??? Сегодня, когда в мире происходит множество фактов вопиющего нарушения прав человека, мы н должны помнить об этом как никогда! Помнить о мальчишках и девчонках, павших во имя Родины и мирной жизни для потомков.

Слайд 25 (1-2 На войне маленьких не было)

Ведущий. Да, не было. Но, правильно ли то, что дети видят войну и участвуют в ней?!

Слайд 26 (Должны ли дети видеть войну)

Ученик

...люди Земли.
Убейте
войну,
прокляните
войну,
люди Земли!
Мечту пронесите
через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет
никогда,—
заклинаю,—
помните!

Мы с вами должны быть благодарны детям войны, за то, что они ценой своей жизни, обеспечили нам мирную жизнь. Они наравне со взрослыми, были солдатами войны! Они сделали свой моральный выбор, положив свои жизни во имя нашего мирного будущего!

Слайд 27 (“Ты же выжил солдат” Т.Гвердцетели)

Спасибо всем за внимание.

Источники.

  1. Василий Смирнов "Зина Портнова"
  2. Р.Рождественский “Реквием”
  3. Т. В. Балакина. “Горели фашистские печи”
  4. Владимир Радкевич “Зачем ты, война, у мальчишек детство украла ...”?
  5. “Дети против войны”MP3
  6. Левитан “Начало ВОВ” https://www.youtube.com/watch?
  7. Песня “Священная война” https://www.youtube.com/watch?
  8. И.Щепоткина .Ролик к песне “ Ты же выжил солдат” в исполнении Т.Гвердцетелиhttps://www.youtube.com/watch?
  9. Песня “Дети войны” в исполнении Т.Гвердцетелиhttps://www.youtube.com/watch?
  10. А.Молчанов “Тринадцать миллионов детских жизней...”
  11. Ю. Воронов “В блокадных днях мы так и не узнали...”
  12. Sonata st.Видеоролик к стихотворению О.Бергольц “Блокадный Ленинград” https://www.youtube.com/watch?
  13. Константин Симонов “Майор привез мальчишку на лафете...”
  14. Б.Окуджава “Ах, война.”
  15. Из воспоминаний узницы, Нины Седовой
  16. Из воспоминаний узницы Адамовой Надежды Антоновны
  17. Песня “Бухенвальдский набат” https://www.youtube.com/watch?
  18. Киноролик “Детям о Великой Отечественной Войне” https://www.youtube.com/watch?
  19. “Война и дети” Видеоролик. https://www.youtube.com/watch?