Технологическая карта урока по изучению темы «Два лодыря» (сербская народная сказка). 2-й класс

Разделы: Литература, Начальная школа

Класс: 2


Цель: познакомить детей с сербской народной сказкой «Два лодыря».

Задачи:

  • Образовательные:
    • способствовать формированию умения определять эмоциональную окрашенность произведения через чтение по ролям;
    • способствовать обогащению знаний учащихся новыми сведениями.
  • Развивающие:
    • создать условия для развития умения анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы;
    • продолжить работу по формированию у учащихся умения работать с различными источниками информации через работу с учебником, словарём;
    • продолжить работу по формированию у учащихся коммуникативных умений и навыков через работу в группах, самопроверку и взаимопроверку;
    • развивать творческие способности учащихся;
    • развивать речь учащихся, обучая их построению собственных высказываний.
  • Воспитательные:
    • воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её, опираясь на объективные показатели знаний через самостоятельную работу;
    • создать условия для развития познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, формирования положительного мотива учения;
    • способствовать воспитанию трудолюбия ,определению собственного отношения к лени.

Планируемый результат:

Предметные: читают по ролям, передают интонацию говорящих, определяют идею произведения, оценивают героев, аргументируют свою позицию и отношение к лени, привлекают свой читательский опыт для оценки проблемы.

Личностные: эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; оценивают собственную учебную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания; мотивируют свои действия.

Метапредметные (критерии сформированности компонентов универсальных учебных действий–УУД):

Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий внесения корректив; выполняют учебные действия в устной и письменной форме; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать своё предположение на основе работы с текстом произведения.

Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ориентируются в учебнике, в листах самооценки; находят нужные ответы на вопросы; осознанно и произвольно строят высказывания в устной и письменной форме; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные:  воспринимают текст с учетом поставленной задачи; находят в тексте информацию , необходимую для её решения; сотрудничают с одноклассниками , аргументируют собственную позицию, выслушивают мнение партнёра, вырабатывают общую позицию в группе.

Ресурсы:

  • основные:
    • Э.Э. Кац. 2 класс. Учебник в 2 частях. Часть 1.– М.: АСТ: Астрель, 2013. (Образовательная система "Планета знаний ".)
  • дополнительные:
    • презентация;
    • тест;
    • карточка «чтение по ролям» с критериями оценивания;
    • карты работы в группах по 6 человек с заданиями;
    • минипортреты для оценивания своей работы на уроке.

Формы  работы: фронтальная, в группах по3 и 6 человек.
Используются элементы «кейс-технологии», метод ситуационного анализа, приём  «Водоворот проблем и решений».

Этапы  урока

Ход урока

Формирование УУД
I. Оргмомент.  Приветствие Литературное чтение – прекрасный урок ,
Много полезного в каждой из строк,
Сказка это будет или рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
Познавательные УУД:
выполнять действия по алгоритму.
Регулятивные УУД:
II. Актуализация знаний и формирование темы и цели урока – Тема нашего урока – сербская народная сказка «Два ленивца». Исходя из названия,  о ком пойдёт речь? (О ленивцах).
– А какое качество присуще им? (Лень).
– Бывали ли случаи , когда вы ленились? Хотели ли вы , чтобы за вас всё делали  другие, например, мамы или бабушки?
– Цель нашего урока: определить свое отношение к лени.
– Как мы можем это отношение определить? (Через работу с произведением, через обсуждение этой проблемы).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя
Познавательные УУД:
структурировать знания;
III. Знакомство с произведением – Предлагаю прочитать это произведение...А так как далее нам необходимо будет читать по ролям, то обратите внимание на количество персонажей и те чувства, которые они испытывают.(Дети следят по учебнику за чтением учителя). Коммуникативные УУД:
воспринимают текст с учётом поставленной задачи;
сотрудничают с учителем;

Познавательные УУД:
ориентируются в учебнике

IV. Проверка понимания прочитанного. Тест –Я должна убедиться, что вы поняли содержание сказки. Проверим это с помощью теста. Приложение 1.
– Проверяем тест….(ключ на экране). В карточке самооценки правильный ответ оценивается 1 баллом, ребёнок сам подсчитывает общее количество баллов.
Регулятивные УУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Познавательные УУД:
использовать различные способы обработки, анализа, обобщения  и представления информации;
V. Чтение по ролям в     группах – В начале урока мы сказали, что своё отношение мы можем выразить через чтение по ролям . Итак, разбиваемся на группы по 3 человека(по количеству ролей).Вспомним правила работы в группе(на стенде вывешены), сами определяем роль ,начиная читать, обратите внимание на критерии оценивания чтения по ролям, по ним мы будем анализировать своё чтение. Приложение 2.
– На эту работу отводится 2 минуты.
К доске  вызываются 2 группы с последующим анализом по карточке самооценки, остальные выявляют недостатки  и оценивают себя сами).
– Попробуем сделать вывод относительно персонажей.
– К чему приводит лень?
– Попробуйте подобрать антоним к слову «лень»…(Трудолюбие)
– Почему нужно трудиться?
Давайте объединим усилия для ответа на этот вопрос, работая в творческих группах. Попробуем определить своё личное отношение к лени.
Познавательные УУД:
выполнять действия по алгоритму в листах самооценки.
Регулятивные УУД:
контролировать  свои действия и вносить коррективы.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; 
совместно договариваться и управлять поведением партнёра.
«Водоворот проблем и решений». Работа в группах по 6 человек(4 группы) Каждой группе даётся специальное  задание на отдельном листе , на выполнение отводится 5 минут, затем подводим итоги по каждому заданию.
1 группа докажет, что издавна народная мудрость, не только сербского народа, осуждала лентяев и ценила трудолюбие.(Из данного набора пословиц выберите только те, которые относятся к нашей теме).
– Какая из пословиц больше всего подходит к сказке? (Труд человека кормит, а лень портит).  Приложение 3. Карточка-помощница 1
2 группа назовёт другие сказки,  в которых есть ленивцы и проследит , как сложилась в сказке их судьба. Приложение 3. Карточка-помощница 2. Сделайте вывод…
3 группа придумывает знаки, запрещающие лень и разрешающие труд.
(Вспомните дорожные знаки разрешающие и запрещающие, их оформление). Продемонстрируйте 2 знака.
4 группа сделает заявление, определяющее ваше отношение к лени и трудолюбию в виде 1-2 предложений(можно в виде двустишия зарифмованного).
Приложение 3. Карточка – помощница 4.
Коммуникативные УУД:
находят информацию, необходимую для решения проблемы;
аргументируют собственную позицию в группе; 
совместно договариваются и управляют поведением партнёра.
Познавательные УУД:
находят нужные ответы на вопросы;
осознанно и произвольно строят высказывания в устной и письменной форме, устанавливают причинно-следственные связи.
VI.   Итог урока. Рефлексия Прослушивание групп и подведение итогов.
– Какую цель ставили на уроке?
– Где можно применить полученные знания?
– На уроке вы трудились, попробуйте оценить свою работу с помощью пословиц. Ваша деятельность на уроке к какой из двух пословиц больше подходит? (По собственному выбору прикрепите минипортреты, выйдя к доске):
1) Ум хорошо, а два лучше.
2) Маленькое дело лучше большого  безделья.
Регулятивные УУД:
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
VII. Домашнее задание сочините сказку о ленивом мальчике или девочке. (С.91, задание 4в)  
продолжить чтение по ролям с учётом выявленных недочётов.
Личностные УУД:
оценивать результаты деятельности(самооценка)