Урок русского языка "Умное дерево. Паронимы". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


(Приложение 1, слайд №1).

Методическая цель: формирование у учащихся способностей схематизации.

Цель: вывести определение  «паронимы» и показать практическую значимость этого понятия (слайд №2).

Задача: установить сходство и различие в паре слов «абонент» и «абонемент».

Параллельная задача: отработка навыка словообразовательного анализа, навыка работы со словарями.

Тип метапредметных развивающих заданий: установление сходства или различия языковых явлений.

Метапредмет – знак:  формирование способности схематизации –  по графическому изображению учиться мыслительно видеть содержание.

Подготовительная работа: деление класса на 2 группы (мальчики и девочки).

Оборудование: компьютер, проектор, словари, фломастеры, карточки, 2 телефона, абонемент.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя

– Здравствуйте, ребята! Древний философ Конфуций сказал: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь» (эпиграф записан на доске.)
Сегодня на уроке мы будем делать, действовать, применяя на практике свои знания. А  поможет нам в этом умное дерево. На его листьях должны появиться плоды ваших знаний и умений. На ваших столах лежат необходимые принадлежности: словари, фломастеры, пустые  (пока) листья для дерева. Начать занятие я хочу необычно: позвоните мне! На уроках запрещено пользоваться телефоном, но сегодня он нам поможет.

(Дети звонят мне – мой телефон выключен. В трубке на громкой связи  звучит «абонент недоступен»).

– Кто такой абонент? Знакомая вам фраза? Теперь посмотрите на этот документ-пропуск.  (Показываю абонемент в бассейн).
– Зачем он нужен? Как называется?   Правильно ли мы понимаем и применяем данные  слова? Сегодня мы должны в этом разобраться.  Выяснить  сходства и различия слов «абонент» и «абонемент», прийти к их общему определению «паронимы». Кстати, повторим словообразовательный разбор и  орфографический.  Я разделила вас на 2 группы: мальчики и девочки. Мальчики, возможно, будут заниматься в тренажёрном зале фитнес клуба, поэтому им даю слово «абонемент», а девочки любят звонить по телефону,  поэтому для них  слово «абонент».
Ствол нашего дерева – это сходства слов, то общее, что их объединяет, кверху он    сужается – сходств будет меньше. Ветви – это его  различия.  Итак, мы приступаем.

2. Работа со словарями

– Любое  дерево растёт из земли, имеет корни, значит,  и наши слова произошли от чего-то. Открыли словообразовательные словари  и ищем «абонент» и «абонемент». Какое слово их объединяет? Правильно, «абонировать». Как делится на части? Какие орфограммы там?

Абон /  ирова  / ть (Эту табличку прикрепляю на дерево сама).

– Как делятся на части слова «абонемент» и «абонент»? Что у всех трёх общее? Значит, изначально эти слова были однокоренные, схожие по форме. Первое сходство мы установили на основе словообразования.

Словообразование (Прикрепляю на ствол табличку).

– На  листах яруса №1, лежащих на столах, пишем свои слова, разделяя их строго по словарю, и прикрепляем на ветви нижнего яруса.

Абон/ ент              Абон / емент

3. Нахождение сходства

– Следующее сходство – морфологический признак.

Морфологический признак (Прикрепляю табличку на ствол)

– Эти  слова какой части речи? Правильно, существительное. Слова разные, а часть речи одна. Пишем на листах №2 каждая группа своё слово, выделяем орфограммы, пишем часть речи, прикрепляем на 2-ой ярус.

Абонент                                Абонемент
Сущ.                                          Сущ.

4. Составление словосочетаний

– Следующий ярус нашего умного дерева – сочетаемость с другими словами. Составляем с ними словосочетания или предложения.

Сочетаемость (Прикрепляю табличку на ствол)

Учащиеся пишут на листах №3 словосочетания и предложения и
прикрепляют на 3-ий ярус дерева. Выделяем и объясняем орфограммы.

– Делаем вывод о различной сочетаемости слов.

Абонент вне зоны действия                          Абонемент в фитнес клуб
Абонент не доступен                                        Абонемент просрочен

5. Значения слов

– Вот наконец добрались мы до последней ступеньки, где выясним значения слов «абонент» и «абонемент».

Лексическое значение (Прикрепляю табличку на ствол)

– Открыли толковые словари и ищем их. Каковы лексические значения ваших слов? Записываем их на листах №4 и прикрепляем на дерево. Делаем вывод о разном лексическом значении.

Абонент – тот, кто пользуется абонементом,  лицо или учреждение, имеющее телефон.
Абонемент – документ, предоставляющий право  на обслуживание, пользование чем-нибудь, а также само право на это. (Слайд №3 и №4)

6. Вывод из работы

– Давайте вернёмся к слову «абонировать», замкнём круг. Посмотрите в словаре, что оно обозначает. Учащиеся зачитывают.

Получить, приобрести  (Прикрепляю табличку на корни дерева)

– Это слово имеет отношение к «абоненту», который что-то приобретает, и     к «абонементу», который получает кто-то. Согласитесь,  «абонент» и «абонемент» близки по звучанию. Однако они имеют разные значения. Такие слова называются паронимы.

Паронимы. (Прикрепляю табличку на верхушку дерева)

– Давайте внимательно посмотрим на слово «паронимы». «Оним» означает «имя», а пара – 2. Значит, это 2 слова с разным «именем». Такое наблюдение мы сделали сами, а теперь посмотрим точно по словарю лингвистических терминов.

Учащиеся ищут значения и зачитывают.

Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично    совпадающие в своём значении. (Прикрепляю табличку на верхушку дерева).

– Итак, ребята, посмотрите, какое дерево у нас получилось! С вашей помощью – знаниями – оно действительно стало умным. Путём установления сходства и различия слов «абонент» и «абонемент» мы вывели определение понятия «паронимы». Кроме теоретических сведений, наше занятие имеет практическую значимость: из-за внешнего сходства паронимы часто смешиваются в речи, что приводит к лексическим ошибкам. Чтобы их избежать, нужно чётко разграничивать значения слов.

7. Практические упражнения: нахождение ошибок в речи

Исправьте лексические ошибки, объясните: (слайд №5).

Оружие труда, человечный мозг, огнестрельное орудие, человеческий поступок. (Слайд №5)
Ответ: орудие труда, человечный поступок, человеческий мозг, огнестрельное оружие. (Слайд №6)

8. Практическая работа: составление словосочетаний и предложений с паронимами

Невежа – невежда.
Героический – геройский (составить предложение про 70-летие Победы).
Синтаксический разбор предложений, орфографический разбор.

9. Общий вывод

Это дерево  как некий схематический знак  можно использовать при морфемном разборе, нахождении однокоренных слов и т.д. Какое ещё умное растение мы рисовали  на занятиях? Правильно, ромашку. В центре у нас был корень, от которого на лепестках мы записывали однокоренные слова, и у некоторых ромашки получались большие, т.к. находили много слов. (Слайд №7).

10. Рефлексия: что понравилось, что узнали новое, что не поняли

11. Выставление оценок

12. Домашнее задание: составить предложения с паронимами: глиняный – глинистый, надеть – одеть, поступок – проступок (6 предложений).

13. Оргмомент

– Ребята, вы молодцы! Урок  окончен. До свидания.