Дифференцияция гласных А–Я

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Логопедическая тема: Дифференциация гласных А-Я.

Грамматическая тема: Деление слов на слоги. Перенос слов. Разделительный мягкий знак.

Лексическая тема: Осень. Перелетные птицы.

Цели:

- учить различать на слух мягкость согласного, обозначенного гласной Я;

- учить различать гласные А-Я в словах, словосочетаниях и предложениях;

- учить обозначать на письме твердость-мягкость согласных буквами А-Я;

- закрепить навыки деления слов на слоги и переноса слов;

- закрепить навыки чтения и написания слов с разделительным мягким знаком;

- обогащать словарь антонимов;

- учить согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе;

- активизировать словарь по теме “Перелетные птицы”;

- формировать связную речь;

- развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: предметные картинки с изображением перелетных птиц, текст стихотворения “Птицы на юг улетают...”, индивидуальные карточки по дифференциации гласных в словах, индивидуальные карточки к упражнению “Скажи наоборот”, рисунки к упражнению “Один-много”, звуковые линейки, домики с окошками, схема для составления рассказа о перелетных птицах, тетради, ручки, фишки.

Ход занятия

Организационный момент.

Пантомима “В осеннем лесу”.

Логопед: Представьте себе, что вы находитесь в осеннем лесу. По выражению вашего лица я должна догадаться, что вы чувствуете, какие эмоции вы испытываете. А по вашим движениям – кого из животных вы увидели.

Введение в лексическую тему.

На доску выставляются картинки с изображением перелетных птиц (Зяблик, кукушка, ласточка, трясогузка, журавль, лебедь, скворец, грач) Учащиеся их называют.

Логопед: Назовите этих птиц одним словом? (Перелетные)

Почему они улетают в теплые края? (Чтобы зимой не погибнуть от холода и голода)

Послушайте стихотворение о перелетных птицах.

Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.

Хоровое чтение стихотворения с соблюдением пауз, речевого вдоха и выдоха, повышением и понижением голоса. Заучивание стихотворения наизусть.

Работа по дифференциации гласных А-Я в словах.

На индивидуальных карточках написаны названия птиц. Вместо гласных А-Я вставлены графические схемы. Учащиеся заменяют схемы соответствующим гласным, читают получившееся слово. (Ласточка, лебедята, дятел, трясогузка, зяблик, журавль, грач)

Логопед: Какая из птиц здесь лишняя? (Дятел) Почему? (Она зимующая) Что должен делать человек, чтобы зимующие птицы легче перенесли зиму? (Подкармливать птиц)

Работа над слоговым анализом.

Логопед: Всех птиц, изображенных на картинках, мы должны расселить по домикам. Первая группа птиц будет жить в домике с одним окошком. В словах, называющих этих птиц, должен быть один слог. Вторая – в домике с двумя окошками. В словах, называющих этих птиц, должно быть два слога. Третья – в домике с тремя окошками. В словах, называющих этих птиц, должно быть три слога.

Для того чтобы не ошибиться при расселении птиц, вы должны вспомнить правило о том, как правильно определить количество слогов в слове. (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

Учащиеся работают в группах. Их три. Каждая группа учащихся отвечает за свой домик.

После расселения птиц по домикам дети записывают слова в тетради, распределяя их по трем столбикам. Слова записываются с проговариванием и комментированием механизма смягчения согласной йотированной гласной.

Логопед: А какие из всех записанных вами слов нельзя переносить? (Аист, грач)

Почему? (Слова, состоящие из одного слога, переносить нельзя. При переносе слов одну букву нельзя переносить на новую строку и нельзя оставлять на предыдущей строке.)

Работа над звукобуквенным анализом.

Логопед загадывает загадки. Ученики отгадывают их.

В красной шапке по болоту
Долгоногий ходит кто-то.
С длинной шеей, с длинным носом
В серый он кафтан одет,
Ищет он себе обед.
Лягушонка вмиг поймав,
Подкрепился чуть... (Журавль)

Нам часто слышится в леску
Между ветвей: “Ку-ку! Ку-ку!”
Какая пестренькая птичка
В чужом гнезде снесла яичко? (Кукушка)

Учащиеся считают звуки в этих словах при помощи звуковых линеек.

Логопед: В каком слове букв получилось больше чем звуков? (Журавль) Почему?

(Буква Ь звука не дает)

Физкультминутка

Птицы крыльями помашут, (учащиеся имитируют взмах крыльев)
Пролетят над нашим домом, (учащиеся имитируют полет птиц)
Пролетят над нашим садом
И над всем, что им знакомо.

7. Работа над дифференциацией гласных А-Я в словосочетаниях.

а) Упражнение “Скажи наоборот”.

…: Прочтите словосочетания на ваших карточках, вставляя в слова пропущенные гласные А или Я. Подберите словосочетания противоположные по смыслу к тем, которые вы прочитали.

Длинная ше. – (короткая шея)

Сильные крыль. – (слабые крылья)

Темные перь. – (светлые перья)

М.гкие перышки – (жесткие перышки)

Крупные .йца – (мелкие яйца)

б) Упражнение “Один – много”

Детям нужно правильно согласовать существительные с прилагательными в роде и числе. Логопед поочередно предлагает детям рисунки: желтый лист – желтые листья, лебединое крыло – лебединые крылья, птичье перо – птичьи перья, пшеничный колос – пшеничные колосья, высокое дерево – высокие деревья.

Логопед: Замените рисунки словосочетанием. Окончания проговаривайте четко.

Например: желтый лист – желтые листья.

Какая буква в словах “листья”, “крылья”, “перья”, “колосья” и “деревья” сделала мягкими согласные, которые отделены от гласной Я при произнесении слова небольшой паузой? (Буква Ь) Как мы называем мягкий знак, который “отталкивает” в словах гласную второго ряда от мягкого согласного? (Разделительный Ь)

Работа в тетрадях.

Учащиеся составляют предложения со словосочетаниями предыдущего задания. Лучшие предложения с проговариванием и комментированием записываются в тетради.

Логопед: Закончите предложение, которое я начну: “Птичьи крылья должны быть ...”. (сильными) А почему они должны быть сильными? (Чтобы птицы могли перелетать на дальние расстояния)

Предложение дети записывают под диктовку, после чего обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку.

Составление рассказа о перелетной птице по схеме.

Итог занятия.

Дети подсчитывают количество фишек, полученных за правильные ответы в течение занятия. Выясняют, кто стал победителем.