НОД по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему "Звуки К-Кь. Буква К"

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: словесное ударение, звуки К – КЬ, буква К


Цели:

  • закрепить знания, расширить представления о звуках К – Кь;
  • познакомить с буквой К.

Задачи:

  • закрепить навык произношения и различения звуков К– Кь в слогах, словах, фразах;
  • закрепить навыки определения количества слогов;
  • познакомить с понятием “словесное ударение”; показать смыслоразличительную роль ударения;
  • упражнять в проведении звукослогового анализа слов;
  • учить преобразовывать слова, разгадывать ребусы, составлять слова по первым и последним звукам;
  • закреплять графический образ буквы “К”;
  • закреплять навыки чтения и письма прямых и обратных слогов;
  • активизировать и пополнять словарный запас детей;
  • развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление;
  • развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;
  • воспитывать коммуникативные навыки;
  • воспитывать доброжелательность, самостоятельность, инициативность;
  • совершенствовать умение слушать и слышать педагога.

Оборудование: набор предметных картинок, схема для характеристики звуков, набор для звукослогового анализа слов, листья из картона, мягкие игрушки (колобок, кит, кот), дорожка, кукольный домик, кукла, кубики с буквами, корзинка, магнитный мольберт.

Ход образовательной деятельности

I. Организационный момент. Определение первого звука в названии индивидуальных предметных картинок.

Лексический материал: аист, туфли, индюк, паук, улитка, танк, ива, полка, осень, автомат, тень, письмо, ослик, таблетки, павлин, иволга.

II. Знакомство с новым материалом.

1. Логопед спрашивает у детей:

- Как кричит петух?

- Как крякает утка?

- Как кукует кукушка?

- Как каркает ворона?

- Как квакает лягушка?

- Какой звук произносили чаще других? (Звук К).

2. Характеристика звуков по схеме.

3. Игра “Чудесная картинка”. Подбор слов со звуком К (Кь) с опорой на сюжетную картинку.

- Ребята, внимательно рассмотрите картинку. Назовите сначала те предметы, в названии которых есть звук К, а затем предметы, в названии которых есть звук Кь.

4. Дидактическая игра “Художники”. На доске размещены контурные изображения предметов (кит, кегли, носки, конфета, бабочка, клубок) и два карандаша (синий и зеленый). Детям предлагается назвать предмет и определить, каким карандашом его надо раскрасить, в зависимости от наличия звука К или Кь.

5. “Прогулка по лесу”. Знакомство с понятием “словесное ударение” и его смыслоразличительной функцией.

Логопед предлагает позвать детей (Никиту, Максима и Нику), которые пошли в лес за грибами и заблудились. Обращается внимание детей на слог, который звучит сильнее. Этот слог ударный, гласный в нем произносится сильнее и длительнее. Мы как бы ударяем по нему голосом, как молоточком. Такой гласный называют ударным. Ударение отмечают небольшой черточкой над гласной буквой.

Ударение помогает различать слова. Оно может перескакивать с одного слога на другой. И тогда один предмет чудесным образом превращается в другой. Рассматривание картинок “замок-замок”, “стрелки-стрелки”. Подбор схем к картинкам “кружки-кружки”.

III. Динамическая пауза “Кулики”. Логопед предлагает детям сначала прохлопать, а затем протопать пословицу с акцентом на ударный слог.

До-гу-ля-лись ку-ли-ки: нет ни хле-ба, ни му-ки.

Нет ни хле-ба, ни му-ки –до-гу-ля-лись ку-лики.

IV. Знакомство с буквой К.

V. Дидактическая игра “Осенний букет”. Чтение прямых и обратных слогов, состоящих из изученных букв. Логопед предлагает детям собрать букет из осенних листьев, лежащих на ковре.

- Ребята, посмотрите, какие красивые и необычные листочки! На каждом из них что-то написано. Давайте вместе прочитаем!

Дети берут по одному листочку и читают слоги.

VI. Дидактическая игра “Слоги читаем – картинки подбираем”.

Дети читают прямые слоги (КА, КУ, КИ) и находят картинки, названия которых начинаются на данный слог. Далее логопед предлагает придумать еще слова, содержащие названные слоги.

Лексический материал: катер, кактус, капля, курица, куртка, кубок, кисточка, киоск.

VII. “Путешествие Колобка”. Звукослоговой анализ слов, составление схем на магнитном мольберте.

- Ребята, давайте вспомним, в именах каких сказочных персонажей есть звуки К или Кь.

Колобок из дома убежал,
Букву К с собой он взял.
По дорожке покатился,
На лугу он очутился.
Там увидел алый мак,
Ни сорвать его никак.

Дети составляют схему слова “мак”.

Покатился дальше вскоре,
Впереди он видит море.
Море синее бурлит,
Плавает в нем серый кит.

Дети составляют схему слова “кит”. Кит помогает Колобку перебраться на другой берег.

Только море переплыл,
На развилку угодил.
Кот укажет дальше путь,
Составить схему не забудь.

Дети составляют схему слова “кот”.

По дорожке покатился,
Возле дома очутился.
Как хозяйку дома звать,
Картинки смогут подсказать.

Дети определяют первые звуки в названии картинок (венок, изюм, кактус, альбом) и узнают имя девочки (Вика).

VIII. Игра “Расшифруй слова”. Звукослоговой анализ и синтез слов.

Вика хочет дать вам задания:

- Назовите картинки (джип, кукла, кенгуру, лак). Если вы правильно определите последний звук в их названии, то узнаете, какое слово я загадала (паук).

- Расположите кубики с буквами от самого большого к самому маленькому и прочитайте слово (утка).

IX. Итог, оценка деятельности детей.

Литература.

  1. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. I период обучения. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.
  2. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. II период обучения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.