Бинарный урок (история + иностранный язык), посвященный 70-летию Победы во Второй мировой войне

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (7 МБ)

Загрузить презентацию (921 кБ)

Загрузить презентацию (183 кБ)

Загрузить презентацию (590 кБ)


“Война есть разрешаемое людьми преступление”.
Л.Н. Толстой

Открытый урок проводится с использованием знаний студентов I курса по истории и иностранным языкам. Для создания благоприятного эмоционального фона и погружения в атмосферу событий Великой Отечественной войны, в начале урока звучит песня “Священная война”, интерьер кабинета оборудован историческими картами по II Мировой - Великой Отечественной войне, портретами военачальников, книгами, картинами, плакатами и стенгазетами “70-летие Победы”, флагами СССР, Великобритании и США.

Цель урока: Развитие исторических и языковых компетенций студентов, анализ и современное видение ими исторических фактов.

Задачи урока:

Образовательные:

  • углубление и осмысление знаний ключевых фактов по истории II Мировой - Великой Отечественной войны;
  • расширение образовательного пространства за счет учебных фильмов;
  • формирование профессиональных навыков по выявлению круга проблем и вопросов, умений по выполнению заданий в мини-группах.

Развивающие:

  • развитие интереса к боевому прошлому нашей Родины, привлечение студентов к изучению истории Отечества;
  • развитие навыков исследовательской работы: самостоятельно исследовать, обобщать и систематизировать новую информацию, ставить и разрешать проблемы, выполняя задания и участвуя в дискуссии;
  • формирование коммуникативных компетенций: проведение дискуссий, монологическая и диалогическая речь студентов на русском и английском языках, их творческих способностей;
  • развитие способности восприятия целостной картины мира за счет использования межпредметных связей.

Воспитательные:

  • воспитывать нравственно-патриотические чувства студентов и интерес к истории России и стран-союзников;
  • пробудить творческие начала личности, стимулировать стремление к самостоятельной работе с разными источниками;
  • воспитывать уважение к старшему поколению, ветеранам войны и труженикам тыла, к традициям и культуре других стран.

Оснащение урока: тематическая подборка картин, выставка книг и портретов маршалов Великой Отечественной войны, атласы и карта боевых военных действий, учебники по истории, работы студентов (стенгазеты и плакаты), посвященные 70-летию Победы, флаги стран-союзников СССР, Великобритании и США, презентации по теме, проектор с экраном, ноутбук, телевизор, DVD – проектор, учебные фильмы “Битва за Берлин” (на русском языке), “Подписание акта о безоговорочной капитуляции” (на английском языке).

1. Оргмомент

Преподаватель истории: Здравствуйте, студенты и гости нашего урока. Мы рады вас приветствовать на бинарном уроке по истории и иностранному языку.

Наш урок посвящается 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной – Второй Мировой войне.

Teacher 1: Hello, students and our guests. Let`s begin our lesson. I see everybody is present today. I hope you are ready for the lesson and take an active part in it.

Teacher 2: Good afternoon! Glad to see you at our unusual lesson. Why is it unusual? First of all we have a special guest - the veteran of pedagogical labour. He`ll tell you about his relatives who took part in Great Patriotic War.

Преподаватель истории: Самый уважаемый гость урока – ветеран педагогического труда, который расскажет о своих родственниках, принявших участие в Великой Отечественной войне.

(Вручение цветов ветерану)

2. Вступительное слово

Преподаватель истории: Есть в истории нашей России события, которые даже по прошествии десятилетий остаются в памяти людей, а время с возрастающей силой подчеркивает их величие. День Победы ... Великий праздник Великого народа Великой страны.

И наше практическое занятие будет не только данью памяти участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, но и приобретение знаний исторических фактов, событий войны.

Вы видите задачи нашего урока. Прочитайте их и каждый запишите одну, которую считаете самой важной для Вас. Эту задачу Вы раскроете в своих мини-сочинениях.

  • Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению, ветеранам войны и труженикам тыла.
  • Развитие интереса к боевому прошлому нашей Родины, привлечение студентов к изучению истории Отечества.
  • Развитие исторических компетенций, анализа и современного видения исторических фактов, расширение кругозора.
  • Воспитание ценностных установок, позволяющих успешно решать нравственные проблемы, осуществлять нравственный выбор.

Teacher 1: Today we are going to have a talk about the Second World War, its historical conclusions and events of that time. We are proud of our veterans, the workers of rear who had brought the great victory to our country.

Teacher 2: The aims of today’s lesson are to revise the main historical facts of that period. We want you to be interested in the history of our country and remember your ancestors` great heroism. Today we`ll watch the presentations, ask and answer the questions to them. We`ll also know more facts about Russia`s history in the period of 1941-1945.

Teacher 1: And of course we`ll see the role of Great Britain and the USA in the victory over fascism. And now we`ll have a minute of silence to honour the memory of fallen soldiers and peaceful population of Russia.

Преподаватель истории: Мы изучаем историю, чтобы понимать и помнить. Помнить тех, кто защищал нашу Родину от нацистов и фашистов в годы Великой Отечественной войны. Объявляю минуту молчания. Прошу встать.

Минута молчания (звучит метроном).

3. Историческая справка.

Личности в истории II Мировой войны.

Преподаватель истории: Продолжаем наш урок. Сейчас мы с вами познакомимся с биографиями советских военачальников Великой Отечественной войны – Г. К. Жукова и К. К. Рокоссовского.

(Приложение 1, Приложение 2)

А) Студенты рассказывают их биографии с показом слайдов на русском языке.

Преподаватель истории: А сейчас я предоставлю слово нашему гостю.

(Рассказ ветерана о его родственниках, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны).

Teacher 2: Now, the students will tell you about some famous historical people of Great Britain who took part in the Second World War.

Б) Студенты рассказывают краткие биографии исторических личностей во время II Мировой войны в Великобритании – королева Елизавета II и Уинстон Черчилль с показом слайдов на английском языке. (Приложение 3)

Teacher 2: What interesting facts from the life of the princess Elizabeth II and

W. Churchill have you known? (Студенты отвечают).

4. Основная часть

Преподаватель истории: А теперь мы рассмотрим военные действия в Европе в 1944 - 1945 г.г. Эта работа будет выполняться в микрогруппах.

(Работа студентов в группах по учебному пособию. Анализ текста по вопросам преподавателей. Задания на русском и английском языках).

Вы получили пакет заданий. Прочитайте и выполните Задание №1, используя наглядные пособия:

В.В. Артемов (стр. 360), Н. В. Загладин (стр.226).

Задание №1. Нормандская операция 1944 года во Франции.

Почему союзники не открыли Второй фронт в 1942 году?

Ответ: Ссылаясь на недостаток сил, сложности высадки десанта. Рассчитывали на ослабление СССР...

Почему операция 6 июня 1944 года позволила англо – американским войскам к 24 июля 1944 года не только захватить плацдарм, но и подготовить решительное наступление во Франции?

Ответ: В 1944 году исход войны предрешен...

Teacher 1:

Презентация “Поставки по Ленд – Лизу”, вопросы - ответы на английском языке. (Приложение 4)

Why did Great Britain and the USA help the USSR providing them with food, ammunition, military equipment and industrial goods?

Why didn’t Great Britain open the second front in 1942?

  1. Почему Англия и США помогали СССР поставками продовольствия, боеприпасов, военной техники, промышленных товаров?
  2. Почему Англия не открыла II фронт в 1942 году?

Possible answers:

  1. A lot of these countries were against nazism and fascism.
  2. Great Britain tried to reduce its losses and to weaken the USSR.

Варианты ответа:

1. Фашизм и нацизм является общим врагом всех стран.

2. Англия стремилась сократить собственные потери, а также ослабить СССР.

Вопросы к презентации:

  1. On what conditions did these countries deliver goods under lend-lease?
  2. What was the attention of the workers of military plants to supply of their equipment to the USSR?
  3. Why did Great Britain and the USA decide to deliver goods to the USSR?
  4. How was the tank delivered from the USA to the USSR called?
    1. На каких условиях шли поставки по ленд-лизу?
    2. Как относились рабочие военных заводов Великобритании к поставке военной техники в СССР?
    3. Почему Великобритания и США решили осуществлять поставки в СССР?
    4. Как назывался танк, поставляемый из США в СССР?

Possible answers:

  1. Lend-lease is a form of relations that means the transmission system in a loan or lease of military equipment, arms, strategic raw materials, foodand services country-ally.
  2. They fully supported the Russian people in the struggle against fascism.
  3. The difficult situation of the USSR in the Second World War in 1941-1942 could result in the failure of Russia and the victory of fascism.
  4. The tank delivered from the USA to the USSR was called "Matilda".

Варианты ответа:

  1. Ленд-лиз - это форма межгосударственных отношений, означающая систему передачи взаймы или в аренду военной техники, вооружений, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров и услуг стране-союзнику.
  2. Они полностью поддерживали русский народ в борьбе с фашизмом.
  3. Тяжелое положение СССР на фронтах в 1941-1942 годах могло привести к поражению СССР и победе фашизма.
  4. Танк, поставляемый из США в СССР, назывался “Матильда”.

Задание №2. Висло - Одерская операция 1945г. на Восточном фронте.

1. Почему Уинстон Черчилль просит ускорить подготовку наступления на Восточном фронте?

Ответ: Немецкие танковые дивизии прорвали фронт англо - американской армии...

2. Чем можно объяснить продвижение войск Красной армии более чем на 500 км в результате Висло-Одерской операции?

Ответ: Уникальная тактика; самая сильная армия в мире; новейшее оружие...

3. Почему Германия прекращает наступление в Арденнах (горы)?

Ответ: Германия все резервы бросила против Красной армии, так как создавалась угроза Берлину...

(Студенты формулируют вывод: положение СССР, союзников и Германии в 1945 г.)

(После отчета микрогруппы показывают на карте Висло - Одерскую операцию).

Задание №3. Ялтинская (Крымская) конференция 4 -11 февраля 1945 г.

Преподаватель истории: Теперь наша задача анализировать слайды.

(Приложение 5)

Читаем основные обсуждаемые вопросы на конференции по учебному пособию Загладина (стр.237-238).

- Создание ООН

- Декларация независимости

- Польский вопрос

- война с Японией

- Оккупации Германии

- Требовании по репарациям

Ответить на вопросы по слайдам (на русском и английском языках):

1. Почему СССР представляет 3 республики для работы в ООН: РСФСР, Украину, Белоруссию?

Ответ: для голосования по вопросам обсуждения на заседаниях ООН...

2. Каков главный смысл Декларации? Можно ли утверждать, что “Декларация освобожденной Европы” означала полную свободу для государств в выборе правительств?

What is the main meaning of the Declaration? Can we say that the "Declaration of Liberated Europe" means total freedom for states in the choice of government?

Ответ: Деление Европы на сферы влияния между СССР и США. Выборы правительств проходили под контролем союзников.

Answer: The division of Europe into spheres of influence between the USSR and the USA. The elections were held under the control of government allies.

3. Почему возникает спор о формировании польского правительства?

(стр. 226-227).

Why is there a dispute about the formation of the Polish government?

Ответ: Польша - граница с СССР. США надеялись на избрание нужного им правительства в Польше и установление капиталистической демократии.

Answer: Poland has a border with USSR. The USA hoped to be elected desired his government in Poland and the establishment of capitalist democracy.

4. Почему Сталин согласился на войну с Японией после окончания II Мировой войны в 1945г.?

Why did Stalin agree to the war against Japan after the end of World War II in 1945?

Ответ: США предложили СССР приобретение новых территорий.

Answer: The USA has offered to acquire new territories for the USSR.

5. Оставалась ли Германия единым государством в 1945 г.? Что означает деление государства на зоны оккупации? (Артемов, стр. 363).

Ответ: Германия была единым государством, но на ее территории присутствовали войска союзников... (чтобы исключить возрождение фашизма).

6. Почему СССР потребовал выплату 1-го миллиарда долларов репараций? (Загладин, стр. 238).

Ответ: Людские потери 27 млн. человек; 1750 городов и сел разрушены, промышленность и сельское хозяйство нуждается в восстановлении...

5. Просмотр фильма “Битва за Берлин”

Преподаватель истории: Сейчас переходим к историческим фактам и событиям окончания войны и смотрим фильм “Битва за Берлин”. По окончании фильма вы выполняете задание: написать мини-сочинение.

План работы:

  1. Придумать название.
  2. Выявить и раскрыть проблему.
  3. Каковы пути решения проблемы.
  4. Вывод, крылатое выражение.

Вопросы к фильму: (мини-сочинение на русском языке)

  1. Каково соотношение сил СССР и Германии?
  2. Как назывались фронты и командующие, участвующие во взятии Берлина?
  3. Почему Геббельс заявил: “Если Германии суждено умереть, пусть весь мир содрогнется”?
  4. Для какой цели при штурме Берлина использовались 143 прожектора?
  5. Как назывались главные укрепления немцев?
  6. Какой герой Советского Союза принимал участие в штурме Берлина (его имя носит улица в районе Люблино)?
  7. Почему немцы создавали ополчение и строили баррикады?
  8. Почему союзники “уступили” взятие Берлина Красной армии?
  9. Кто ставил подписи под актом капитуляции Германии?

6. Ролевая игра “Капитуляции Германии”

Преподаватель истории: Итак, вторая Мировая война, развязанная странами фашистского блока Германией, Италией, Японией и их союзниками, закончилась военным и политическим поражением нацизма и фашизма. Германия и ее союзники вынуждены признать поражение, подписать акт о капитуляции. Сейчас мы поучаствуем в этом событии.

Teacher 2: Now students, let`s return to the past to the city of Berlin where the signing of unconditional surrender took place. (Приложение 6)

(Студенты показывают сценку подписания акта о капитуляции на русском и немецком языках).

7. Видеоролик (фильм на английском языке) “Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии”. (Приложение 7)

Teacher 2: Now we`ll present the documentary film for you. You`ll see the real people and the facts of those days.

Задание №4. Потсдамская конференция 17 июня - 2 августа 1945 г.

Показ слайдов. (Приложение 8)

Обсуждаемые вопросы:

- Послевоенное устройство Германии;

- Польский вопрос.

Вопросы:

1. Почему вопрос о западной границе Польши вызвал споры? (стр.226-227)

Ответ: Кёнигсберг и Восточная Пруссия передавались СССР...

2. Почему решили принять в ООН бывших союзников Германии?

Ответ: чтобы исключить фашизм в будущем...

3. Почему принято решение передать управление Берлином в руки Контрольного Совета?

Ответ: в Контрольный Совет входят страны - победительницы: СССР, США, Англия и Франция...

4. Почему СССР подтвердил решение о начале войны против Японии после окончания Второй мировой войны?

Ответ: СССР получает территории на Дальнем Востоке...

5. Почему в Нюрнберге удалось судить не только военных преступников, но и государственных деятелей, виновных в подготовке агрессивных войн?

Ответ: Так как агрессию объявили тягчайшим уголовным преступлением...

9. Стихи о войне (на русском и английском языках).

Teacher 1: Our students will recite some poems about the Great Patriotic war in Russian and English.

(Приложение 9)

10. Заключение. Итог урока

Преподаватель истории: На уроке мы убедились в решающей роли Советского Союза во второй Мировой войне. После разгрома фашистской и нацистской Германии и ее сателлитов складывается новая мировая система отношений: противостояние двух мировых держав – СССР и США.

Teacher 1: Today at the lesson, we have seen the key role of the Soviet Union in the Second World War. A new world system of relations has formed after the defeat of the fascist Germany and its satellites: the confrontation of two world powers - the USSR and the USA.

Teacher 2: And in conclusion of our lesson we`ll sing the song “Victory Day”. All Russian people know the words of this song. If you don`t remember them you can look at the screen.

Звучит песня “День Победы”.

Фотографирование с ветераном.