Открытый урок русского языка "Сочинение о маме". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Образовательные:
    • обобщить и систематизировать материалы для наблюдений, собранные к сочинению;
    • закрепить знания учащихся о структуре текста-повествования;
    • формировать умение строить текст в определенной композиционной форме.
  • Коррекционные:
    • развивать языковое чутье, расширять словарный запас;
    • обогатить речь учащихся прилагательными, эпитетами, сравнениями о маме;
    • развивать индивидуальные творческие способности учащихся;
      создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.
  • Воспитательные:
    • воспитывать у учащихся способность понимать и воспринимать поэзию слова, чувство красоты, интерес к живописи и музыке, доброту и бережное отношение к матери;
    • формировать навыки как индивидуального, так и коллективного творчества;
    • содействовать развитию умения общаться между собой.

Оборудование: проекты учащихся «Моя мама», материалы с приложениями для учащихся, раздаточный материал, рисунки учащихся «Моя мама», книжная выставка по данной тематике, интерактивная доска, макбук, презентация Power Point, музыкальный CD-диск.

Тип урока: развитие речи.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

(Учащиеся начинают урок стоя у доски в кругу, взявшись за руки).
Приветствие в кругу «Круг комплиментов».
(Каждый ученик делает комплимент своему соседу).

Учитель: Молодцы, ребята. Поднимите руку те, кому было приятно слышать о себе приятное? А теперь поднимите руку те, кому было приятно делать комплимент? Подарите свою самую добрую, милую улыбку нашим гостям. Займите свои места, пожалуйста.
Урок у нас сегодня необычный. Почему?

(Ответы учащихся).

Учитель: Правильно, у нас в классе много гостей. А кто наши гости?

(Ответы учащихся).

Учитель: Совершенно верно. Конечно, вы узнали своих мам. Сегодня на уроке мы будем говорить о самом близком и родном человеке, о маме.
Нет ничего бескорыстнее любви матери. С первого дня рождения ребёнка мать живет его дыханием, его радостями, его улыбками, его слезами. В этом – смысл её жизни.
Мама открывает для нас мир, учит нас быть мудрыми, даёт советы, заботится о нас.
Мама и пожалеет, и приласкает, и даст мудрый совет.
Ребята, сегодня на уроке вы постараетесь рассказать о своей маме тепло, сердечно,
с любовью, чтобы мы увидели, что ваша мама – самая лучшая, самая замечательная.

II. Знакомство с планом сочинения

Учитель: На уроке мы будем готовиться к сочинению-повествованию с элементами описания и рассуждения. Посмотрите на интерактивную доску. Как вы думаете подходит ли он нам для работы? Почему?

(Ответы учащихся).

Учитель: Восстановите план сочинения на интерактивной доске. (Учитель приглашает желающих учеников передвинуть на интерактивной доске последовательность пунктов плана).

План.

4. Вступление (ФИО мамы).
1. Любимая мама (внешность, черты характера, профессия, увлечения).
2. Я хочу сказать своей маме... (спасибо, попросить прощение).
3. Заключение. Вывод.

Учитель: Молодцы, с планом вы справились. Мы вспомнили структуру текста- повествования. Скажите, раскрывая какие пункты плана, мы будем использовать элементы описания, элементы рассуждения?

(Ответы учащихся).

III. Отбор материала для сочинения из художественных произведений

Учитель: Материнская любовь окрыляет, придаёт силы, вдохновляет.
Многие писатели, поэты, композиторы, художники создали замечательные произведения о матери.
Прочитайте текст о маме З. Воскресенской. (Приложение 1. Находится у каждого ученика на парте).
Что пишет З. Воскресенская о маме?

(Ответы детей).

Учитель: Подчеркните в тексте слова, которые можно использовать в сочинении.

IV. Знакомство с пословицами о маме

Учитель: О маме сложено много пословиц. Посмотрите на интерактивную доску. Можно ли в таком виде использовать эти пословицы в сочинении? Почему?

(Ответы детей).

Учитель: Восстановите пословицы, передвигая подходящие по смыслу части из двух столбиков на доске, а в Приложении 2 – соедините карандашом.

  • Нет такого дружка, а ребёнок матери.
  • При солнышке тепло, тот вовеки не погибает.
  • Материнская ласка конца не знает.
  • Материнская молитва лучше солнца греет.
  • Сердце матери со дна моря достаёт.
  • Кто мать и отца почитает, а при матери добро.
  • Птица рада весне, как родная матушка.

V. Великие мамы великих людей

Педагог-библиотекарь включает 1 слайд презентации «Великие мамы великих людей». (Приложение 6).

Учитель: Если бы не было этих мам, не было бы и великих людей. И мир бы не читал великие стихи, рассказы, не восхищался гениальной музыкой, не увидел бы Землю из космоса!

(Показ презентации).

VI. Создание на уроке атмосферы сопереживания, доброты, милосердия

Педагог-библиотекарь читает стихотворение «Не обижайте матерей» Виктора Гина.

Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.

И уходить за поворот
Вы не спешите, не спешите,
И ей, стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.

Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно малыши,
И с этим спорить невозможно.

Так будьте чуточку добрей,
Опекой их не раздражайтесь,
Не обижайте матерей.
На матерей не обижайтесь.

Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук –
Как малышам без колыбельной.

Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.

Виктор Гин

Педагог-библиотекарь: Сердце матери готово многое простить своим детям. Готовясь к уроку, я нашла историю одной матери, которая меня очень тронула. Послушайте и вы ее, пожалуйста.

(Педагог-библиотекарь читает притчу).

«Притча об одноглазой матери»

«...У моей матери был всего один глаз. Я ненавидел ее. Потому что такой ее вид заставлял меня стыдиться других людей.
Для того чтобы зарабатывать кусок хлеба для семьи, она работала в школе поварихой. Однажды, когда я учился в начальной школе, мать пришла ко мне, чтобы навестить. Пол ушел из-под ног... Как она могла сделать это?! Мне было так стыдно. Я сделал вид, что не вижу ее. Потом взглянул с ненавистью и убежал. На следующий день мой друг-одноклассник сказал: «Э-э, да твоя мать, оказывается, одноглазая».
Мне хотелось провалиться сквозь землю. Я хотел, чтобы моя мать просто исчезла. Поэтому при встрече со злостью сказал ей: «Не лучше ли тебе умереть, чтобы не ставить меня в смешное положение!». Мать ничего не ответила. Конечно, я даже не подумал о том, что говорю. Я был очень зол на мать. Меня не интересовали ее чувства. Я не хотел, чтобы она жила со мной в одном доме. После школы я много работал, а потом уехал учиться в Сингапур. Женился. Купил дом. У меня появились дети, и я был доволен жизнью. Однажды мать приехала к нам. Мы не виделись много лет, и она не знала своих внуков. Дети увидели ее и стали смеяться. Как мать могла приехать ко мне домой и напугать моих детей! Я заорал на нее: «ВОН ОТСЮДА!». Мать тихо ответила: «Простите меня. Кажется, я ошиблась адресом». После этого она исчезла. Через несколько лет мне пришло приглашение из школы на вечер встречи выпускников. Сказал жене, что еду по делам и отправился в родной город. После встречи мне захотелось посмотреть на свой старый дом. Соседи сказали, что моя мать умерла. Но я совершенно не опечалился этой новостью. Мне дали письмо, которое мать оставила для меня: «Мой самый любимый сыночек, я всегда думала о тебе. Я очень сожалею, что приехала в Сингапур и напугала твоих детей. Я очень обрадовалась, когда услышала, что ты будешь на встрече выпускников. Но не знала, смогу ли встать с постели, чтобы увидеть тебя. Мне очень жаль, что тебе всю жизнь было стыдно из-за меня. Знаешь, мое дитя, когда ты был маленьким, с тобой произошел несчастный случай, и ты потерял глаз. Как мать я не могла допустить, чтобы ты вырос одноглазым, врачи помогли нам. Я отдала тебе свой глаз. Теперь ты смотришь на мир моими глазами!».

Учитель: Надеюсь и ваше сердечко тронула эта притча, и она поможет вам в написании сочинения о вашей маме.

VII. Сочинение о маме (письменная работа)

Учитель: Используя Приложение 3-4, напишите сочинение о своей маме.

(Педагог-библиотекарь включает диск с музыкой Алексея Рыбникова. Дети под музыку выполняют работу на заранее подготовленных учителем разлинованных листочках).

VIII. Анализ сочинений

Учитель: Кто хочет поделиться с нами своими самыми сокровенными мыслями и прочитать свою работу? Тем, кому понравится сочинение вашего одноклассника, тот может выразить свое одобрение аплодисментами.

(Учащиеся по желанию читают свои сочинения).

Учитель: Чья работа вам понравилась? Чем и почему?

(Ответы детей).

IX. Домашнее задание

Учитель: Я предлагаю вам дома написать сочинение о своей бабушке.

Используемая литература:

  1. Стихи о маме (сборник) http://lukoshko.net/storyList/stihi-o-mame.htm
  2. Мамы известных людей http://fishki.net/1456510-mamy-izvestnyh-ljudej.html
  3. Притча об одноглазой матери.http://marrietta.ru/post206527994/
  4. Сборник народной мудрости.http://sbornik-mudrosti.ru/poslovicy-i-pogovorki-o-materi/

Книжная выставка:

  1. Наши любимые праздники /сост. М.Ю. Юдаева – М.: Самовар,2007.
  2. Георгиевская С.М. Галина мама: повесть/рис. Н. Цейтлина. – М.: Детская литература, 1984.
  3. Благинина Е. Вот какая мама: стихи: М.: Детская литература, 1986,1988.
  4. Стихи и рассказы о маме/ М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007.
  5. Стихи и рассказы о маме/ М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007.
  6. Емельянов Б. Рассказы о маме – М.: Детская литература, 1981.
  7. Токмакова И. Почитай мне мама. – М.: Самовар, 2008.
  8. Сборник «Нет лучшего дружка, чем родимая матушка». – М.: Издательство «Жизнь и мысль» ОАО «Московские учебники», 2005.