Классный час "Наша галлактика". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Обучающие:
    • формировать представление о космосе;
    • ознакомить учащихся с наукой астрономией, с профессией космонавта;
    • дать ученикам представление о том, что такое космический корабль, орбитальная станция, Вселенная, Галактика, невесомость, открытый космос; расширить их представления о звездах, планетах;
    • познакомить детей с биографией первого космонавта – Ю. Гагарина;
    • обучать ясно мыслить, исследовать, анализировать реальность.
  • Воспитательные:
    • воспитывать стремление всегда достигать поставленной цели;
    • воспитывать самостоятельность;
    • помочь учащимся ощутить единение с одноклассниками.
  • Развивающие:
    • развивать умение учащихся работать в парах, группах, помогая и дополняя друг друга, развивать вербальное мышление (обобщение) и сильные стороны своего характера.
  • Здоровьесохраняющие:
    • помочь учащимся справляться со своими страхами и стрессами; создание атмосферы доброты и психологического комфорта.

Оборудование: творческие работы учащихся (модели планет, выполненных дома заранее); карточки с временами года и эмоциями людей, лазерная указка, интерактивная доска, ткань синего цвета, персональный компьютер Макбук, музыкальный СД-диск,  презентация Microsoft PowerPoint, книжная выставка по тематике, ватман, цветная бумага и фломастеры для творческой работы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

(Звучит музыка Эдуарда Артемьева к фильму «Солярис» А. Тарковского. Учащиеся начинают урок стоя у доски).

Учитель: Внимание, внимание! Мы ведем свой репортаж из Центра Управления Полетов. Сегодня, ровно в 13.30 по московскому времени стартует космический корабль с экипажем 4 «В» класса. Давайте возьмемся за руки и образуем круг. Перед полетом юным космонавтам необходимо зарядиться добротой, положительными эмоциями, которые будут служить нам во время полета топливом. Посмотрите на своего соседа и, пожелав ему «Доброго дня!», сообщите чему вы сегодня радуетесь.

(Ответы детей. «Добрый день! Меня радует сегодня возвращение моего друга Паши после болезни», «Добрый день! А меня радует, что я сегодня уеду на выходные к бабушке!»).

Учитель: Молодцы! Займите свои места в нашем космическом корабле. Пристегните ремни! Закройте глаза!

II. Упражнение на релаксацию

(Звучит спокойная космическая музыка ВИА «Зодиак»).

Учитель: Сядьте поудобней, дышите спокойно. Наш корабль оторвался от Земли, начинается удивительное путешествие. Мы уже очень высоко. Земли не видно. Все спокойно, тихо. Мы переносимся туда, где с нами произойдет что-нибудь чудесное, волшебное. Наш космический корабль в открытом космосе. Но мы не чувствуем страха и одиночества, так как мы вместе! Откройте глаза.
Сейчас мы просмотрим бортовой журнал.

Педагог-библиотекарь: Добрый день, юные космонавты! Я хранительница космического музея. И сегодня я проведу вас по самым интересным залам моего Галактического музея.

(Просмотр презентации «Галактика». Приложение 1).

Педагог-библиотекарь: Теперь, я дума, вам будет легко ответить на мои вопросы.

– Как называется дом космонавтов? (Орбитальная станция).
– Как называется летательный аппарат для полета в космос? (Космический корабль).
– Кто был первым космонавтом? (Ю. Гагарин).
– Как назывался космический корабль первого космонавта? (Восток).
– Сколько длился первый полет человека в космос? (108 минут).
– Что такое невесомость? (Отсутствие притяжения).
– Как называется наша Галактика? (Млечный Путь).
– Солнце планета или звезда? (Звезда).
– Какие планеты вы знаете? (Марс, Юпитер, Сатурн…).

(Ответы детей).

Педагог-библиотекарь: Молодцы! Вы замечательно отвечали. Вот что значит –  дружная команда!
Я вижу, что вы отправились в космическое путешествие со своими планетами. Для них я вам подарю маленькую Галактику. Это будет Галактика вашего класса.

(Педагог-библиотекарь прикрепляет к доске темно-синюю ткань).

III. Устная презентация планет по плану, изготовленных учащимися дома.

Учитель: Вот луч нашего космического корабля осветил планету. Возьмем интервью у его создателя.

(Учитель берет лазерную указку и направляет на ученика, который выходит к доске,  рассказывает по плану (Приложение 2) о своей планете и прикрепляет ее к Галактике (ткани). Все желающие ученики, по очереди, представляют свои творческие работы).

Учитель: Посмотрите, какая у нас получилась необыкновенная Галактика! Все планеты разные, но у них есть общие черты: они невероятно добрые, светлые и образуют Галактику. Давайте придумаем ей название.

(Ответы детей и выбор названия).

IV. Упражнение «Три лица»

Учитель: А теперь наш космический корабль приближается к планете «Эмоции». Здесь люди учатся выражать свои эмоции и чувствовать настроения своих товарищей. Вот три основных выражения лица. (Приложение 3). (Учитель поочередно показывает карточки: 1. печальное выражение лица, 2. удивление, 3. счастливое.), а дети называют каждую эмоцию. Выберете себе партнера по своей симпатии. Встаньте спиной  друг к другу. На счет три, повернитесь друг другу и покажите любую из трех эмоций. Победит та пара, у которой эмоции совпадут.

(Учащиеся выполняют упражнение).

Учитель: Поднимите руку те пары, у кого эмоции совпали. Отлично. А как вы думаете,  чему научило нас это упражнение?

(Ответы учащихся).

Учитель: Совершенно верно. Очень важно чувствовать настроение окружающих.
Займите места в нашем космическом корабле.

V. Развитие вербального мышления

Учитель: Мы приземлились на планету «Понятий». Жители этой планеты приготовили нам интересное задание. Посмотрите на интерактивную доску. В левой колонке расположены общие понятия. Подберите к каждому общему понятию подходящие частные из правой колонки. (Приложение 4).

(Учащиеся по желанию выходят к интерактивной доске и создают правильные пары).

Учитель: Вы без ошибок справились и с этим заданием. А на нашей родной планете Земля нас ждет последнее, самое сложное и самое интересное задание.

VI. Работа в группах

Учитель: Московское время 14. 00. Наш космический корабль приземлился на планету Земля. Вспомните, в какое время года вы родились и подойдите к соответствующей табличке, которые находятся на столах. (Весна, лето, зима, осень). У нас получилось четыре группы. Каждая группа должна придумать свое «Обращение к Миру». Это может быть рисунок, плакат, письменное пожелание с предложениями, как сделать наш мир лучше, добрее, чище и счастливее. Выберите командира, распределите обязанности и приступайте к работе. У вас 10 минут.

(Учащиеся под музыку выполняют задания, а потом представляют свои работы).

VII. Рефлексия

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие. Что вам больше всего понравилось? Какие задания вызвали у вас трудности? Чему научил вас этот классный час?

(Ответы учащихся).

Используемая литература:

1. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем., В 4-х томах. Т. 3. – М.: Генезис, 1998. – 160 с.: ил.
2. https://yandex.ru/images/#!/images/search?
3. Яндекс картинки

Книжная выставка

1. Вселенная: Энциклопедия для детей/ Пер. с фр. Н. Клоковой. – М.: Эгмонт, Россия Лтд., 2001. – 128 с. – ил.
2. У доброй славы большие крылья/ [сост. Н.Н. Светловская, т. С. Пиче-оол]. – Москва: Жизнь и мысль: ОАО «Московские учебники,», 2007 – 48 с. : цв. Ил. – (Книга здравствуй!: б-чка МГПУ).
3. Нагибин Ю.М. «Рассказы о Гагарине»; худож. Г. Мазурин. – М.: Дет. Лит., 2010. – 93 с.: ил.
4. Сборник. «Отчизны звездные мгновенья: Стихи. – М.: Дружба народов, 2001. – 120 с. с ил.
5. Устинов Ю.C. «Бессмертие Гагарина». – М.: Герои Отечества, 2005. – 624 с., ил.
6. Литературно-художественный, историко-краеведческий ежемесячный журнал «Московский журнал. История государства Российского».  / 2011 – Год российской космонавтики./ « Выход в открытый космос»/, Главный редактор А.Ф. Грушина., 2011 г.
7. Литературно-художественный, историко-краеведческий ежемесячный журнал «Московский журнал. История государства Российского».  / 2011 – Год российской космонавтики./»Юрий Алексеевич Гагарин»/, Главный редактор А.Ф. Грушина., 2011 г.
8. Энциклопедия для детей. Космонавтика. / Глав. Ред. Е. Ананьева; отв. Ред. В. Чеснов. – М.: Аванта+, 2004. – 448 с.: ил.