Интегрированный урок (математика + экология) по теме "Почва, воздух и вода — наши лучшие друзья"

Разделы: Математика, Экология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Класс/возраст: 6 класс / 12-13 лет

Форма организации: групповая

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Цель урока:

  • Ориентировать учащихся на применение теоретических знаний при выполнении практических работ.
  • Повторить изученный материал, используя задачи с экологическим содержанием.

Задачи урока

Обучающие:

  • формирование умения использовать имеющиеся знания в конкретных ситуациях;
  • установить связь двух предметов – математики и экологии.
  • расширить знания учащихся по теме “Почва, вода и воздух в жизни растений”

Развивающие:

  • уметь анализировать полученную информацию и делать собственные выводы.
  • выделять главное в тексте;
  • развитие навыков самостоятельной работы (работать с дополнительной литературой, решать задачи);
  • научиться переносить имеющийся опыт (математические и экологические знания) в новые ситуации.

Воспитательные:

  • развитие познавательного интереса, осознание проблемы чистого воздуха для человека;
  • содействие формированию понимания и оценки прекрасного в природе;
  • способствовать воспитанию навыков самоконтроля;
  • расширения кругозора учащихся;
  • воспитывать интерес к предмету через интеграцию биологии, математики.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация к уроку (приложение 1), инструктивные карточки для каждой группы (приложение 2), побеги ели и сосны, индикаторы для pH среды, почва, комнатные и аквариумные растения.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • развитие сотрудничества при работе в группе;
  • формирование навыков экологический культуры.

Метапредметные:

  • умение анализировать, обобщать, находить нужную информацию.
  • развитие речи.

Предметные:

  • освоение доступных способов освоения природы (наблюдение, сравнение, сопоставление)

Подготовка к уроку: сформировать 4 группы по 5-6 человек. Выбрать ответственного в группе. Ознакомить с раздаточным материалом на столах. (Приложение 2, Приложение 3)

Методы и методические приемы: частично-поисковый, исследовательский.

Ход урока

I. Организация начала урока. (1 мин.)

Сегодня у нас необычный урок на уроке присутствуют два учителя. Мы проведём интегрированный урок и будем говорить о теме урока с позиции двух школьных предметов.

II. Актуализация знаний. (7 мин.)

Для того чтобы узнать, о чем пойдет речь на нашем уроке вам нужно решить следующие примеры. Приложение 2. (слайд 1)

Учитель математики: Проверяет примеры. (Ответы учащихся: Почва, воздух, вода) (слайд 2 – 10)

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.(3 мин)

Цель: Мы собрались для того, чтобы расширить круг своих знаний по математике и биологии, по пройденным темам и применить в практической деятельности.

IV. Обобщение и систематизация знаний. (6 мин.)

Блок "Почва"

Учитель биологии: (слайд 11)

Сказала лопата:
Земля - чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля - чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля - чтобы жить.

Учитель биологии: О какой земле идёт речь в стихотворении? (ответы учащихся: о почве). Почва, без сомнения — это среда обитания живых организмов, почва - основной компонент экологических систем нашей планеты. (слайд 12) Кроме того, почва является основой любого садового участка. Она определяет не только интенсивность роста и развития растений, но и успешность адаптации насаждений на новом месте после пересадки. Развитие крепкого и здорового растения, будь то дерево, кустарник или овощная культура, возможно лишь в том случае, если грунт благоприятен и богат питательными веществами, поскольку здоровая и развитая корневая система растения во многом определяет его устойчивость к вредителям и различным заболеваниям. (слайд 13)

Опытный огородник понимает: прежде чем сажать что-то, надо "узнать" землю. Какая она по составу, кислая или нет, сколько в ней органических веществ, какова плотность. А как все это проверить?

Самое простое - отнести пробы для анализов в специальные агрохимические центры, дождаться результатов и в зависимости от них действовать.

Но что делать, если нет "под боком" такого учреждения?

Не отчаивайтесь. Вы можете сами сделать анализы и проверить почву по всем параметрам. Это не сложно, не дорого и доступно каждому. Мы будем сегодня в роли таких экспертов.

Учитель биологии:

Демонстрация “Сложение почвы”

Оборудование: горшок с почвой, нож. (слайд 14)

Весьма плотное - нож не входят в почву, комок почвы нельзя разломить руками,

Плотное – нож входит в почву с трудом, комок почвы с трудом разламывается руками,

Плотноватое – нож входит в почву свободно, комок почвы легко разламывается руками,

Рыхлое – почва легко распадается на структурные элементы,

Рассыпчатое – характерно для песчаных почв, лишённых связности.

Кислотность земли, один из важнейших показателей, влияющий на плодородность грунта, а значит, и на урожай.

Учащиеся наблюдают и делают вывод. Ответы учащихся: данная почва имеет плотноватое сложение.

Отчётный лист группы. (Приложение 3)

Ответить на вопрос: Зависит ли рост растения от плотности почвы? (слайд 15)

Песчаная почва Глинистая почва
   

IV. Применение знаний и умений в новой ситуации (практическое задание). (10 мин.)

Учитель экологии: Проверив кислотность почвы, садовод-огородник может получить наилучший урожай. Узнаем pH среды почвы в цветочных горшках.

Практическая работа № 1 “Проверка кислотности почвы”

Оборудование: стаканы, полочки, лотки, индикаторы, цветочные горшки с почвой, вода.

Учитель просит самостоятельно сформулировать цель практической работы.

Задание:

Провести проверку кислотности можно при помощи индикаторной полоски.

  1. В стакан дистиллированной воды нужно положить 2-3 столовые ложки земли и качественно перемешать.
  2. В стакан с водой и землей опустить индикаторную полоску, при этом ее цвет изменится.
  3. Узнать уровень кислотности можно, сравнив цвет бумажки с таблицей, указанной на упаковке от индикатора.

Сделать вывод: (слайд 16)

Сообщение учащихся по теме “ Растения индикаторы кислотности почв”

VI. Физкультминутка (1 мин.)

VII. Применение знаний и умений в новой ситуации. (12 мин.)

Учитель математики: Кислотность земли, один из важнейших показателей, влияющий на плодородность грунта, а значит, и на урожай.

Решение задач:

Задача 1. Рассматривая землю как природный ресурс, подразумевают обычно ее верхний слой. Его площадь около 150 млн. км2, из которых сельскохозяйственные земли — (пашни, сенокосы, пастбища). Сколько земли остается необработанной?

Задача 2. На 1 га лесных почв трудится до 5 млн. червей. Сколько червей погибло при одном пожаре, если известно, что средняя площадь пожара составила 20 1/5 га?

Задача 3. Решив данное уравнение, вы узнаете в течение какого времени образуется слой плодородной почвы толщиной 1 см. Сколько лет должно пройти, чтобы толщина плодородного слоя достигла 20 лет.

(х+25):100=4 1/4

VIII. Организация восприятия и осмысления новой информации. (4 мин.)

Блок "Воздух"

Учитель биологии: А следующих участников нашего урока нам нужно отыскать в загадках. (слайд 17)

Я – приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я – ваш друг,
Я – простой зеленый (лук слайд 18)

Не болеем больше гриппом (слайд 19)
Не боимся сквозняка
Все лекарства заменяет
Нам головка (чеснока слайд 20)

Белый корнеплод под землей растет (слайд 21)
Как корень добудешь – так плакать будешь (хрен слайд 22)

Сообщение учащегося: “Лечебные свойства лука и чеснока” (слайд 23)

Лечебные свойства лука и чеснока признавались у всех народов и во все времена. На Востоке существовала поговорка: “Лук в твоих объятьях – проходит всякая болезнь”, а наши предки славяне говорили “Лук от семи недуг”. Такой взгляд на целебность лука и чеснока, держащийся в течение многих веков, подтвердился открытиями ученых-биологов.

Профессор Б.П. Токин и его сотрудники установили, что от летучих , пахучих веществ (эфирных масел), выделяемых луком, чесноком, хреном и другими растениями, гибнут гнилостные и болезнетворные бактерии, простейшие животные- амебы и инфузории и даже лягушки и крысы. Достаточно в течение 3 минут пожевать лук или чеснок, чтобы убить во рту все бактерии.

Вопрос классу: Что же особенного содержится в этих растениях и почему они являются “грозой” для микробов? (Слайд 24)

Ответы учащихся: в растениях содержатся вещества, которые получили название – фитонциды.

Учитель биологии: совершенно верно именно фитонциды убивают микроорганизмы, вызывающие болезни не только растений, но и человека.

2 урок

IX. Применение знаний и умений в новой ситуации. (23 мин.)

Учитель математики: Способность древесных растений (особенно хвойных) выделять фитонциды представляет интерес для специалистов по озеленению городов.

И.И. Гектар лиственного леса выделяет в атмосферу за сутки около 2 кг фитонцидов, а 1 га соснового леса – около 5 кг.

Решение задач.

Задача 1. В солнечный день 1 га леса поглощает около 240 кг углекислого газа и выделяет кислорода около от углекислого газа. Посчитайте для леса площадью 10 га количество поглощаемого углекислого газа, выделяемого кислорода за сутки.

Задача 2. Лес также производит ценные для человека вещества — фитонциды. В сутки 30 кг фитонцидов достаточно для уничтожения вредных микроорганизмов в большом городе. 1 га леса выделяет фитонцидов этого количества. Посчитайте для леса площадью 10 га количество выделяемых фитонцидов за сутки.

Задача 3. В сутки 1 человек при обычных условиях поглощает в среднем 600 г кислорода и выдыхает углекислого газа 1 1/4 от количества кислорода. Сколько выдыхает углекислого газа человек за сутки?

Учитель биологии: Вопрос классу: А как вы думаете, почему именно городскую территорию нужно озеленять хвойными растениями? (Ответ учащихся: В городе большое количество транспортного средства, в воздух попадает очень много выхлопных газов).

Наглядность: У вас на столе два побега канадская ель и ель обыкновенная. Ответьте на вопрос: почему для озеленения крупных городов не используют ель обыкновенную.

Ответы учащихся: Сернистый газ вреден вечнозелёным растениям, как пихта и ель обыкновенная, а у канадской ели хвоинки покрыты восковым налётом.

Блок "Вода"

Учитель экологии: (слайд 25)

Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух — три ее основы.
Какая бы не грянула беда —
Все возродится снова.

На уроках мы с вами выяснили, что вода необходима для жизни любого организма. Вода – важнейшие условие всех процессов жизнедеятельности растения. Её роль в организме многообразна. Представленная в клетках, тканях и органах растений, она объединяет все части организма в единое целое. Вода – главный компонент в транспортной системе при перемещении веществ между клетками, тканями и между органами растения. От притока воды зависит жизнь растительного организма. Вода распределена по Земле неравномерно: где-то её больше, где-то меньше. По отношению к условиям обводненности местообитаний у растений выработались особые приспособительные свойства. А что это за свойства вам предстоит выяснить. (Слайд 26)

Практическая работа № 2 “Экологические группы растений”

Оборудование: комнатные растения.

Задание: По внешнему облику определить, к какой экологической группе относится растение. Приложение 2

гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты

  • 1 группа – Ксерофиты (кактус, алоэ)
  • 2 группа – Гигрофиты (монстера, кислица)
  • 3 группа - Гидатофит (элодея, растения аквариума)

X. Физкультминутка для глаз (1 мин)

XI. Организация восприятия и осмысления новой информации. (10 мин.)

Сообщение учащихся :

  • Ксерофит – Кактусы
  • Мезофит – ель
  • Гидатофит – кувшинки
  • Гигрофит - осоки
  • Гидрофит – рогоз

XII. Применение знаний и умений в новой ситуации. (6 мин.)

Учитель математики:

Задача 1. Из тысячи частей воды, поглощенной деревом, лишь около двух частей усваивается им в процессе питания. Липа поглощает в день 200 л воды, а береза - от 200 л. Сколько литров воды в день идет на питание березы? Какие экологические выводы можно сделать по этим данным?

Задача 2. Плотность расположения устьиц у капусты на верхней стороне листа 140 на 1 мм2 и на нижней стороне листа 1 5/7 от 140 на 1 мм2. Сколько устьиц на нижней стороне листа?

XIII. Подведение итогов урока. Рефлексия (3 мин)

Самооценка: (слайд 27)

Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать...

- мне больше всего удалось...

- за что я могу себя похвалить?

- за что я могу похвалить одноклассников?

- что приобрёл?

- что меня удивило? (слайд 28)

XIV. Домашнее задание: (2 мин)

Учитель экологии: Объяснить выражение “Задача всего человечества – пользуясь всем, чем богата Земля, не навредить ей”.

Учитель математики: Используя ресурсы интернета, составить экологическую задачу по состоянию воздуха, воды и почвы в Архангельской области.

Приложение 4