Занятие для детей подготовительной к школе группы на тему "В сентябре! В сентябре…"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • обобщение и систематизация представлений детей об осени, об осенних явлениях и изменениях происходящих в сентябре месяце;
  • совершенствование грамматического строя речи,  развитие связной речи, выразительного чтения стихов;
  • воспитание бережного отношения к природе, любви к каждому месяцу любого времени года.

Предварительная работа:

  • Чтение  художественной литературы об осени.
  • Рассматривание репродукций знаменитых  художников и иллюстраций.
  • Разучивание стихов, пословиц и поговорок о сентябре.
  • Прослушивание  классической музыки А. Вивальди «Временна года» и П.И. Чайковского – «Осенняя песнь» из цикла «Временна года»; детских песен об осени  И. Смирновой: «Осень постучалась к нам».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель приглашает присесть ребят на ковер и предлагает им послушать музыку.

– Ребятки, послушайте внимательно эту чудесную музыку и попробуйте отгадать, какому времени года, она посвящена?

Звучит аудиозапись П.И. Чайковского: «Осенняя песнь» из цикла «Времена года».

Ответы детей: Об осени.

Воспитатель: Прекрасно, молодцы! Как вы догадались, что эта музыка об осени? Что вы почувствовали,  когда слушали ее?

Проводится дидактическая игра на развитие связной речи. Составление рассказов, детьми, из нескольких предложений на тему: «О чем музыка мне рассказала».

Воспитатель благодарит детей за рассказы.

– Но сегодня я хотела с вами поговорить, а впрочем, догадайтесь сами о чем …

Кружит, кружит листопад
Золотом покрылся сад
С севера на юг земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ
Что за месяц к нам пришел?

Ответы детей: Сентябрь.

Воспитатель: Умнички! конечно же, это сентябрь, первый месяц осени. В народе сентябрь называют « Хмурнем», как вы думаете почему?

Ответы детей

Воспитатель (обобщает):  Хмурый – пасмурный, ненастный. Солнце в сентябре не поднимается так высоко, как летом . Дни становятся короче, ночи длиннее. На небе много кучевых облаков и все чаще идут дожди. Наступают ранние сумерки.  Утром опускаются густые туманы. Именно поэтому в народе говорят «В сентябре днем погоже, да по утрам негоже», «Батюшка сентябрь баловать не любит». Ребятки, а в чем смысл этих поговорок.

Воспитатель совместно с детьми разбирает смысл поговорок, дает возможность высказаться каждому ребенку.

Воспитатель: Ребятки, а кто может вспомнить  пословицу или поговорку о сентябре?

Дети:

  • «Сентябрь – лето провожает, а золотую осень  встречает»
  • «В сентябре лето кончается, да осень начинается»

Воспитатель: Молодцы! Вы вспомнили прекрасные пословицы. Именно сентябрь является переходом от жаркого, знойного лета к дождливой, пасмурной поздней осени. Давайте   вспомним  стихотворения, которые мы с вами разучивали  на прошлой неделе.

Дети  читают стихи:

В сентябре мы мечтаем о лете
Хоть устали чуть-чуть от жары.
Каждый год, славно малые дети.
Мы боимся холодной поры.
Но пройдет же! Вернуться к нам птицы,
Что зимуют в далеких краях.
Сентябрем вам сполна насладиться
Не мешает пускай этот страх.
-----------------------------------
В сентябре еще не грустно
Теплый, полдень, все в цветах.
Помидоры и капуста
Поспевают на полях.
По утрам, конечно, зябко
Но пока морозов нет.
И еще зеленой шапкой
Лес усталый приодет.
Птичий гомон не смолкает,
Но прохладная пора
О себе напоминает
Нудным дождиком с утра.

Воспитатель: Благодарит детей за прекрасное прочтение стихов. И просит детей своими словами передать содержание данных стихов. Вовлекает в обсуждение каждого ребенка группы.

Воспитатель: Да, богат сентябрь  на угощения: капуста, помидоры, свекла, морковь, тыквы, яблоки, груши, сливы, виноград , грибы, орехи, брусника и клюква. Вот  сколько гостинцев припас нам этот месяц.

Проводиться игра: «Запасы на зиму» бросаем мяч ребенку в руки и называем, например яблоко. Он отвечает это фрукт, его можно засушить, сварить компот, варенье….

Воспитатель: Что-то мы с вами засиделись. Давайте мы с вами поиграем.

Подвижная игра: «Собери яблоки с дерева».

Воспитатель: Молодцы, мы прекрасно отдохнули и размялись. Приглашает детей присесть на места.

– Ребятки, а вы знаете, что у сентября очень интересная история. Это сейчас мы знаем , что сентябрь является 9-ым месяцем года, первым месяцем осени. Но так было не всегда. Покидало наш сентябрь в разные эпохи по календарю от самого начала к концу. В Древней Руси год начинался в марте, а сентябрь был седьмым по счету месяцем.
В 15 веке сентябрь стал первым месяцем и в ночь с 31 августа на 1 сентября отмечался Новый год.
Затем царь Петр Первый провел ряд реформ, в результате чего Новый год стали отмечать в январе, а сентябрь стал 9-ым месяцем. Вот какой интересный месяц сентябрь.

Воспитатель: Ребятки,  послушайте, пожалуйста, стихи …

В сентябре играет ветерок
С листьями опавшими красиво.
Провожает в школу на урок
Волосы нам путает игриво.
В листопаде осень закружит,
Разукрасив листья в желтый цвет.

(Л. Ким)

Воспитатель: А скажите мне, пожалуйста, в какие цвета, сентябрь расписывает листья деревьев?

Ответы детей: красные, желтые, алые, багряные, коричневые, оранжевые, золотые.

Проводиться игра: «Соберем листочки»

Воспитатель: Ребята, обратите ваше внимание на репродукцию картины А. Грицая  «После дождя. Осень» и определите, пожалуйста, можем ли, мы отнести эту картину к сентябрю месяцу, к ранней осени?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Будьте добры, объясните, пожалуйста, почему вы так решили.

Ответы детей: На картине небо серое, покрыто облаками, идет дождик. Листья на деревьях  и трава еще зеленеют, но кое-где уже появляется желтизна.

Воспитатель благодарит детей за хорошие ответы. Вместе с детьми обобщает полученную информацию на сегодняшнем занятии. Предлагает детям на занятии по ИЗО, нарисовать крисунок под названием «Вот какой наш – сентябрь».