История России XX века. Урок по теме «Новая экономическая политика». 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Цель: формирование у учащихся 9 класса целостного представления о новой экономической политике.

Задачи:

  • изучить новый материал;
  • проанализировать изученное;
  • сформулировать свою точку зрения на изученное.

Работа строится по принципу 3 уровней:

  • 1 уровень:базовый (причины, сущность(события),итоги);
  • 2 уровень: первичный анализ (оценка событий или процессов, а также объяснение этой оценки);
  • 3 уровень: выявление значимости событий (процессов) для страны в тот период и сейчас.

Такой способ работы позволяет работать учащимся каждому в своем темпе и на своем уровне возможностей, а также выбирать степень сложности работы. Не секрет, что учащиеся – “технари”, например, не считают необходимым углубляться в гуманитарные предметы. Однако, зачастую, именно такая работа привлекает их. Кроме того, ученики усваивают материал каждый в своем темпе, не чувствуя комплекса неполноценности.

Этапы урока: 1. Актуализация нового материала через повторение предыдущей темы (“Малая гражданская война”)

  • 1 уровень: Причины, сущность, итоги “Малой гражданской войны”
  • 2 уровень: Оценка данных событий.
  • 3 уровень: Значимость событий 1920-21 гг. для дальнейшего развития страны. Таким образом, мы выходим на актуализацию новой темы.

2 этап: Изучение нового материала. Новая экономическая политика

1 уровень: Причины, сущность, итоги новой экономической политики

Для облегчения и концентрации нового материала по содержанию НЭПа используем таблицу

сельское хозяйство промышленность финансы социальная сфера
       

Проверить степень заполнения данной таблицы по ходу урока ( или включить это упражнение при фронтальной работе)можно с помощью задания на интерактивной доске:

Распределить мероприятия НЭПа по направлениям:

1) замена продразверстки прод.налогом;

2) введение золотого “червонца”;

3) возврат к торгово-денежным отношениям;

4) денационализация мелкой и средней промышленности;

5) разрешение на создание концессий;

6) разрешение на аренду земли;

7) введение денежной оплаты труда;

8) свободный рынок труда;

9) создание трестов и синдикатов в крупной промышленности;

10) 6-дневная рабочая неделя;

11) развитие кооперации.

2 уровень: Оценить новую экономическую политику, аргументируя конкретными фактами. При этом возможны разные подходы к оцениванию изученного материала. Главное – умение аргументировать. Например, “Свободный рынок труда” является отрицательным моментом, т.к. может появиться безработица”.

3 уровень: Сформулировать значимость данного исторического явления. Фактически дети должны выйти на противоречия НЭПа. Например, “Ножницы цен” между промышленными и сельскохозяйственными товарами лишили крестьян стимула к дальнейшему подъему своего хозяйства”. Может возникнуть дискуссия. Опять же главное в этот момент научить детей грамотно аргументировать свою точку зрения.

Перед рефлексией могут возникнуть вопросы от учащихся на понимание материала. Это очень важно, т.к. тема очень трудная для понимания 15 – летних подростков.

3 этап: Подведение итогов урока и рефлексия.

Дети могут выразить свои впечатления в следующей форме: три цветных карточки на столах( зеленый цвет – все понял и успел; желтый – не все успел сделать или что-то не понял; красный – не сделал работу или ничего не понял).

Может быть вербальная рефлексия: Например, “Мне понравился урок. Я все успел. Мне все понятно” или “У меня возникли трудности с некоторыми пунктами работы”.

В заключение урока формулируется домашнее задание: & 18, доработать свои уровни, готовиться отвечать в любом формате (устно, тест на доске и т.д.).