ФГОС на уроках литературного чтения с психологическими приемами на примере произведения Н.Н. Носова «Ступеньки»

Разделы: Литература, Начальная школа, Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений осознанно читать и анализировать текст; обеспечить развитие монологической и диалогической речи; развивать умение анализировать и обобщать; содействовать сохранению здоровья учащихся.

Предметные результаты Метапредметные результаты и деятельность учащихся
Научатся называть фамилию автора и название произведения; читать плавно по слогам или целыми словами; будут стремиться к осознанному, выразительному чтению. Познавательные:

- развивать монологическую речь; строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

- формировать умения ориентироваться на страницах учебника, понимать приведённые в нём условные обозначения, в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме;

- производить сравнение и обобщение объектов.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Коммуникативные:

- формировать понятные высказывания в рамках учебного диалога;

- оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию;

-  в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи.

Личностные:

 - оценивать результат собственной деятельности;

- осознать уровень собственной успешности при изучении данной темы;

- учиться приемам сохранения здоровья.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма организации учебной работы: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.

Оборудование: УМК “Начальная школа XXI века”: “Букварь. Часть вторая”, 1 класс, Л.Е. Журова, А.О.Евдокимова; “Вентана-Граф”, Москва, 2011 год - 20 шт., мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация по теме урока.

Использование технологий: проблемно-диалогическая, здоровьесберегающая.

Задачи педагога: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности и к учебному материалу; воспитывать уважительное отношение к человеку; развивать эмоциональную сферу, логическое и творческое мышление учащихся; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности; формировать нравственные понятия: “добро - зло”, “труд – лень”.

Этапы урока Ход урока (деятельность учителя и учащихся) Формирование универсальных учебных действий
1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

Беседа о прочитанных в семье книгах.

“Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся!..”

(Слушание песни “Улыбка” М. Пляцковского и В. Шаинского из мультфильма “Крошка Енот”)

“Всем лучшим во мне я обязан книгам...” (М.Горький)

- Какие мысли вызывают у вас эти слова?

- Какие книги читали накануне вечером в семье? Кто читал с вами? Что особенно поразило вас в прочитанном? Какую книгу порекомендуете прочитать одноклассникам?

Личностные:

готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность; повышение уровня мотивации учебной деятельности.

Коммуникативные:

владеть речью в соответствии с нормами русского языка; формулировать собственное мнение; сотрудничество; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли, адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации.

Познавательные:

постановка и решение проблемы: формулирование проблемы.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации.

2.Введение в тему урока. Актуализация опорных знаний. - Я вам тоже порекомендую сейчас вспомнить две известные детские книги...Они очень весёлые, и написал их очень весёлый детский писатель...Вот шляпа...Она умеет двигаться!.. А вот тарелка с кашей... Я отдаю её нашему Мише!.. Догадались, о каких рассказах идёт речь? (“Живая шляпа”, “Мишкина каша”).

- А вот портрет писателя Николая Николаевича Носова...Что можете сказать о нём? (Весёлый. Улыбчивый. Глаза добрые. Хитро прищурился, будто хочет удивить нас очередным юмористическим рассказом.)

(Показ презентации о творчестве Н.Носова)

(Смена динамических поз по методике В. Базарного. Часть учащихся работает за конторками.)

Обсуждение просмотренной презентации; беседа о книгах Н. Носова – знакомых и тех, что непременно следует прочитать.

3.Физкультминутка на массажных ковриках. Формулирование учащимися темы урока. - Представьте, что мы шагаем вверх по ступенькам и считаем до десяти...(Счёт хором и ходьба на ковриках без обуви). – А теперь прыгаем вниз по ступенькам и так же считаем... (Прыжки и обратный счёт от 10). – Повернитесь на ковриках друг к другу...Посоветуйтесь... Свяжите фамилию писателя с нашей физкультминуткой...Назовите рассказ, над которым мы сегодня будем работать... (“Ступеньки”). Личностные:

духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к собственному организму, к здоровому образу жизни.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации.

4.Открытие нового знания. Первичное знакомство с рассказом Н.Н. Носова “Ступеньки”. Выразительное чтение рассказа учителем.

(Смена динамических поз по методике В. Базарного. Часть учащихся работает за конторками.)

После слушания учащиеся обмениваются мнениями и впечатлениями, планируют возможные варианты работы с текстом на следующих этапах урока.

Коммуникативные:

сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные:

прогнозирование, развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней.

Регулятивные:

целеполагание;

развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

вырабатывать способность различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные:

постановка и решение проблемы;

самостоятельное выделение познавательной цели.

Коммуникативные:

сотрудничество.

Личностные:

учиться приемам сохранения здоровья.

Коммуникативные:

сотрудничество.

Регулятивные:

прогнозирование, развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней.

Познавательные:

логические универсальные действия: решение проблемы.

 

Регулятивные:

выполнять учебное задание в соответствии с целью;

соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности;

выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

сотрудничество.

5. Постановка учебной проблемы. Применение нового знания. Моделирование обложки книги. Работа в парах.

- Положите перед собой листочки бумаги, возьмите ручки.

Работайте в парах с комментированием.

Проверка выполнения работы. (Автор произведения: Н.Н. Носов. Его фамилию мы запишем в верхней части листа.

Название произведения – “Ступеньки”. Запишем название произведения внизу.

Выбираем прямоугольник, так как это рассказ.

Закрашиваем жёлтым цветом, так как рассказ о детях).

- Сверьте свою работу с образцом.

Поднимите вверх ваши модели, покажите ребятам и мне, что у вас получилось...Молодцы!

6. Физкультминутка (комбинированная).  
7.Закрепление знаний. А) Методика зрительно-координационных упражнений: работа с офтальмотренажером В.Базарного.

Б) Методика сенсорно-координаторных упражнений: “Четыре угла” (Дети свободно перемещаются по классу и ищут карточки с числами, которые встречаются в рассказе Н.Носова).

Чтение рассказа по ролям хорошо читающими учениками.

Беседа по вопросам к тексту (с. 60) с остальными учащимися.

Работа в группах с деформированным планом текста.

-Восстановите правильную последовательность событий. Поставьте цифры.

• Ну, чего ты остановился?

• А я уже считать умею!

• Ну-ка, лучше снова начнём сначала.

• Может быть двадцать пять?

• Хорошо, что лестница кончилась...

• - А дальше шесть, - сказала мама.

- Выберите половицу, которую можно сделать названием рассказа Н. Носова “Ступеньки”.

• Терпенье и труд всё перетрут.

• Глаза страшатся, а руки делают.

• Умел начать, сумей и закончить.

Проверка выполнения заданий группами.

- Вы очень хорошо, дружно потрудились! Вот вам пословица за это (на экране): “Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось!”

8.Физкультминутка “Среди берёз”. - Устали?.. Давайте “убежим” с урока в берёзовую рощу - подойдем к экологическому панно. (Экологическое панно используется для расширения зрительных горизонтов и развития воображения детей.)

- Скажите, все ли слова, прикреплённые к стволам берёзок, соответствуют содержанию рассказа? (Петя, лестница, папа, Валя, школа, одиннадцать). Найдите “лишние”, объясните.

- Почему два слова написаны с заглавных букв?

- В чём особенность правописания слова “одиннадцать”?

Личностные:

учиться приемам сохранения здоровья.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли, овладевать диалогической формой коммуникации; формулировать собственное мнение; договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов.

Регулятивные:

выполнять учебное задание в соответствии с целью;

соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности.

Личностные:

духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к собственному настроению и настроению окружающих.

9.Итог урока.

 

10. Рефлексия.

Как вы думаете, мы успешно решили поставленные задачи?

– Продолжи предложения (на экране):

Сегодня на уроке я повторил (а)...

Я учился (училась)...

Для меня оказалась полезной информация о ...

“Ступеньки к знаниям”: учащиеся под музыку В. Шаинского к песне “Чему учат в школе” прикрепляют значки своей успешности (комфортности) к ступенькам (этапам) урока.

28.04.2015