НОД в старшей группе "Этот удивительный песок"

Разделы: Работа с дошкольниками


Основная образовательная область: познание.

Образовательные:

  • познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка;
  • уточнить знания о том, что песок не живая природа;
  • показать значение его в жизни человека.

Развивающие:

  • развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук;
  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  • закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, лупой;
  • развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
  • стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к песку;
  • воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.

Интеграция областей.

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Игровая деятельность.

Предварительная работа:

Рассматривание фотографий, иллюстраций, детской энциклопедии.

Чтение художественной литературы.

Наблюдения и игры на прогулках.

Оборудование: песок, вода, прозрачные стаканчики, лупы, деревянные геометрические фигуры (конструктор), коктейльные трубочки, формочки, пластиковые бутылки без дна, листы бумаги, карандаши.

Часть I. Введение в игровую ситуацию

Воспитатель: Ребята, сегодня мыс вами отправляемся в лабораторию, где будем исследовать один предмет, а какой, сейчас узнаем.

Воспитатель предлагает надеть фартуки, чтобы не испачкаться.

Подходят к столу. На столе стоит коробка, закрытая тряпочкой.

Воспитатель: Давайте по очереди опустим руки под тряпочку и узнаем, с чем будем проводить опыты. (Ответы детей: сахар, мука, соль, земля, песок). Чтобы прийти к одному мнению, отгадайте загадку:

Он рассыпчатый такой,
А на солнце золотой.
Как намочить ты его,
Так построишь хоть чего. (Песок)

Воспитатель: Что такое песок? (Полезное ископаемое)

Как образуется песок? (Разрушаются твердые горные породы)

Как вы думаете, песок - это живая ли неживая природа?

Почему? (Живая природа дышит, пьёт воду, питается, растёт….)

Пройдём на свои рабочие места.

Часть II. Практическое экспериментирование

Воспитатель: Песок – одно из самых удивительных веществ на планете. Чтобы узнать свойства песка, нам необходимо превратиться в лаборантов и произвести некоторые опыты. А сейчас пройдём в лабораторию.

№ опыта Действия Наводящие вопросы Выводы
Опыт № 1

Моделируем цвет песка

Дать детям два стаканчика с песком. Предложить аккуратно налить в один стакан воду. Песок стал каким? (Мокрым). Давайте сравним свойства сухого и мокрого песка. Сухой песок по цвету бывает светлым, жёлтым,

а мокрый - темным, коричневым.

Опыт № 2

Моделируем структуру мокрого и сухого песка

Дать детям лупы, предложить рассмотреть сухой песок. Из чего состоит песок? (частичек, песчинок)

Какие они по форме, размеру? (Все разные: круглые, квадратные...)

Сделаем вывод о структуре сухого и мокрого песка (между песчинками сухого песка находится воздух, поэтому их хорошо видно, а между песчинками мокрого находится вода, все песчинки слиплись и их формы не видны)
Рассмотрим мокрый песок. Видны ли в мокром песке отдельные песчинки? (Отдельных песчинок не видно, они прилипли друг к другу)

Что же привело к тому, что песчинки слиплись? (Вода)

Правильно, когда наливали воду в сухой песок, из него вышел воздух. И вода заняла место между песчинками.

Опыт № 3

Моделируем погружение кубика в песок

Предложить высыпать рядом стакан сухого и мокрого песка, равняем песок ладонью. На поверхность песка кладем два одинаковых, деревянных кубика, на их гранях отметим уровень погружения. Затем вынимаем кубики. Сравните, в каком песке кубик погрузился глубже и почему?

Игра: Найди в песке геометрическую фигуру левой (правой) рукой.

В сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый. Предметам, погружающимся в песок, легче вытолкнуть воздух чем воду, которая находимся между песчинками.
Опыт № 4 Моделируем схему движения песка Воспитатель показывает детям иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы.

Перед каждым стоит разнос с сухим песком. Ребёнок дует в трубочку, направляя струю воздуха на песок.

Откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? Проведем опыт и узнаем.

Что происходит?

А теперь проделам тоже самое с мокрым песком. (Песок не движется)

Песчинки разлетелись в разные стороны, появляются волны, песчаные холмы, песок передвигается). Эти морские волны, в пустыне называют барханами. Сделаем вывод о движении песка: (сухой песок под воздействием ветра движется, а мокрый нет)
Опыт № 5 Моделируем форму песка Предложить засыпать формочки сухим и мокрым песком и их перевернуть. Что происходит с фигурами из формочек? Если песок сухой, песочные фигуры рассыпаются, из мокрого нет.

Мокрый песок принимает любую нужную форму, а сухой нет.

Когда песок высохнет, что произойдёт с вашими фигурами? (Рассыпятся) Почему? (Вода между песчинками испарится)
Опыт № 6

Моделируем прохождение воды через песок

Перед каждым ребенком стоят две перевёрнутые бутылки без дна, горлышко заткнуто ватой. Предложить детям насыпать в одну бутылку сухой песок, в другую – мокрый. Налейте в бутылку воду Понаблюдаем, будет ли просачиваться вода (вода проходит) Сухой и мокрый песок хорошо пропускают воду
Опыт № 7

Моделируем свойство сыпучести

Предложить высыпать сухой и мокрый песок через воронку. Какой песок высыпается легче, лучше? (Сухой).

Если сухой песок сыпется, то он какой? (Сыпучий.) А мокрый? (Несыпучий).

Сухой песок сыпучий, а мокрый несыпучий.

После каждого опыта дети вместе с воспитателем фиксируют ответы в таблице условными обозначениями.

Вместе с детьми воспитатель формулирует следующие свойства песка, дети делают обобщающие выводы о свойствах сухого и мокрого песка на основании зарисованных ими схем:

  1. Сухой песок по цвету светлый, жёлтый; между песчинками находится воздух и поэтому предметы погружаются легко; сухой песок под воздействием ветра движется; принимает любую нужную форму; хорошо пропускают воду; сухой песок сыпучий.
  2. Мокрый песок - темный, коричневый; между песчинками находится вода; предметы погружаются не так легко, чем в сухой песок; мокрый песок под воздействием ветра не движется; принимает нужную форму; хорошо пропускают воду; несыпучий.

Часть III. Физкультминутка

Дети выстраиваются в колонну в затылок друг другу. Ведущий игры, “рисует” пальцем на спине последнего ребенка цифру. Последний должен передать следующему игроку точно таким же способом — нарисовать цифру пальцем на спине соседа. Последний получатель сообщения воспроизводит цифру пальцем на песке. После этого он становится в конец колонны, и игра продолжается.

Часть IV. Итог

Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз вспомним, о чём мы сегодня с вами говорили, чем занимались, что нового узнали? Где используется песок людьми? (Песочные часы, люди отдыхают на песчаных берегах рек, озёр, дети играют в песочницах, тушат пожары, зимой посыпают дорожки, в строительстве).